$ USD 64.36

€ EUR 70.6

Сергей Есенин и ФАС: рекламная ретроспектива

18:04, 11 Марта 2019
Сергей Есенин и ФАС: рекламная ретроспектива

Сергей Есенин – пожалуй, первый, кто приходит на ум, когда кто-то спрашивает, чем знаменита Рязань. Это великий поэт, чьи стихотворения учит наизусть каждый рязанский школьник и которому в областном центре почему-то до сих пор не поставили ни одного памятника в полный рост.

Недостаток скульптур жителей города, однако, нисколько не смущает. Только улеглась всероссийская буря с рекламной кампанией Reebok «Ни в какие рамки», как рязанцы пересели с иглы насмешек над феминизмом на лицо Сергея Есенина, которое в один прекрасный день появилось на городских троллейбусах.

Впрочем, экспертный совет рязанского УФАС в этой рекламе нарушений не увидел. Однако это не первый раз, когда антимонопольщики встают на защиту Есенина и его доброго имени. Да и рекламе образ рязанского поэта далеко не чужд.

2016 год: Ресторан Есенин Ресторан

В октябре 2016 года на Первомайском проспекте открылась гостиница-долгострой, конгресс-отель «Амакс». Незадолго до открытия стало известно, что в здании отеля расположится ресторан «Есенин».

Некоторые рязанцы сочли такое название оскорбительным. Звучал даже тезис, что у молодого поколения слово «Есенин» будет ассоциироваться в первую очередь с рестораном, а не с поэтом. Потому что, как мы все знаем, юные рязанцы каждый день прогуливают уроки литературы, чтобы отобедать в ресторане, расположенном в четырехзвездочном конгресс-отеле.

Как ни странно, рязанское управление ФАС эту точку зрения не разделило. Экспертный совет счёл, что вывеска «Ресторан Есенин Ресторан» (нет, не опечатка) ничью память не порочит. Результат настолько вдохновил пресс-службу ведомства, что ничем не выдающийся пресс-релиз о решении экспертного совета вышел под заголовком «Есенин – гордость Рязани!»

2014 год: сибирский мясник

Еще один рекламный мини-скандал с участием нашего любимого поэта разразился в апреле 2014 года. Причем разразился там, где его никто особенно не ждал: в Иркутске.

Тогда Есенин стал участником любопытной кампании против интернет-пиратства от Российского книжного союза, маркетингового агентства JWT Russia и оператора наружной рекламы Russ Outdoor. Идея проста: если бы в начале ХХ века существовало пиратство, то Чехов бы работал врачом, Горький бы пек хлеб, а Достоевский бы проигрался в карты.

Не обошлось и без Есенина – его авторы кампании создали в образе мясника, так как тот работал в мясной лавке после окончания школы. Любопытно, что негатив у жителей Иркутска вызвал только он, рекламные щиты с остальными литераторами экспертный совет при областном УФАС рассматривать не стал.

Мнения антимонопольщиков о Есенине-мяснике разделились. «В нашем сознании поэт – уже не личность, это духовный символ. Духовный символ мясником работать не может», – высказался один из них. Большинство представителей экспертного совета (с перевесом в три голоса) к нему присоединились.

Интересный факт: 1 апреля в Иркутске выступит хор Валаамского монастыря с программой «Есенин». В Рязань хор с этой программой не приедет. Да и зачем: 1 апреля у нас «Аншлаг» с Региной Дубовицкой.

И всё?

Какой бы культовой фигурой ни казался Есенин рязанцам, стоит признать: в русской литературе он скорее кумир хипстеров, чем полноценная поп-звезда вроде Пушкина, Достоевского или Толстого. Поэтому и в рекламе Есенин «светится» не так часто.

Чаще всего это красивые ролики вроде рекламы масла «Деревенское» со стихотворением «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый...», которое читает приятный баритон, или краткая зарисовка из жизни поэта в рекламе шоколадных конфет «Вдохновение». Даже самое твердое антимонопольное сердце попросту растает на первых секундах любого из них.

Однако стоит предположить, что мимо следующего «экспоната» ФАС точно не прошла бы.

Точный источник этого ролика установить непросто. Вероятнее всего, это часть рекламной кампании «Славянского банка», которой командовал сам Тимур Бекмамбетов. В итоге до эфира дошли только ролики со стихами Мандельштама, Пастернака, Блока и Пушкина.

Любопытно, что мнения комментаторов под видеороликом тоже разделились примерно поровну. Половина кричит, что духовный символ не может работать мясником, пить водку и произносить слово «сисястая» в приличном обществе. Другая половина возражает, что Есенин именно таким при жизни и был.

Что по этому поводу думает ФАС, мы скорее всего никогда не узнаем: «Славянский банк» лишился лицензии в 2010 году.

Справедливо ли мнение УФАС и рядовых рязанцев, возмущённых рекламой с участием Есенина? Оскорбила бы эта реклама самого поэта? Почувствовал бы он себя настоящим Серджио, попробовав рязанскую пасту болоньезе?

Можно спорить на эти темы бесконечно. Но хочется верить, что будь Сергей Александрович жив сейчас, он бы отнесся ко всем этим ситуациям с юмором и самоиронией. В конце концов, по творчеству видно, как сильно он любил родину и земляков:

С ними я все радости приемлю
И для них лишь говорю стихами:
Оттого, знать, люди любят землю,
Что она пропахла петухами.





Последние новости:



Смотреть события








Новости партнеров