Прислать материал

Как рязанка чуть не взорвала Столыпина и стала героиней рассказа советского писателя

О Наталье Климовой в Рязани сегодня знают немногие, хотя её имя, увековеченное в народном топониме «Наташкин парк» — хорошо известно молодёжи. В отличие от современного поколения, которое предпочитает в этом парке весело проводить время, Наталье Климовой, было не до отдыха – приходилось спасать страну так, как она умела и считала нужным. В ноябрьские дни очередной годовщины революции 62ИНФО рассказывает о знаменитой рязанке.

«Телосложения плотного, волосы темные, глаза голубые, тип русский», – так описывает внешность Натальи Климовой полицейский рапорт. По сути – это ориентировка, выпущенная после того, как Климова и еще 12 её сокамерниц сбежали из Московской губернской женской тюрьмы. Этот побег разделил ее жизнь на «до и после». До – были благополучная жизнь и перспективы, после – революционная борьба в составе партии эсеров. Впрочем, обо всём по порядку.

Наталья Климова родилась в 1885 году в Рязани, в благополучной семье. Её отец был членом Госсовета, присяжным поверенным, медийной, говоря современным языком, личностью. Мать занималась медициной. Наталья с детства избрала для себя вроде бы путь, типичный для людей ее круга – училась в Мариинской женской гимназии, которую окончила с золотой медалью, после чего стала слушательницей курсов Лохвицкой-Скалон, решив стать учительницей.

Именно в Москве, будучи натурой целеустремленной и увлекающейся, цельной, Наталья Климова познакомилась с революционерами – эсерами, в том числе со своей первой любовью, Михаилом Соколовым. Вместе с ним и Надеждой Терентьевой, она готовила покушение на Петра Столыпина, решив взорвать его дачу на Аптекарском острове, известную всему городу. Покушение удалось, но вышло неудачным – сам Столыпин не пострадал, однако погибли и были ранены более 100 человек – посетители, которые пришли в приёмный день к Столыпину с различными нуждами. В числе пострадавших были и близкие премьер-министра: его дочь и сын.

климова -3.jpg

Уже в ноябре 1906 года Климову заключили под стражу. Суд над ней, проходивший в Петропавловской крепости, был быстрым, тем более, что свое участие в подготовке теракта обвиняемые не отрицали. Накануне приговора, о котором она догадывалась, Климова, обладавшая литературным даром, пишет «Письмо перед казнью», уникальный документ, который интересно почитать и сегодня. В нём она рассказывает о том чувстве внутренней свободы, которое дает ей революционная деятельность, вспоминает и о родной Рязани.

«Целый месяц, как тщательная внимательная проверка приводит все к тем же выводам, и только не уменьшается оно – это ощущение внутренней свободы, оно растёт с каждым днем, колеблясь лишь в яркости данной минуты… И еще появилось одно ощущение, впрочем, оно не новое, а лишь забытое… забытое потому, что оно переживалось мной во всей полноте года 4-5 тому назад. Это то чувство, благодаря которому меня дома считали веселой, бойкой и живой, и с исчезновением которого стали называть меланхоличной, мямлей. Это то чувство, что заставляло не сходить, а сбегать с лестницы, не ходить по дому, а бегать, не стоять на месте – а прыгать.

Это то чувство, заставляло ум с веселым интересом и любовью работать надо всем окружающим, улыбаться белым снегам, весне и подснежникам, саду, горячему солнцу, разливу Оки, скрипу лыж в лунную ночь, свежести тенистого хуторского пруда… Это то чувство, что придает каждому простому движению и действию особую прелесть, особый смысл. Эта жизнерадостность… И теперь я снова чувствую в себе снова струится она во мне, как алая горячая кровь моего тела, что делает его живым, гибким и ликующим», — написала она .

Девушку, которой был в то время 21 год, приговорили к казни, которую заменили каторгой. В смягчении приговора сыграло роль письмо отца Натальи в суд.

климова -1.jpg

«Вам должна представляться верной моя мысль, что в данном случае вы имеете дело с легкомысленной девушкой, увлеченной современной революционной эпохой. В своей жизни она была хорошая, мягкая, добрая девушка, но всегда увлекающаяся. Не далее как года полтора назад она увлеклась учением Толстого, проповедующего «не убий» как самую важную заповедь. Года два она вела жизнь вегетарианки и вела себя как простая работница, не позволяя прислуге помогать себе ни в стирке белья, ни в уборке комнаты, ни в мытье полов, и теперь вдруг сделалась участницей в страшном убийстве, мотив которого заключается будто бы в несоответственной современным условиям политике господина Столыпина. Смею Вас уверить, что дочь моя в политике ровно ничего не понимает, она, очевидно, была марионеткой в руках более сильных людей, для которых политика господина Столыпина, может быть, и представляется в высшей степени вредной.

Корректные взгляды я старался внушить своим детям, но в такое, должен сознаться, хаотическое время родительское влияние не имеет никакого значения. Наша молодёжь всем окружающим причиняет величайшие несчастья и страдания, и в том числе родителям», – говорилось в нём. В 1907 году отец Климовой скоропостижно скончался – письмо, написанное судье, оказалось одним из последних.

На рудники Наталья Климова не попала – эсеры не хотели терять столь ценный кадр, и помогли организовать побег. Сначала Климова перебралась по Великому Сибирскому пути, в пустыню Гоби, в Токио, затем в Италию и Париж. Её гражданского мужа, Михаила Соколова, по кличке «Медведь», ждала иная судьба – его казнили, заступников у него не нашлось.

В Париже Наталья не думала отдыхать – несмотря на жизненные перипетии, решила продолжить дело жизни, как ей тогда казалось. Она входит в состав боевой группы Бориса Савинкова, однако ее боевые операции, как правило, заканчиваются неудачно. В 1911 году вышла замуж за беглого каторжанина Ивана Столярова, родила троих детей, однако этот брак был не совсем удачным – супруги более занималась революцией, чем вели совместную жизнь.

Наталья Климова хотела вернуться в Россию (но не в Рязань), но судьба будто препятствовала ей – возникали какие-то трудности, в силу которых поездка откладывалась или отменялась. В 1918 году даже были куплены билеты на пароход, однако помешала болезнь детей Климовой. Позже и она сама заболевает, так тогда говорили, «испанским гриппом» и умирает. Ее муж увидел детей лишь в 1923 году – в то жаркое время было не до того.

Интересно, что тюремный срок, которого избежала Климова, «достался ее старшей дочери – по возвращении в Россию, она была осуждена на 10 лет лагерей. Имя Климовой было забыто, хотя некоторым её жизнь, напоминающая приключенческий роман, была близка. Так, известный классик Варлам Шаламов посвятил Климовой рассказ «Золотая медаль», который сегодня опубликован в собрании сочинений писателя и доступен широкой публике.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Читайте 62ИНФО


Новости партнеров