Прислать материал

https://www.traditionrolex.com/48

Брачные страсти. Очерк рязанского писателя и журналиста Ивана Назарова

У многих животных время любовных перипетий совпадает с наступлением весны. Чтобы выявить достойных для продолжения рода, одни устраивают предсвадебные концерты и состязания с драками до крови, другие в выборе партнёра ограничиваются смотринами, демонстрируя ловкость и скорость бега на глазах самки, третьи, чтобы завоевать сердце избранницы, соревнуются в сольном пении и демонстрации красок оперения.

Однако прежде надо сказать, что есть животные, у которых эйфория праздника, связанного с любовными страстями, бывает в другие сезоны года. К примеру, брачная пора лосей начинается в сентябре. В это время быки, чтобы вызвать соперников на поединок, начинают реветь.

Лет восемь назад, собирая грибы по закрайкам мохового болота в Борисковском заказнике, мы с приятелем услышали громкий звук, очень напоминавший стук удара обухом топора по стволу дерева и в то же время он походил на отрывистое мычание коровы. Время от времени мычание повторялось.

Приятель, посчитав, что звук принадлежит заплутавшейся в лесу бурёнке из ближайшего села Борискова, решил отыскать её и попытаться выгнать на дорогу, чтобы несчастная сориентировалась. Я последовал за ним. Но каково же было наше удивление, когда мы, вместо бурёнки, увидели на поляне здоровущего лося. На голове быка красовались огромные рога, коими он поддевал мшистый бугор с такой силой, что отлетающие пучки травы повисали клоками на ближайших сосенках. Понимая, чем чревата встреча с лесным быком, призывающим помериться с ним силой, мы, не раздумывая, дали деру.

Или кабаны. Время свадебных гуляний у них наступает с приходом зимы и длится до конца января.

Кабаны

Волчьи свадьбы приходятся на февраль. В это время половозрелые кавалеры на глазах заневестившейся волчицы состязаются в беге, выказывая свою прыть и выносливость. Если этого недостаточно, соперники сходятся в жестоких схватках, в которых, случается, принимает участие и волчица, помогая понравившемуся ей партнеру прикончить соперника.

У лис время брачных перипетий – февраль. Вокруг невесты собирается несколько кавалеров, чтобы в беге по кругу и в схватках «врукопашную», не щадя пышных шуб соперников, выявить самого сильного и выносливого для продолжения лисьего рода.

Ближе к марту от любовных страстей теряют голову зайцы. Повинуясь зову природы, компания кавалеров по ночам, а бывает, и днём собирается либо на полянах, либо на опушках и на глазах зайчихи устраивает головокружительные гонки с прыжками в длину и высоту. Если в показательных турнирах жениха выявить бывает сложно, то уставшая от ожидания невеста пускается наутёк. Расчёт таков: кто беглянку догонит, тот и продолжит род длинноухих обитателей леса. Понимая намёк, все кавалеры пускаются за ней.

А летом, в августовскую жару, выясняют любовные отношения барсуки. У этих зверей помолвки проходят мирно, без каких-либо эксцессов, лишь бы самка понимала намёки партнера и была покорной.

Почему в природе у каждого вида животных сроки поединков, драк до крови и свадьбы бывают в разное время? Все очень просто. У всех животных сроки беременности разные. Природа распорядилась так, чтобы молодняк появлялся на свет по окончании зимних холодов и до следующей зимы смог бы окрепнуть.

Теперь о тех, у кого эйфория брачной поры протекает в пору весны. Это, главным образом, птицы. Уже в конце зимы, когда солнце поднимается над горизонтом с каждым днём все выше, вороны, чувствуя в природе скорую перемену, приступают к брачным полётам. И хотя их супружеские пары образуются один раз и на всю жизнь, все же каждый год в небесных танцах супруги подтверждают взаимную симпатию и тем самым укрепляют свои брачные узы. Выглядит это потрясающе. Пара угольно-черных птиц поднимается ввысь и на огромной скорости пронизывает морозную синеву неба, при этом воздушные танцоры забавно кувыркаются, стремительно проносятся друг перед другом, опрокидываются спиной вниз. Временами летуны набирают головокружительную высоту, крепко сцепляются лапками и, сложив крылья, падают. Кажется, птицы вот-вот разобьются. Но нет, у самой земли они расправляют крылья и вновь взмывают в небесную синеву. Так вороны демонстрируют преданность друг другу.

Однако самое заметное оживление в весеннее небо вносят возвращающиеся с юга крылатые путешественники. Когда на полях появляются проталины, о своем присутствии ликующим пением, льющимся с небесной лазури звонкими трелями, заявляют жаворонки. Обычно это происходит в последней декаде марта. После прилета жаворонков – что ни день, то встреча. Зяблики, трясогузки, скворцы, коноплянки, зеленушки – все напоминают о своем прибытии восторженной песенкой. И в это время несмолкаемым гомоном заявляют о себе пролетающие в поднебесье клинья гусей, торжественными трубными звуками оглашают окрестности журавли, характерными «хрипящими» голосами переговариваются в стайках цапли.

С наступлением апрельского тепла весенние гульбища бурлят уже всюду и продолжаются до самых сумерек, а в лесах востор-женные голоса иных гулен слышны и ночью. Особую прелесть угасающему апрельскому вечеру придают токовые полёты вальдшнепов. Лесные кулики летают (охотники говорят «тянут») своими брачными маршрутами над закрайками болот и вдоль лесных ручьев и речек, издавая при этом тихие характерные звуки – «хорканье» и «цыканье». Если своими звуками партнёр тронет сердце сидевшей на земле подруги, она сразу же подаст ему сигнал, и тогда обрадованный летун незамедлительно спланирует вниз для свершения предписанного природой таинства. Случается всё это на вечерней заре, когда солнце, мигнув клюквенно-красным оком, скрывается за темно-синей стеной леса. В окрашенных зорями апрельских сумерках звуки вальдшнепов сводят с ума охотников.

Лунными ночами лес вновь наполняется звуками. В старых борах с дуплистыми деревьями принимаются бубнить мохноногие сычи, «хохотать» серые неясыти, а в местах обитания филинов лесные покои оглашаются громким уханьем. Все эти звуки переполнены таинствами весенней ночи, в коей заключена особая красота и поэзия.

Апрель не любит тишину. С рассветом эйфория праздника от сов, на которых лежит печать ночи, переходит к птицам, славящим свет. На моховых болотах в местах токовищ ещё с вечера собираются глухари. С первыми признаками рассвета петухи приступают к сольным концертам. Звуки, издаваемые этими щеголеватыми птицами, трудно назвать песней. Они состоят всего-навсего из щелканья и скрежетания, повторяющегося после коротких пауз снова и снова. Но сколько в них радости, задора и жизненной энергии. Да и певец выглядит шикарно. Его чёрный с белым крапом хвост раскрыт веером, на задранной кверху голове выделяются красные брови, их цвет настолько ярок, что заметен даже в сумерках. Обращает на себя внимание и бородка, она у певца оттопырена и подёргивается в такт песне, грудь отливает зеленью, на приспущенных крыльях маячит крупное белое пятно, называемое охотниками «зеркальце». Красавец! Однако этот «расписной» солист очень ревнив. Благосклонность он проявляет только к подругам, которые прилетают на свидание. Но стоит на своей токовой территории увидеть соперника, как любвеобильный певец мгновенно превращается в агрессивного воина, и тогда драки не избежать. Схватки лесных петухов необычайно жестоки и нередко оканчиваются гибелью одного из драчунов. За годы наблюдений из укрытия таинств тока мне доводилось не только лицезреть побоища глухарей, но и видеть их трагическую развязку.

Схватки на токах устраивают и тетерева, но драмы у них случаются крайне редко.

На свидании

С восходом солнца накал брачных страстей достигает своего апогея. На лесных болотах слышатся торжествующие крики журавлей, в канавах и бочагах «икают» до одури остромордые лягушки. Плавая в прогретой воде, самцы от весенних страстей в буквальном смысле синеют. Увидишь такого цвета лягушку и не веришь глазам: уж не мерещится ли!? Когда страсти остромордых лягушек улягутся, а это происходит в конце второй декады апреля, синева кавалеров исчезнет, и они снова станут такими же, как их подруги – бурыми.


Все, кто стремится к созданию пары, изливают душу всюду – на деревьях, на земле, в воздухе. В лесах тут и там слышны раскатистые дроби дятлов, тенькают синицы, стрекочут дрозды. Над заливными лугами в танцующих полетах кричат чибисы, гогочут пролетающие стаи гусей, над болотами слышится «блеянье» бекасов. Эти кулики расправляют веером хвост и с высоты ныряют вниз, при этом рулевые перья летуна вибрируют и создают звук, очень похожий на блеянье овцы.

В это время на болотах кричат утки, в побуревших прошлогодних камышах озер «мычат» выпи, чеканят песенные колена дроздовидные камышевки, а на травянистых островках среди воды приступают к колониальному гнездованию шумливые чайки. Гомон, песенные рулады и торжествующие крики птиц теперь всюду. И нет ничего приятнее, чем эта мелодия жизни апреля.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Иван Назаров
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров