Прислать материал

Лакмусовая бумага общества. Как устроен Рязанский дом ребёнка

В этом году Рязанскому дому ребёнка исполняется сто лет. Каждый горожанин хоть раз о нём слышал. Что это за организация, как она помогает детям и какие малыши здесь растут — на эти вопросы 62ИНФО помогла найти ответы главный врач учреждения Елена Шатская.

Когда появился Дом ребёнка?

В этом году у Дома ребёнка юбилей, поэтому логично дать небольшую историческую справку.

Дом ребенка

Шатская отметила, что проблема сиротства в России была всегда. Раньше малышей отдавали на воспитание в деревенские семьи или небольшие частные или государственные приюты.

В Рязани в начале XX века при больнице на улице Каляева был приют, после революции на его базе создали Дом грудного ребёнка.

Отличие между приютом и домом ребёнка в том, что во вторых живут совсем крохи: от рождения и до четырёх лет. После же их направляют в первое учреждение. Всего после революции в Рязанской губернии было семь приютов, три из которых — Дома ребёнка. По одному учреждению было в Рязани, Касимове и селе Сушки Спасского района. К концу 90-х касимовское учреждение закрылось, а спасское присоединилось к рязанскому, став для малышей летней дачей.

Елена Шатская отмечает, что в старых журналах приёма детей отражается вся история страны.

«В 1918 году кто оставлял детей? Отец-красноармеец, мать умерла. В 1937 году мать и отец арестованы, ребёнок доставлен органами НКВД. Мороз по коже от того, насколько очевидным становится прошлое. То, что происходит с детьми, по сути отражение того, что происходит с миром», — отметила Шатская.

Она добавила, что изменения, которые произошли в стране за последние десятилетия, — одна из основных причин сокращения сиротских организаций. Важную роль сыграл и новый подход к детям в самих учреждениях.

Какие малыши сюда попадают?

Всех пребывающих в Доме ребёнка можно разделить на три группы. Первая и самая многочисленная — дети, оставшиеся без попечения родителей. Их родители отказались от малышей, или лишены родительских прав. Вторая группа — дети, находящиеся в учреждении круглосуточно, но временно — от трёх до шести месяцев. Обычно родители таких малышей по разным причинам временно не могут выполнять родительские обязанности. Третьи остаются на пять дней в неделю или лишь на дневное время. Это те, чьи семьи находятся в тяжелой жизненной ситуации.

Дом ребенка

Помимо этих групп в учреждении есть Центр реабилитационной помощи детям с особенностями в развитии, куда мамы и папы приводят своих особенных чад для консультации специалистов или на процедуры.

По словам Шатской, сложнее всего с теми, чей статус не определён. Например, если родитель разместил своё чадо на время и так за ним не вернулся. В этом случае инициируется процедура лишения родительских прав, что занимает время. В итоге ребёнок находит новую семью, но на все процедуры уходит время, которое малыш проводит в учреждении.

Как выглядит Дом ребёнка?

В 1978 году учреждение получило здание на улице Высоковольтной. Изначально оно строилось, как детский сад. В нём Дом ребёнка находится до сих пор. Естественно, здание не отвечало задачам учреждения, поэтому с 2000 года здесь прошла многоэтапная реконструкция: построили молочную кухню, автономные газовые котельные, отремонтировали отопительные системы, надстроили третий этаж. В конце 2015 года здесь появился реабилитационный комплекс с бассейном, соляной комнатой и современным оборудованием. Локальные преобразования продолжаются до сих пор. Следующий на очереди ремонт в коридоре и спальных помещениях.

Кстати, пока ты идёшь по этому самому коридору, поднимаешься по лестнице или заходишь в реабилитационный зал, то осознаешь, что находишься в Доме ребёнка. Но в группах мировосприятие ломается. Они выглядят как квартиры. Обычные комнаты с детскими кроватками, или большим ковром, игрушками и миниатюрными стульчиками. В таких «квартирах» внутри детского дома живут те, кто ещё только ищет своих родителей.

Те, кого работающие мамы оставили здесь на будни, живут в копии детского садика. У каждого есть свой шкафчик, где лежат его вещи.

Дом ребенка

«Ребёнок может сам выбрать, что оденет сегодня. Это очень важно, это личное пространство», — отмечает Шатская.

Как воспитывают малышей?

Во второй половине XX века было очевидно, что дети из сиротских организаций не могут жить в обществе. Поэтому в 80-е в Домах ребёнка наравне с врачами начали работать воспитатели.

В 90-е вышли нормативные документы, которые упрощали процедуру усыновления и предусматривали вознаграждение за воспитание ребёнка в приёмной семье. По словам Шатской, в начале 2000-х был рост количества усыновлений, за которым последовал спад. Эти изменения совпадали с экономическим положением в стране.

Серьёзные реформы произошли в сиротских организациях в мае 2014 года, когда вышло постановление Правительства России «О деятельности организаций для детей-сирот...».

«Оно чётко определяло, что должны измениться условия жизни детей. Что они должны жить в разновозрастных группах, что инвалиды должны быть инклюзированы в среду здоровых, что братья и сестры должны воспитываться вместе. Мало того, оно расширило полномочия самих организаций», — рассказала Елена Шатская.

Она отметила, что к тому моменту в Домах ребёнка созрела необходимость во всех этих изменениях. В 2014 году в учреждении начали внедрять программу «Как дома», которую предложили учёные СпбГУ. Они выяснили, что чаще всего дети из Домов ребёнка остаются в интернатах, кроме того, их нередко возвращают. Проблема была в том, что у малышей деформировалась привязанность. В Доме ребёнка малыш был окружен огромным числом людей: до четырёх лет проходил три возрастные группы, в каждой из которых было по 15 сотрудников. И это не считая врачей.

«У нас был очень странный график работы: воспитатели два дня работали и пять отдыхали. Только возникла какая-то привязанность, как человек менялся», — отметила Шатская.

Это приводило к неразборчивому дружелюбию. Сироты с радостью бежали к незнакомым, а повзрослев попадали в плохие компании. Поэтому в Доме ребёнка знали, что надо следить за реакцией детей на незнакомцев. Сегодня к чужим дядям и тётям малыши уже радостно не бегут, как и растущие в семьях сверстники. Для этого были созданы разновозрастные группы, изменился график работы и уменьшилось число воспитателей, братья и сестры растут вместе. С ребёнком постоянно находится не несколько десятков, а три-четыре человека. Социальная адаптация выходит и за границы учреждения: старшие иногда ходят в магазин, развлекательные центры и театр.

Дом ребенка

«Мы изменили отношение к ребёнку. Да, мы занимались воспитанием, но помимо этого нужна ещё забота, которая бы проявлялась с уважением. Не просто, допустим, поменять подгузник, накормить или сделать прививку, а сделать это так, чтобы лишний раз не испугать, не травмировать ребёнка, не нарушить границы личности, а продемонстрировать поддержку и принятие», — подчеркнула главврач.

Шатская отметила, что всё это стало возможно, и благодаря уменьшению количества малышей. Сейчас здесь всего 109 человек.

Кто забирает детей в семью?

Главврач заметила, что изменилось отношение к детям. Если раньше из Дома ребёнка забирали сирот, потому что общество порицало их отсутствие у женщины или в семье. Сегодня же граждане правда хотят сына или дочку, мечтают создать многодетную семью.

Ребенок

«Сейчас дети в учреждении не задерживаются. Как только они получают юридический статус, сразу знакомятся с кандидатами-усыновителями. В органах опеки очередь, чтобы взять ребёнка в семью», — рассказала Шатская.

Если раньше отдавали предпочтение здоровым детям, то сейчас этот фильтр ломается. Так в прошлом году усыновили двух девочек с синдромом Дауна, забирают и малышей с ВИЧ-инфекцией.

Меняется и гражданство усыновителей. Так в 2017 году в их числе не было ни одного иностранного гражданина. В конце 90-х увозили за границу по 20 малышей в год. По словам Шатской иностранцам просто не остаётся детей.

«В прошлом году из 116 ушедших детей лишь один отправился в интернат, все остальные оказались в семьях. Причём 30% в новых, а 70% вернулись в свою биологическую семью», — рассказала главврач.

Из статистики понятно, что Дом ребёнка делает всё для того, чтобы мальчик или девочка остались со своими близкими. Для этого уже восемь лет работает служба профилактики отказов от новорождённых. В итоге каждый год, начиная с 2013 года, число детей, поступающих в учреждение снижается. Рязанские медики и воспитатели доказывают родителям, что в любой жизненной ситуации можно сохранить ребёнка, и нет такой болезни, которую нельзя пережить вместе со своей семьёй.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Кристина Феофанова
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров