Прислать материал

Старые усадьбы в аренду и поиск культурного кода. Как планируют развивать туризм в Рязанской области

В Рязани прошёл очередной Форум древних городов. В это году его провели в третий раз и впервые — в онлайн формате. Гости из-за границы приехать не смогли из-за коронавирусных ограничений, но записали видеопоздравления. В центре внимания оказались рязанские города и сёла, основанные не менее пятисот лет назад. Таких у нас более восьмидесяти. Организаторы форума отметили — из-за нового формата в этот раз эмоций оказалось меньше, но акцент сместился на практическую часть. Участники, конечно, всё равно презентовали и народные костюмы, и местные песни и танцы, но больше говорили о развитии туризма, привлечении гостей и сохранении самобытности.  

Опыт «ТТТ»: Томск, Тума, торговый городок

Одна из важных задач Форума — обмен опытом и информацией. Участники отметили очевидную вещь — чтобы город или село могли привлечь туристов, нужно сочетание нескольких параметров. Это инфраструктура, информирование и собственно уникальные объекты, которые интересны гостям. Обсуждали преимущественно последний пункт. Здесь у Рязанской области очень хороший потенциал, но он нуждается в развитии.

Рязань у многих ассоциируется прежде всего с русской стариной. Задача — её сохранить. Участникам Форума рассказали о возможности войти в программу поддержки памятников деревянного зодчества — она предусматривает в том числе федеральное финансирование.

Упомянули опыт Томска — там действует программа поощрения бизнеса, который участвует в восстановлении памятников. Возможно, адаптация такого проекта для Рязани тоже поможет найти средства, которых не хватает.

Впрочем, не всегда дело в финансировании. Важно, как «подать» объект. Это уже задача краеведов и гидов. Каждый маршрут должен иметь свою «фишку». Тут можно привести в пример Туму: посещающим её туристам не просто рассказывают об истории посёлка. Акцент делают на местной церкви — внешне она непримечательна, но внутри сохранился редкий мраморный иконостас. Роспись сделана по эскизам Васнецова, Репина и Нестерова; некоторые изображения — точные копии со стен Владимирского собора в Киеве.

Ещё одно направление развития, на котором в этот раз сделали особый акцент, — развитие волонтёрства, направленного на сохранение исторических объектов. Пример — торговый городок в Рязани. Добровольцы собрались, чтобы привести в порядок полуразрушенную «рязанскую ВДНХ». И помогли, и привлекли к объекту внимание — в результате принято решение о реконструкции павильонов.

Возможен и формат волонтёрского обмена. Так, добровольцы из Франции в прошлые годы дважды бывали в археологическом лагере Старой Рязани. В результате и нашим исследователям на раскопках помогли, и в популяризации места за границей поучаствовали.

Спасти дворянское наследие

Один из самых «больных» вопросов — сохранение старинных усадеб. Тут вопрос в том, как найти средства — каждый такой объект требует многомиллионных вложений.

Сейчас в Рязанской области 30 дворянских усадеб, 13 из них признаны особо ценными на уровне страны. Одиннадцать из них — на федеральном балансе, и в плане финансирования к приоритетным они не относятся.

В результате только три усадьбы в области сейчас в достойном состоянии: дом Кашиных в Константинове (его использует музей Есенина), поместье фон Дервиза в Кирицах (сейчас здесь санаторий) и усадьба Ермолова в селе Красном Михайловского района (ныне подворье Сретенского монастыря).

На остальные объекты нужно искать деньги. Есть вариант привлечь тот же бизнес, переложив на арендатора бремя финансирования. Тут, правда, предвидится много бумажной работы по подготовке документов к аренде или приватизации. Но главное даже не это — по словам участников Форума, сами предприниматели не демонстрируют интереса к усадьбам; слишком большие вложения нужны, которые ещё могут и не окупиться. Но предложения по решению проблемы есть — дать потенциальным инвесторам больше льгот: беспроцентные субсидии, освобождение от земельного налога, помощь с подведением коммуникаций.

Три слоя Рязани

Ещё одно направление, в котором предстоит работать, чтобы сделать город ещё привлекательней для туристов — формирование его имиджа вокруг уникальных объектов и культурных кодов. Важно подчеркнуть самобытность той же Рязани. Для этого нужно прежде всего изучение. Методики для этого разработаны; трёхслойная модель исследований выделяет основные аспекты: физическое пространство (улицы, скверы — то, что создаёт человек), социальное пространство (горожане и гости города) и культурные коды (история, личности, с которыми ассоциируется место).

Работа по изучению может строиться на моментах, которые, как правило, мы не замечаем — или не придаём им значения. Например, участники Форума изучили объявления на столбах и деревьях; большая часть предлагает работу. Это связали с давней традицией отхожего промысла «косопузых» рязанских плотников. Многочисленные заборы — отсылка и к «крестьянской философии» в урбанистике, и к истории пограничной Рязани. То есть город ещё предстоит «прочитать», чтобы правильно представить его и туристам, и рязанцам, не обманув ничьих ожиданий.

Нужно работать и с визуальной стороной, особенно в центре и там, где туристы составляют для себя первое впечатление — на вокзалах и окрестных улицах. Тут в пример привели Коломну — в исторической части города соблюдаются дизайн-коды, то есть правила, регламентирующие облик улиц, магазинов, кафе и других объектов. Это создаёт единую атмосферу, которую так ценят приезжие.

Александра Гудкова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Администрация Рязани
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров