В мае Рязанская городская дума решила приватизировать дом Малашкиных в Газетном переулке. Власти заявляют, что здание будет сохранено как исторический памятник. Сейчас от памятника остались руины — а скоро, по всей вероятности, и того не будет: центр города, как известно, отличная «мишень» для удачного строительства.
Между тем, дом в Газетном переулке для тех, кто знаком с историей его владельцев, — вовсе не пустое место. Род Малашкиных связан со страницами не только рязанской, но и российской и мировой истории, на которых встречается даже имя Марка Твена.
Глава семьи Николай Дмитриевич Малашкин стал одним из родоначальников частного образования в Рязани. Просветительском он занялся из интереса. Вопреки желанию отца, купца и фабриканта, владельца суконной фабрики в Мурмине, Николай не стал заниматься бизнесом, поступив в коммерческое училище, а продолжил учёбу на физико-математическом факультете Московского университета.
Вернувшись, преподавал во второй рязанской гимназии (ныне — школа №7). Акцент на занятиях он делал на практику: как пишут его ученики, часто вместо уроков и обсуждения в классах они ходили на экскурсию в Рюмину рощу, где знакомились с живой природой.
Из увлечения Николая Дмитриевича педагогикой «выросла» и его частная прогимназия, открытая на собственные средства для тех, кто не смог поступить в казённые учреждения. Образование здесь давалось не хуже, а преподавателями были сам Николай Дмитриевич и его дети, всесторонне образованные люди. В гимназии учили иностранным языкам, русскому, математике, физике, химии, географии, истории, зоологии, ботанике, астрономии, геологии и минералогии, рисованию, черчению, пению и танцам — позавидует и современный институт!
Особое внимание в программе уделялось музыке: Малашкин основал ученический струнный оркестр, сам играл на скрипке, а его музыкальные вечера, где выступал глава дома и его родные, славились на всю Рязань.
«Летними вечерами в городском саду, отделённом от дома Малашкиных узким переулком, собирались на скамейках люди и слушали несущуюся из открытых окон музыку», — вспоминала дочь Малашкина Клавдия.
Когда отмечалось 800-летие Рязани, именно вечер Николая Дмитриевича Малашкина стал одним из центральных событий празднеств.
Сама газета тоже была детищем Малашкина-старшего. Выходила она с 1891 года в мини-типографии, располагавшейся в том же доме в Газетном переулке — от этого он и получил название. Первоначально в типографии издавались карты, схемы, учебные пособия — печатать их самому оказалось дешевле, чем покупать. Однако позже экономические расчеты стали не важны: газета «Рязанский листок» была первым бесплатным печатным изданием, которое позволяло сообщать о важных событиях и распространять объявления. Издание также финансировалось из скромного семейного бюджета.
Немудрено, что дом столь разносторонне образованного человека, каким был Николай Дмитриевич Малашкин, посещали также талантливые люди. Среди гостей Газетного переулка были, к примеру, певец Леонид Собинов и скрипач Леопольд Ауэр.
Николай Дмитриевич скончался в 1905 году, и дело его жизни продолжили дети. Сергей, Николай, Клавдия, Мария и Елена остались в Рязани и занимались прогимназией (которая уже стала училищем), а также изданием частной прессы. А их сестра Елизавета основала собственное учебное заведение — коммерческое училище, на здание которого можно взглянуть и сегодня: ныне это корпус юрфака РГУ.
В одной из заграничных поездок, в которых она бывала неоднократно, Елизавета Николаевна познакомилась с Марком Твеном. Рязанка настолько впечатлила писателя, что он отправил ей свой снимок с дарственной надписью — сейчас этот автограф хранится в Институте мировой литературы. Интересно, что из США до Газетного переулка открытка добралась за три дня!
Дмитрий Малашкин стал художником и скульптором. Он окончил школу живописи, ваяния и зодчества, был однокашником Сергея Коненкова и Веры Голубкиной, а затем продолжил образование в Императорской академии художеств, осваивая рисунок в мастерской Ильи Репина.
С 1911 года он руководил реставрационными работами в Петергофе, Летнем саду, Стрельне, Ораниенбауме. Работы Дмитрия Малашкина можно увидеть в Фёдоровском городке в Царском селе: он выполнил скульптурный декор для построек в русском стиле. Также рязанец изваял Мельпомену для фасада Александринского театра.
После революции Дмитрий принял в Петербурге родных, перебравшихся из Рязани. Уехать из родного города их заставила нужда: заслуги перед городом оказались забыты, жить было не на что, на работу бывших домовладельцев не брали.
В Петербурге застаёт Малашкиных и Великая Отечественная война — к сожалению, здесь же найдут они и свой последний приют. В холоде и голоде блокады от истощения погибают и Дмитрий Николаевич, его братья и сёстры. Выжить удалось лишь Марии и Елене, уехавшим в эвакуацию в Пермь. Здесь они проживут до конца своих дней: вернуться на малую родину не позволит здоровье, подорванное тяжелым военным временем.
В Рязань приезжали лишь представители третьего и четвёртого поколения семьи — они успели застать фамильный дом целым. А теперь облик здания, пострадавшего после страшного пожара, многим знаком только по старым снимкам.
Его судьба очень напоминает судьбу другого дома — Хвощинских, который тоже не пощадило время. Оба в своё время были центрами культурной жизни города, а теперь брошены на произвол судьбы. Современная история зданий — скорбный постскриптум к славной фамильной истории.
Больше новостей в нашем
«Николай Дмитриевич устроил грандиозный юбилейный ученический вечер, на котором побывали почётные граждане, съехавшиеся из обеих столиц историки, корреспонденты. Об этом вечере много тогда писали»,