Прислать материал

Иван из Рязани: как разведчик "Ахмата" стал учителем в школе

Иван — почти два метра роста, голубые глаза и улыбка — хоть сейчас снимай в кино. Однако Иван не достался Голливуду, поскольку помимо внешности у него крепкий характер, достойное воспитание и твердые мужские убеждения. Да и подвиги он совершал реальные, а не по киносценарию.

В 21 год Иван Гусев ушел добровольцем на фронт. Служил в разведке, вытаскивал раненых с передовой, не раз бывал под обстрелами. А сейчас — преподает в школе №76 города Рязани и воспитывает ребят в объединении "Православные витязи".

"Я пошел защищать детей"

wjEuAfIgerE.jpg

На столе в школьном классе — стопка двойных листочков. Молодому учителю ОБЖ предстоит проверка самостоятельной работы, которую сдали восьмиклассники. Для Ивана Гусева идет первый учебный год в качестве преподавателя. Пока начинающий педагог только привыкает к работе. Шутит: "Не знаю, кто больше ждет каникул — я или ученики. И не знаю пока, как проходят каникулы у учителей".

Сейчас Иван получает среднее специальное педагогическое образование. "Порой сложно, ребята непослушные бывают. Но ни дня, ни секунды не пожалел, что пошел в школу", — говорит он.

Как ни дня не пожалел о том, что пошел на фронт.

4Q_uyyr9-o8.jpg

Контракт он подписал в прошлом январе. Бабушке и деду не сказал; маме, конечно, признался. Та поначалу пыталась отговорить, но когда поняла, что сын не передумает, приняла его решение: "Ждала, не подавала виду, как переживает. Когда звонил, очень хорошо держалась. Она молодец, за это я ей очень благодарен".

Иван с детства мечтал стать офицером — с военным училищем не сложилось, но был и опыт срочной службы в армии, и представление о жизни в полевых условиях благодаря походам с "Православными витязями".

Молодой рязанец попал в "Ахмат", служил в разведке.

Мысль о том, что мужчина должен защищать свою страну, свою землю и свою семью, была для него абсолютно естественной. Но последним, что решило дело, стал увиденный им ролик с офицером ВСУ: "Меня подтолкнула одна фраза. Украинский офицер процитировал слова офицера СС — что не надо убивать мужчин и женщин, надо убивать детей. "Убивайте детей — вы убьете поколение и государства не будет". Это меня очень сильно задело. Я пошел защищать детей".


"Убьют? Ничего страшного"

3.jpg

На уроки Иван ходит в форме. Среди наградных планок — непривычного вида знак. Награда спецназа "Ахмат" — вручена с личной благодарностью командира за спасение жизни людей и выполнение всех боевых задач без потерь:

"Первые дни может быть страшно. После первого обстрела страха уже особо и нет. Обычная работа: приказали туда — значит, идем туда. Появляется цинизм, тебе все равно. Убьют? Ничего страшного. Я свою задачу сделал, что-то вложил в эту победу. Кто боялся — возвращался домой... не своим ходом".

Самое тяжелое — выносить "двухсотых", говорит Иван. Он вынес двоих. Обоих знал лично.

А вот когда удается обмануть смерть — это совсем другое. Такое тоже было — вытаскивали парня, засыпанного в обстрелянном блиндаже: "Выдвигаемся на ту позицию, там метров триста надо полем пройти. Половину прошли — начался обстрел. С полным боекомплектом, в бронежилетах побежали до посадки. Там вдвоем начали искать позицию, шли вдоль тропы — по ней начали бить. Видим — лежит наш парень, глаза закрываются уже, его всего трясет... Мы на носилки его, подходим к краю лесополосы — по нам минометы, "птички" начинают работать. Затащили его в заброшенные блиндажи, он без всего же, я на него свою каску накидываю... Более-менее успокоилось, "птички" РЭБ заглушил. Понимали, что стрелять будут — но наугад уже, может, не попадут. Побежали — разрывы были метрах в 120 от нас".

Вытащенный с позиции парень остался жив.

tTl9JVFctHU.jpg

"Я сдержанный очень, хладнокровие очень помогало. И смех. Мы много шутили. Нас отправили новую позицию оборудовать, она не очень выгодная была. И миномет очень хотел, чтобы мы остались на дороге туда. "Птички" прилетали. Один прилет — метрах в 10-15 рвануло, у меня в рукав куртки прилетело, а руку даже не поранило. Куртку до сих пор не зашиваю. Ни за что не зашью", — рассказывает Иван.

В тот день Иван провел под обстрелом десять часов: "По сторонам стояли там — и тут пуля одиночная через весь туннель. Может, снайпер. Каким-то чудом никого не задело. Холодно было, колотит — мы чаю попьем, тушенки погреем. Смеялись. До их позиций может, метров 400 — чего мы им только не кричали!".

А еще очень поддерживали письма. Иван и сейчас хранит дома несколько конвертов с фронта и детский подарок, оказавшийся в одной из посылок: "У меня до сих пор на разгрузке игрушка висит — человечек из ниток. Всегда с ней ходил. Правда, человечек руки потерял, пока я там ползал. Но я им очень дорожу, повоевали мы с ним нормально".


"Пока мы здесь их детство продолжается"

2-.jpg

Иван и сейчас вспоминает, как ждали и как ценили слова поддержки: «Один раз водитель целую коробку писем вез куда-то, занес к нам, разведчикам, и оставил. Потом искали — вам коробку не привозили? Может, и привозили, говорим — теперь наше, не отдадим! Отдали, конечно… Половину. Сидели, перебирали их, перечитывали, делили — вот это мое...».

Теперь Иван сам помогает собирать посылки на фронт — «гуманитарка» от «Православных витязей» идет бойцам 137-го десантного полка. Хочет предложить и ученикам своей школы написать письма или отправить рисунки тем, кто сейчас на передовой. Главное, говорит, чтобы было от души: когда ребенок пишет «от себя», очень заметно и приятно.

По словам Ивана, воспоминания сглаживаются, но никуда не уходят. Он учит детей тому, что помогало ему самому в трудные моменты: «Пытаюсь их научить думать. Не надо безбашенно вперед ломиться, всегда надо обдумывать. Их порой замучил уже — всегда думайте!».

Ok5mvYoOies.jpg

По вечерам Иван читает конспекты, размышляет, как лучше объяснить что-то школьникам, как — воспитанникам в «Православных витязях»: «Подумаешь — как здесь детям преподнести, как там? Заставляешь голову думать, кому что лучше. И развиваешься тоже. За эти полтора месяца подтянулся. Они меня тоже чему-то учат, я учусь».

Фронт тоже научил его многому. Надо быть сильным — «слабому там тяжело». Честным — «нет времени врать». Надо идти к цели — «пока каждый из нас готов тут быть, мы непобедимы».

«Мне понравилось, когда мы приезжали в город — там до линии фронта, может, километров десять. И там дети подбегают к нам, спрашивают, как зовут, можно ли сфотографироваться. И было очень приятно, что, пока мы здесь остаемся, их жизнь продолжается — с радостью, с играми какими-то. Детство», — рассказывает Иван.

...За дверью звенит звонок, школьный коридор наполняется шумом. Пройдет перемена, и Иван снова начнет урок. Здесь для молодого педагога — тоже возможность беречь детство, учить ребят быть сильными и честными, верить в себя и идти к своей цели. А для учеников — возможность видеть перед собой учителя, на которого хочется быть похожим.

Александра Гудкова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  62ИНФО, личный архив Ивана Гусева
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров