Сейчас в России около 10 млн квадратных метров жилья относится к аварийному и ветхому фонду. Между этими понятиями есть разница: аварийное уже непригодно для использования, а ветхое (с износом выше 70%) ещё может быть отремонтировано.
В Рязанской области действует программа по расселению аварийных домов, рассчитанная до 2025 года. На строительство новых квартир для их жильцов потратят в общей сложности более 2 млрд рублей. Только в этом году в регионе планируют сократить объём аварийного жилья на 7,24 тысячи кв. метров.
Те, чьи дома не признаны аварийными, тоже могут добиться такого статуса. 62ИНФО разобрался, с чего начать.
Главное — нормы
Первый шаг — понять, действительно ли дом подходит под категорию жилья, которое требует расселения. Нужно, чтобы он соответствовал одному из двух базовых критериев. Во-первых, чтобы жильё признали аварийным, должны быть повреждены фундамент или несущие конструкции.
Во-вторых, даже крепкое на первый взгляд строение может не соответствовать нормам по освещённости, температуре или влажности. Например, если зимой в подъезде столбик термометра показывает меньше 18 градусов и исправить это нельзя — это уже признак брака при строительстве. Есть также нормативы на шум, химические загрязнения, уровень освещения. Отсутствие водопровода или канализации в доме выше двух этажей — тоже повод задуматься о праве на переселение.
С чего начать
В первую очередь следует собрать документы, подтверждающие, что дом не пригоден для проживания, и передать их в межведомственную комиссию при администрации. Этим может заняться любой собственник или арендатор муниципальной квартиры.
Можно начать с жалоб жильцов: они должны изложить претензии в письменном виде. Но без экспертиз от надзорных и контролирующих органов не обойтись. К ним относятся Роспотребнадзор, пожарная и жилищная инспекция. Обращаться надо в тот орган, в чьей компетенции проблема. Если претензия, например, связана с несоответствием противопожарным нормам, надо идти в МЧС.
Те, кто живёт в многоквартирных домах, могут сами создать комиссию. Она должна включать сотрудников управляющих компаний и коммунальных служб. Но это их право, а не обязанность.
Собрав заключения о том, что условия в доме не соответствуют нормам, нужно подать их в межведомственную комиссию, приложив к заявлению следующие документы:
- заверенные у нотариуса документы заявителей на право проживания в доме;
-
план и техпаспорт помещения (собственники или те, кто живёт в квартире по соцнайму, могут получить его через МФЦ);
-
для нежилых — проект реконструкции для перевода в жилое помещение (под расселение попадает только эта категория помещений).
Если комиссия вынесет отказ в признании строения аварийным, можно пригласить независимую экспертизу. Её могут делать только компании, имеющие соответствующую лицензию, траты лягут на плечи заявителей. С заключением позже можно будет решить дело в судебном порядке. Решение администрации об отказе можно оспорить в течение трёх месяцев, начиная с даты его принятия.
На что можно рассчитывать
Если дом признали аварийным, у владельцев квартир в нём есть варианты действий:
-
потребовать материального возмещения стоимости помещения у бюджета. Её должны рассчитать по метражу квартиры и с учётом реальной стоимости жилья на рынке;
-
дождаться, пока другое жильё предоставит муниципалитет. Это может быть и маневренный фонд — но не дольше чем на два года. При этом все затраты на переезд должен покрыть бюджет.
Если владелец ветхого жилья выбрал компенсацию — власти должны перевести средства на счёт в течение месяца. Если жильё от государства — после его подбора необходимо заключить договор мены между владельцем и муниципалитетом.
Александра Можаева
Больше новостей в нашем