Прислать материал

Бог войны и мира. Как небогатый рязанский дворянин стал героем 1812 года

В отличие от других героев войны 1812 года, об уроженце Рязанской губернии Михаиле Булатове написано не так много – наверное, потому что и сам генерал, прошедший опаснейшие сражения, был скромен и не любил выставлять боевые успехи напоказ. Вот они и не остались в истории – информацию о Булатове приходится собирать буквально по крупицам.

Детство Булатова прошло в родовом имении Гудово Пронского уезда и ничем не отличалось от будней его сверстников, разве что быт родителей, небогатых дворян, был попроще. Как и у многих в то время, профессия Михаила была предопределена заранее – он должен был стать военным, однако это дело на редкость счастливо совпало с личными устремлениями будущего военачальника.

Обращает на себя внимание ещё один показательный момент. В XIX веке дворяне проходили службу заочно, будучи с рождения записанными в какой-либо полк. Михаил Булатов этой традиции следовать не стал и честно отслужил пять лет нижним чином в Измайловском полку. Затем последовали звания поручика, капитана, участие в операциях против горцев. Русско-турецкую войну Булатов встретил в армии светлейшего князя Потёмкина.

3fa341c76c34b0a4fff5d6419d0fd208.jpg

Военная карьера рязанца набирает обороты и дальше: в 34 года он становится начальником Генерального штаба русской армии, а через два года – военным советником в Пруссии. Впрочем, должность советника и связанные с ней светские обязанности были явно не по душе Михаилу Булатову – салонам он предпочитал поле боя: участвовал в битвах при Аустерлице, Прейсиш-Эйлау. Отличился и там, и там – да так, что его военные таланты потребовались на Русско-шведской войне.

Около небольшого финского городка Револакс Михаил Булатов попал в плен. Чуть позже современники писали:

«Генерал Булатов, бывший офицер главного штаба, 45 лет, знающий свое дело, интеллигентный, деятельный, очень храбрый, приехал из Швеции, где был пленником, попав в руки неприятеля после довольно живого дела, в котором шведы одолели его численным превосходством и он, потеряв свой отряд, получил 7 и 8 ран».

Впрочем, на родине обстоятельства дела исследовать не стали – рязанца отдали под суд. И хотя в ходе процесса оправдали по всем статьям, шведский плен стало пятном на карьере Булатова, который вернулся к военным делам. Боевой офицер, он защищал страну от врагов на фронтах Отечественной войны – командовал 4-м пехотным корпусом адмирала Чичагова, Польским корпусом, а под Дрезденом в его руки попал один из наполеоновских маршалов — Сен-Сир.

0_d6cc1_76a70739_XXL.jpg

Война с Наполеоном стала вершиной карьеры Булатова. После неё он был назначен генерал-губернатором Сибири, но обустроить её на свой лад не успел — скоропостижно скончался весной 1825 года. Смерти «поспособствовал» и поступок старшего сына Александра, который вступил в тайное общество. Тот впоследствии стал декабристом и даже намеревался лично убить царя. Отца Александр пережил ненамного — в январе 1826-го покончил с собой в крепости, куда был заключен в ожидании приговора.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Читайте 62ИНФО


Новости партнеров