Пандемия всё больше идёт на спад, многие ограничения сняты, да и люди всё чаще решаются выходить в общественные места. В числе последних — кафе, бары и рестораны. С начала года они должны работать по-новому — в силу вступила очередная редакция «Правил оказания услуг общественного питания». Как они изменились, почему нельзя включать чаевые в счёт и для чего гостям заведений теперь обязаны выдавать весы, 62ИНФО рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области Михаил Пронин.
Не платить за «кота в мешке»
Одно из ключевых изменений в новой редакции правил — ценообразование. Стоимость услуг в заведениях общественного питания теперь определяется только подаваемой в нём едой. Основной документ — меню, где указана цена блюда. Ресторан или кафе не вправе по собственной инициативе добавить к сумме счёта любую доплату, помимо указанной стоимости — в первую очередь для клиента речь идёт о чаевых.
Если гость всё же обнаружит, что в счёт добавили те же чаевые или любую другую дополнительную сумму, помимо непосредственной стоимости блюда, — смело можно не платить. По мнению рязанского бизнес-омбудсмена Михаила Пронина, это делает всю систему расчётов более ясной:
«Правила о невключении в чек дополнительных платежей разработано с целью защиты интересов посетителя — теперь он не платит за «кота в мешке», то есть за те услуги, которые не получил, или за обслуживание, которое ему не нравится. Вместе с тем, исходя из новой редакции правил, поощрение персонала за хорошую работу регулируется самим посетителем, что существовало и ранее. На мой взгляд, новые правила не затронут тот сектор общепита, который работает в чётком соответствии с законодательством, в то же время способствуя выходу из тени тех заведений, которые скрывают реальные доходы или продают услуги по завышенным ценам. Новые правила делают систему расчётов более прозрачной и понятной как для клиентов, так и для контрольно-надзорных органов».
При этом ресторан или кафе могут оказывать дополнительные услуги, но информация о них тоже должна быть предоставлена заранее — что именно и за какую стоимость предлагают получить посетителю: «Исходя из юридической трактовки документа, речь идёт о дополнительных услугах, за которые кафе, ресторан или бар могут брать дополнительную плату. Это, в частности, предоставление отдельного зала для обслуживания на конкретных условиях — например, вне обычного графика работы или с превышением лимита; приготовление блюд, не оговорённых в меню».
Весы третьему столику!
Ещё одно нововведение — посетитель должен получить максимум информации, которая позволит сделать подходящий выбор. Заведение обязано предоставить следующие данные о блюдах:
-
наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
-
сведения об объёме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, ёмкости тары алкогольной продукции и объёме порции;
-
сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления).
Причём теперь ресторан или кафе должны сами обеспечить гостю возможность проверить массу или объём поданных блюд и напитков; изменения коснулись и формата чека: «Чек, в соотвествии с документом, можно выдавать не только в печатном, но и в электронном виде — по желанию клиента. Кроме того, сфера общепита должна предоставить посетителю возможность проверки размера порции с целью выявления недочёта или точности измерения. Ранее обязанность заведений предоставлять для этого необходимое оборудование прописана не была».
Если правила были нарушены — посетитель вправе обратиться с жалобой, в первую очередь зафиксировав её в книге отзывов и предложений. Её заведение общепита обязано предоставить гостю по первому требованию.
Больше новостей в нашем