Прислать материал

Продажа очков как бизнес – что нужно знать начинающим?

16:44, 13 Апреля 2021

Одна из сфер бизнеса – продажа очковой оптики – кажется многим привлекательной и спокойной зоной предпринимательства: товар легкий, маржа выгодная, работа непыльная. Средняя стоимость одного заказа в салонах оптики: в регионах – от 3000 рублей, в столичных заведениях – не менее 10000-20000. В денежном отношении объем российского оптического рынка за 2019 год достиг 204 млрд рублей. Кажется, сейчас самое время ухватить свой кусок пирога в этой сфере.

Будет ли спрос?

Число людей, которым необходимы коррекционные очки, растет с каждым годом: по данным Минздрава России, каждый седьмой россиянин имеет дефекты зрения. Непрекращающийся рост числа гаджетов, ухудшающих зрение с детского возраста, играет на руку торговцам очками.

«Кардиограмма» рынка оптики в России по итогам 2019 года показала его активное развитие и рост продаж по многим направлениям по сравнению с предыдущим периодом. По данным международного института маркетинговых и социальных исследований ГФК-Русь, выросли продажи:

  • оправ – на 12%;

  • линз для очков – на 18%;

  • солнцезащитных очков – на 7%;

  • контактных линз – на 2%.

К сожалению, невозможно брать в расчет данные 2020 года, капитулировавшего перед пандемией и продемонстрировавшего резкий спад экономики во множестве областей.

С кондачка не взять

Чтобы занять свое место под солнцем на оптическом рынке, важно сделать ряд последовательных действий, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги. Речь не только о регистрации ООО или ИП: этот путь наиболее проторенный, хотя в продажах очков он утяжелен получением медицинской лицензии, разрешительной документации со стороны СЭС и пожарной службы.

Открытие собственной торговой точки по продаже очков с нуля, кроме материальных расчетов, потребует от предпринимателя комплексного подхода, изучения спроса на рынке и своего собственного товара:

  • придётся разузнать, сколько салонов оптики, торговых отделов по продаже очков работает в вашем городе – лучше всего попробовать нарисовать для себя карту с их расположением по районам;

  • посетить большинство из них, присмотреться, изучить обстановку, ассортимент, цены, дополнительные услуги, присмотреться к работе продавцов-консультантов – и не полениться зафиксировать все это в блокноте;

  • оценить посещаемость клиентами, послушать, чем интересуются покупатели, узнать их запросы;

  • после многочасового похода по салонам попробуйте подготовить сравнительный анализ того, что вы посетили;

  • на основе сравнения продумайте, чем бы мог отличаться ваш салон;

  • в итоге у вас должен получиться приблизительный набросок вашего оптического магазина/отдела – со своим ассортиментом, стилем, отличительными характеристиками.

Посмотреть брендовую оптику и узнать какие модели солнцезащитных очков, оправ и линз популярны, лучше на специализированном сайте.

Для полного сбора сведений можно еще изучить и данные местного Минздрава, отчеты главного внештатного специалиста-офтальмолога: количество людей, нуждающихся в коррекции зрения, прогрессирование по годам по близорукости и дальнозоркости, классификация по возрасту и полу. Это поможет подобрать ассортимент товаров по потребностям населения.

С нуля или франшиза?

Если такой маркетинговый труд окажется вам не по силам, то можно обратиться к бизнес-консультантам: были бы деньги. Другая альтернатива будет поинтереснее и экономичнее – найти франшизу, чтобы начать бизнес под мудрым руководством популярного бренда. В России франшизы по оптике представлены популярными фирмами: Омикрон, Линзмастер, iOptika, ГлазКо, Оптимист оптика, Оптика МИО, СмартОптик, Счастливый взгляд. Они обещают вывести на окупаемость от 4 до 24 месяцев, некоторые из перечисленных компаний работают без роялти и паушального взноса.

Плюсов сотрудничества для начинающих бизнесменов с опытными франчайзерами немало:

  • вы получаете готовый бизнес-план, маркетинговую стратегию;

  • вас обеспечат специальным программным обеспечением и фирменным дизайн-проектом;

  • дадут возможность раскручиваться под известным брендом;

  • окажут помощь на всех этапах: от подбора помещения до найма персонала и его обучения;

  • предоставят скидки на оборудование и товар;

  • защитят от ошибок юридическим сопровождением.

Риски для начинающих

7 подводных рифов, которые могут потопить новый оптический бизнес:

1. Большая конкуренция в продаже оптики, наводнение рынка дешевыми и небезопасными китайскими очками.

2. Необходимость получения для открытия бизнеса по продаже и изготовлению очков, относящегося к медицинской отрасли, специальной лицензии на предоставление медицинских услуг и наличия у руководителя салона оптики фармацевтического образования или документа о квалификации врача.

3. Крупные стартовые вложения на приобретение первой партии товара у поставщиков, аренду и оборудование помещения, найм персонала – до 1 млн рублей.

4. Необходимость размещения торговой точки в местах большой проходимости (торговые центры, супермаркеты, рынки), где аренда помещения может оказаться достаточно высокой.

5. Отсутствие у российских покупателей ответственного отношения к своему здоровью, нерегулярные и крайне редкие (минимум 1 раз в 5-7 лет) визиты к окулисту для обследования зрения, в связи с этим использование одной пары очков в течение многих лет.

6. Низкая платежеспособность ряда потенциальных покупателей, например, пенсионеров, которые нуждаются в очках, но предпочитают покупать их на самых дешевых уличных распродажах и не меняют их десятилетиями.

7. В кризисные периоды, например, пандемию, когда люди лишаются рабочих мест, клиенты не меняют очки, не покупают новые модели.

Однако не так страшен черт, как его малюют, грамотный расчет, продуманная маркетинговая политика принесут свои финансовые плоды. С ростом гаджетов, всеобщей компьютеризации продажа очков становится все более востребованным и безубыточным бизнесом, даже в кризисные периоды. Начните стартап с продажи солнцезащитных очков: в летний период их охотно покупают все, наберитесь опыта и поднимайтесь на ступеньку выше.

Читайте 62ИНФО


Новости партнеров