Прислать материал

«Край ты мой заброшенный»: Рязанская область как мечта «одиозной организации»

Сохранение исторического наследия - тема очень важная. Любовь к родным местам, забота о них, гордость за них - часть самосознания русского народа. И потому - болевая точка, на которую удобно давить. Простор для манипуляций и спекуляций; главное - эмоций побольше: заявить якобы благую цель, добавить громких лозунгов и перспектив «все пропало». К сожалению, примеры такого подхода можно найти и в Рязанской области.

Попробуем разобраться: где проходит граница между защитой истории и, собственно, развитием, которое определяет нашу жизнь сейчас. За основу можно взять две темы, которые в декабре вновь оказались в информационном поле — хотя обе имеют длинную и непростую предысторию. Региональное отделение ВООПИиК в прошлом месяце снова взялось за два объекта, к которым мало кто равнодушен — музей-заповедник Сергея Есенина в Константинове и кремль в Рязани. Поводы новые — подходы все те же.

«Девки ему очень по душе»

Проект «Есенинская Русь» - пожалуй, одна из самых сложных историй последнего времени. Началась она несколько лет назад — под громкими лозунгами о необходимости сохранения родных мест поэта. Имя Сергея Есенина — громкое имя, и перспективы утраты его наследия, о которых, пожалуй, громче всех заявляли в публичном поле представители рязанского ВООПИиК и зампред организации Игорь Кочетков, тут же всколыхнули общественность. Новые регламенты для достопримечательного места тут же утвердили и воплотили. Местные схватились за голову: однажды утром они, можно сказать, проснулись в музее — и выяснили, что теперь практически не могут ни сарай во дворе построить, ни крыльцо отремонтировать.

Время показало абсурдность ситуации, но развивалась она, как триллер:
в ней были и сборы подписей, и драки, и скандалы, и чуть до смерти одного из участников не дошло. Критиковали проект архитекторы, возмущались жители — и, наконец, решение о пересмотре регламентов было принято. Глядишь, местные скоро все же смогут вздохнуть посвободнее. Желание вполне понятное: люди хотят жить. Беречь историю, уважать прошлое - но жить и развиваться в настоящем. Не ютиться в хате, где "у порога в дежке квас, / Над печурками точеными / Тараканы лезут в паз".

Сейчас работа по смягчению регламентов для тех 42 населенных пунктов, которые включили в «Есенинскую Русь», идет с Минкультуры РФ. Сложно заподозрить федеральное министерство в коварных замыслах загубить наследие Есенина.

Но рязанское отделение ВООПИиК не сдается. Абсурдность ограничений «Есенинской Руси» проявила себя, карта не сыграла — достаем другую, из той же колоды. Пост на странице организации во ВКонтакте в декабре — чеканно-пафосное: «Убить Есенина», «Пытаются урезать границы зон охраны Усадьбы С.А. Есенина в с. Константиново - в 16 раз». Эмоций тоже хватает — тут в дело идут псевдонародные причитания: "По человеческим законам памяти о великом русском поэте, который прошел каждую стежку в окрестностях Константиново...".

Есть и цитаты — скажем, выдержка из письма 1915 года, написанного Есенину гостившим на берегах Оки поэтом Леонидом Каннегисером: "Очень мне было у вас хорошо!... Через какую деревню или село я теперь бы не проходил… – мне всегда вспоминается Константиново, и не было еще ни разу, чтобы оно поблекло в моей памяти или отступило на задний план пред каким-либо другим местом". Впрочем, Есенин тоже вспоминал ту поездку и писал, что гость оценил не только закаты в лугах: "Водил я его и на улицу. Девки ему очень по душе. Полюбилось так, что еще хотел приехать".

Применять эмоциональные аргументы могут обе стороны. Значит ли это, что теперь в 42 населенных пунктах "Есенинской Руси" надо обеспечить гостям каких-нибудь покладистых "девок" - для исторической достоверности и сохранении аутентичности места? Надо ли снять с улиц асфальт, отключить электричество, организовать у въездных дорог в Константиново дежурство старушек в служебных "старомодных ветхих шушунах" с инвентарным номером музея? Сам поэт, кстати, чувства к родной деревне прекрасно сочетал с жизнью в столицах и пристальным вниманием к тому, что они могли предложить в смысле моды и комфорта.

ВООПИиК, похоже, не нравится, что вопрос с установлением охранных зон идет без того, чтобы их мнение оказалось решающим. Хотя чем дело закончилось в прошлый раз, когда вышло «по их», в окрестностях Константинова прекрасно помнят. «Бедный Есенин 10 лет вертится в деревянном ящике и не знает, в чем он так перед людьми, попавшим в бюрократическую ловушку, провинился», - один из комментариев под тем самым постом об охранных зонах. «Есенин спасет Россию от чиновничье-олигархического капитализма!» - отвечает на это Кочетков. Так что же, Есенин - просто инструмент, а имя поэта — возможность поднять очередной скандал, для которого реальной мотивации нет?.. При чем же тут были родные есенинские стёжки, за которые двумя абзацами выше душа болела?.. Если цель - «спасти» просторы у Оки, так им пропасть и без ВООПИиК не дадут, не тот масштаб; если же нет — то какова цель?

photo_2026-01-29_10-46-08.jpg

Битва с академиками

Впрочем, окрестности Константинова — не единственное, на что устремлен взор Игоря Кочеткова. Рязанский кремль — знаковый объект нашего города, и пристального внимания общественника не избежал. Этой истории тоже не первый год, и на новый виток она тоже вышла в декабре.

Кремль - место, которое не зря зовут "сердцем Рязани". Красота, история, мастерство зодчих - здесь есть все. И внимания кремлю уделяют немало, в том числе на федеральном уровне - сейчас, например, идет реставрация Успенского собора. Вложения огромные, работы под контролем федеральных органов. Приводят в порядок территорию, и мало кто из туристов после посещения Рязани не поделится фотографиями из кремля и впечатлениями о прогулках.

Сохранен ли кремль для истории? Пожалуй, да. Бродим ли мы вокруг того же Успенского собора по тележным колеям, освещают ли парк вечерами лучины? Все же нет. Меняется время, город вокруг, меняются требования людей, и сочетать эти факторы нужно учиться гармонично. Не теряя истории - но и не жертвуя будущим и настоящим.

Между тем, именно некая "борьба за кремль" годами становилась основой для ряда митингов и многочисленных постов в соцсети. Инициатива исходила от Рязанского отделения ВООПИиК - организация согласовывала митинги, публиковала сообщения на своей странице во ВКонтакте. Выходили с яркими плакатами и громкими лозунгами. Слов, эмоций и призывов было так много, что сразу и не поймешь - что же грозит действительно дорогому рязанцам кремлю? Могло создаться впечатление, что кремль либо сносят прямо на неделе, либо (если присмотреться к коллажам с нарушением всякой перспективы) в паре сотен метров, на берегу Трубежа, уже заложили фундаменты впечатляющих высоток. Выглядело эффектно и пугающе; Игорь Кочетков давал понять - опасность нешуточная.

Правда, оказывалось, что на кремль не покушаются; да и с видом не выгорело: на место съездили несколько проверяющих, в том числе губернатор, но угрозы не нашли — вид из такой дали и с такого ракурса не открывался. В результате ВООПИиК только получил в свой адрес характеристику - «одиозная организация».

Впрочем, новый инфомповод ВООПИиК искал недолго: в декабре госинспекцией по охране ОКН Рязанской области был опубликован Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Рязань». Эксперты (стаж работы — от 24 до 48 (!) лет; в составе комиссии — академик Академии архитектурного наследия; все прошли аттестацию, подтвержденную в Минкультуры РФ) дали положительное заключение.

Документ состоит из 293 страниц. Указано, что «авторами Проекта собраны исходные данные (копии нормативных правовых актов, регламентирующих градостроительных документов и др., касающихся исследуемой территории и расположенного на ней Объектов культурного наследия), проведен анализ документации территориального планирования, документации по планировке зонированию рассматриваемой территории. Авторами Проекта проведен ландшафтно-визуальный анализ зон видимости Объектов культурного наследия. Исследования выполнены для получения данных о характере видовых раскрытий Объектов, композиционно-видовом влиянии на прилегающие территории. В ходе детального анализа были выявлены точки и сектора раскрытия памятников».

Рязанскому ВООПИиКу опять не понравилось. На документ в 293 страницы с приложениями, картами, обоснованиями и координатами, который одобрили три эксперта, в том числе академик со стажем в 48 лет, общественники ответили, так сказать, симметрично: постом в 913 символов (без пробелов) во ВКонтакте и прежней риторикой о «преступлении перед потомками». Вновь звали «защитить Рязанский кремль», которому по-прежнему, вообще-то, не угрожали. Один из комментаторов попытался указать на ошибку в терминах в посте, но его там же и окоротили: «Не надо тут умничать». Действительно, лишнее; чай, не к академикам обращается. А если и к академикам — то у Игоря Кочеткова, например, уже есть весьма нелестный опыт общения с женщинами из научных кругов...

Вообще же, если полистать ленту сообщества организации во ВКонтакте, то может возникнуть впечатление, что общество охраны памятников истории и культуры в Рязанской области занимается только очень ограниченным кругом памятников и понятие «охраны» воспринимает достаточно однобоко. Но ведь и в Рязани, и в районах много чего надо сохранять, много о чем можно рассказать?

Такую энергию - да действительно на эти цели!.. Скажем, дом Херасковых - то самое деревянное здание с колоннами у площади Свободы, - на странице ВООПИиК пара постов в 2020 году. Дом Банковского на Цветном бульваре упоминается в августе (когда сгорел), в предыдущий раз - в 2023 году. Бывшие усадьбы в рязанской глубинке, которые стоят того, чтобы сохранить то, что еще осталось? Два поста в 2025-ом; накал надрыва и боли не тот. Этим объектам организация, которая вроде как занимается охраной памятников истории и культуры, внимания, похоже, уделяет в несколько раз меньше, чем склонению на все лады «Есенинской Руси» и поиску неуловимых видов на кремль.

Тем временем за свою риторику Игорь Кочетков уже стал фигурантом дела о клевете. Кстати, когда у зампреда рязанского ВООПИиК проводили обыски, выяснилось, что противник новостроек живет в квартире в "тихом центре" Рязани.

Вряд ли там царит "хомутный запах дегтя", а "печь как-то дико и странно завывает в дождливую ночь" — чего он, похоже, так хочет для других. И, пожалуй, приятно оттуда прогуляться "знакомой стежкой" до кремля, полюбоваться видами, посидеть на лавочке у памятника Есенину. Можно и об истории подумать. А о развитии, настоящем и будущем; о людях, которые хотят жить в комфорте вокруг того же Константинова — забыть.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  62ИНФО