Прислать материал

Постскриптум фамильной истории. Как судьба рязанской семьи связала США и Петергоф

В мае Рязанская городская дума решила приватизировать дом Малашкиных в Газетном переулке. Власти заявляют, что здание будет сохранено как исторический памятник. Сейчас от памятника остались руины — а скоро, по всей вероятности, и того не будет: центр города, как известно, отличная «мишень» для удачного строительства.

Между тем, дом в Газетном переулке для тех, кто знаком с историей его владельцев, — вовсе не пустое место. Род Малашкиных связан со страницами не только рязанской, но и российской и мировой истории, на которых встречается даже имя Марка Твена.

Глава семьи Николай Дмитриевич Малашкин стал одним из родоначальников частного образования в Рязани. Просветительском он занялся из интереса. Вопреки желанию отца, купца и фабриканта, владельца суконной фабрики в Мурмине, Николай не стал заниматься бизнесом, поступив в коммерческое училище, а продолжил учёбу на физико-математическом факультете Московского университета.

Вернувшись, преподавал во второй рязанской гимназии (ныне — школа №7). Акцент на занятиях он делал на практику: как пишут его ученики, часто вместо уроков и обсуждения в классах они ходили на экскурсию в Рюмину рощу, где знакомились с живой природой.

Из увлечения Николая Дмитриевича педагогикой «выросла» и его частная прогимназия, открытая на собственные средства для тех, кто не смог поступить в казённые учреждения. Образование здесь давалось не хуже, а преподавателями были сам Николай Дмитриевич и его дети, всесторонне образованные люди. В гимназии учили иностранным языкам, русскому, математике, физике, химии, географии, истории, зоологии, ботанике, астрономии, геологии и минералогии, рисованию, черчению, пению и танцам — позавидует и современный институт!

малашкины -3.jpg

Особое внимание в программе уделялось музыке: Малашкин основал ученический струнный оркестр, сам играл на скрипке, а его музыкальные вечера, где выступал глава дома и его родные, славились на всю Рязань.

«Летними вечерами в городском саду, отделённом от дома Малашкиных узким переулком, собирались на скамейках люди и слушали несущуюся из открытых окон музыку», — вспоминала дочь Малашкина Клавдия.

Когда отмечалось 800-летие Рязани, именно вечер Николая Дмитриевича Малашкина стал одним из центральных событий празднеств.

«Николай Дмитриевич устроил грандиозный юбилейный ученический вечер, на котором побывали почётные граждане, съехавшиеся из обеих столиц историки, корреспонденты. Об этом вечере много тогда писали»,

газета «Рязанский листок»

Сама газета тоже была детищем Малашкина-старшего. Выходила она с 1891 года в мини-типографии, располагавшейся в том же доме в Газетном переулке — от этого он и получил название. Первоначально в типографии издавались карты, схемы, учебные пособия — печатать их самому оказалось дешевле, чем покупать. Однако позже экономические расчеты стали не важны: газета «Рязанский листок» была первым бесплатным печатным изданием, которое позволяло сообщать о важных событиях и распространять объявления. Издание также финансировалось из скромного семейного бюджета.

Немудрено, что дом столь разносторонне образованного человека, каким был Николай Дмитриевич Малашкин, посещали также талантливые люди. Среди гостей Газетного переулка были, к примеру, певец Леонид Собинов и скрипач Леопольд Ауэр.

малашкины -4.jpg

Николай Дмитриевич скончался в 1905 году, и дело его жизни продолжили дети. Сергей, Николай, Клавдия, Мария и Елена остались в Рязани и занимались прогимназией (которая уже стала училищем), а также изданием частной прессы. А их сестра Елизавета основала собственное учебное заведение — коммерческое училище, на здание которого можно взглянуть и сегодня: ныне это корпус юрфака РГУ.

В одной из заграничных поездок, в которых она бывала неоднократно, Елизавета Николаевна познакомилась с Марком Твеном. Рязанка настолько впечатлила писателя, что он отправил ей свой снимок с дарственной надписью — сейчас этот автограф хранится в Институте мировой литературы. Интересно, что из США до Газетного переулка открытка добралась за три дня!

Дмитрий Малашкин стал художником и скульптором. Он окончил школу живописи, ваяния и зодчества, был однокашником Сергея Коненкова и Веры Голубкиной, а затем продолжил образование в Императорской академии художеств, осваивая рисунок в мастерской Ильи Репина.

С 1911 года он руководил реставрационными работами в Петергофе, Летнем саду, Стрельне, Ораниенбауме. Работы Дмитрия Малашкина можно увидеть в Фёдоровском городке в Царском селе: он выполнил скульптурный декор для построек в русском стиле. Также рязанец изваял Мельпомену для фасада Александринского театра.

малашкины -1.jpg

После революции Дмитрий принял в Петербурге родных, перебравшихся из Рязани. Уехать из родного города их заставила нужда: заслуги перед городом оказались забыты, жить было не на что, на работу бывших домовладельцев не брали.

В Петербурге застаёт Малашкиных и Великая Отечественная война — к сожалению, здесь же найдут они и свой последний приют. В холоде и голоде блокады от истощения погибают и Дмитрий Николаевич, его братья и сёстры. Выжить удалось лишь Марии и Елене, уехавшим в эвакуацию в Пермь. Здесь они проживут до конца своих дней: вернуться на малую родину не позволит здоровье, подорванное тяжелым военным временем.

В Рязань приезжали лишь представители третьего и четвёртого поколения семьи — они успели застать фамильный дом целым. А теперь облик здания, пострадавшего после страшного пожара, многим знаком только по старым снимкам.

малашкины -6.jpg

Его судьба очень напоминает судьбу другого дома — Хвощинских, который тоже не пощадило время. Оба в своё время были центрами культурной жизни города, а теперь брошены на произвол судьбы. Современная история зданий — скорбный постскриптум к славной фамильной истории.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Наталья Бирюкова, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров