Прислать материал

Страхи, нагрузки, буллинг. Как снизить стресс школьников: советы рязанского психолога к новому учебному году

13:07, 27 Августа 2021

На следующей неделе начнётся новый учебный год. Для социума 1 сентября – это праздник, День знаний. Ожидаются торжественные линейки, цветы, банты. Однако у этого дня есть другая сторона: школьные годы часто становятся большим испытанием для ребёнка и его семьи.

Педагог-психолог с многолетним стажем, клинический психолог, эксперт в области семейных отношений Оксана Абашкина рассказала 62ИНФО об особенностях восприятия жизни детьми в школьный период, и о том, как вовремя увидеть проблему и помочь ребёнку.

217421082_235490878392798_2144874111696372237_n.jpg

Исследования показали, что самый большой стресс перед школой наблюдается у первоклассников, а с началом учебы — у старшеклассников. Почему так происходит и как помочь?

Да это действительно так. Страхи школьникам передают родители – проецируют их на ребёнка, как и собственные нереализованные ожидания от жизни.

Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился? Перестаньте нервничать сами

И если говорить о первоклассниках, то часто они идут на первую свою линейку, боясь не оправдать ожидания родителей. В случае с семилетним ребёнком важно понять, насколько он готов к школе в принципе.

Мы, психологи, выделяем несколько ступеней готовности:

  • личностная

  • волевая

  • интеллектуальная

Если все ступени гармоничны, и ребёнок готов на всех трех уровнях, тогда ребёнок идёт в школу и прекрасно там себя чувствует, тем более что с семилетнего возраста ведущей деятельностью в развитии становится учебная.

Но семь лет – это кризисный период. У ребёнка меняется социальная роль, добавляются обязанности, и он может с этими переменами не справиться – первые результаты в школе могут быть далеки от ожидаемых. Но всё равно маленький ученик воспринимает ситуацию через призму родительской оценки. Поэтому взрослым стоит быть более осознанными и не транслировать свои переживания на ребёнка, а сформировать правильное отношение к школе.

IMG_6470.jpg

«Мы так и знали, лоботряс»

Как же это сделать? Ведь психологи все чаще говорят так называемой школьной фобии – дети физически себя чувствуют плохо. Как родитель может помочь?

И раз уж мы затронули формирование «правильного отношения к школе», то тут следует объяснить, что школа – это почти каждодневный рутинный труд, потребуется делать то, что потребует программа и школьный режим.

Здесь ребёнок сравнивает себя с другими, формируется деструктивная установка «если я не справляюсь – я плохой». Поэтому задача родителя развивать кругозор, стремление к знаниям – с этой базой он должен прийти в класс. У ребенка должен быть интерес, который во многом определяется его успешностью – поэтому хвалите, поощряйте детей чаще, особенно при освоении нового. Но часто родители делают совсем обратное, говоря: «Ну да, мы так и знали, вот так теперь и будешь в двоечниках ходить, лоботряс».

Такие ярлыки и штампы ребёнок понесёт дальше, а это корректировать очень сложно, в первую очередь потому, что первая самооценка и отношение к самому себе формируется из родительской семьи. Дети – это зеркало семейной системы.

Поэтому перед школой рекомендуется провести акт психогигиены: сходить к психологу и ребёнку, и его окружению. Это не признак слабости, а признак ответственности: не драматизируйте поступление в первый класс, но и не занимайтесь попустительством.

Вы проработали много лет в службе Детского телефона доверия – с чем обращаются дети?

В начальных классах – это страх не справиться с учебной нагрузкой и поэтому «быть хуже всех». Чем старше ребёнок становится, тем больше вопросов о взаимоотношениях со сверстниками.

Отдельно здесь стоит тема буллинга, это среднее звено в школе, 5-6 класс. Самая главная ошибка родителей, что они отказываются признавать наличие проблемы. Прежде всего, взрослые не хотят таким образом признавать свои промахи – в стратегии воспитания и поведении. Очень полезно будет знать признаки, по которым можно определить, что школьник подвергается насилию со стороны сверстников:

  • ребёнок не хочет идти в школу

  • он встревожен и напуган

  • у него возможны резкие перепады настроения от подавленности до излишнего возбуждения

  • есть необъяснимые травмы

  • просит у вас карманные деньги, хотя вы и так даёте их достаточно.

Школьный буллинг не проходит без последствий: он вмешивается во взрослую жизнь

На фоне буллинга ребенок может заниматься самоповреждениями, проявлять аутогрессию, не в силах справиться с внешней ситуацией.

Почему дети травят других детей? Это превосходство, борьба за власть, и опять же отражение модели семейных взаимоотношений. Как правило, детей-агрессоров родители наказывают физически.

woman-1006100_960_720.jpg

Как решать эту проблему?

Самостоятельно ребёнок не сможет выйти из этой ситуации. Рекомендации семьи «Разбирайся сам, я в твоём возрасте сам решал такие проблемы» - не то, что не работает, а вредит, эти фразы недопустимы.

Необходимо поставить в известность администрацию школы, классного руководителя и родителей обидчиков. При их бездействии нужно обратиться и в полицию, и в комиссию по делам несовершеннолетних.

Тут особенно важно, чтобы между родителем и ребёнком были доверительные отношения. Не стыдите ребёнка, буллинг порождает психотравму, с которой ребёнок выходит в социум и у него начинаются другие проблемы. Буллинг не проходит без последствий и после вмешивается во взрослую жизнь.

Какова должна быть степень вовлеченности родителя в школьную жизнь ребёнка?

До шестого класса контроль домашнего задания лежит на родителе, он должен контролировать и круг общения ребёнка. И здесь уже на первый план выходят опасности интернета и угроза кибербуллинга, которая является отдельной темой. Подростки часто разговаривают на своём сленге, переписываются в различных чатах, но родителю просто необходимо сохранить связь со своим ребёнком.

Дети даже в обеспеченных семьях чувствуют себя одинокими и несчастными. В своей практике я часто слышу такие фразы: «Родителям всё равно, что со мной».

В нашем обществе есть проблема с качественным вниманием к детям, должен быть контакт «глаза в глаза». 30 минут в день настоящей вовлеченности в его интересы дадут больше результатов, чем покупка множества дорогих гаджетов.

В ребёнке важно растить чувство самоценности

Вернёмся к проблемам учебного процесса. Как научиться преодолевать панику перед ЕГЭ или ОГЭ?

Это тоже определённая работа, настройка на процесс. По сути этот тест – это обычная контрольная работа, но для детей, даже судя по звонкам на горячую линию, не сдать ЕГЭ приравнивается к концу жизни. Здесь советы простые – готовьтесь к экзаменам заранее, с учётом того, что у современных детей проблемы с целеполаганием, школьника нужно направлять, помогать продуктивно планировать своё время.

Ребёнка нужно научить самопомощи, проговорить варианты развития ситуации при любом результате экзаменов. Уверить его, что не сдать экзамен – это не конец света, жизнь продолжается.

Но если говорить о выборе вуза, то это тоже становится проблемой, если мнение ребёнка не учитывается совсем. Следуя воле родителя, который потратился на репетиторов, ребёнок, может, и будет учиться там, где хочет семья, но при этом впадёт в депрессию.

Ещё хочу сказать, что в ребёнке важно растить чувство самоценности – уверенности в том, что никакой социальный успех не может быть оправданием страданий, и не нужно ставить знак равенства между собой и одной какой-то (или даже несколькими) неудачами. Иногда я прошу ребёнка рассказать о своих положительных качествах, а он не может назвать ни одного.

Научите ребёнка опираться на себя и верить в свои силы.

IMG_6454.jpg

Подведём итоги. Угрозы, критика, гиперконтроль – не варианты поведения для родителя школьника.

Эффективными и правильными являются разговор, принятие, поддержка и участие, а в случае отсутствия ресурса – обращение к специалисту, который поможет найти и скорректировать проблему.

Ирина Орлова

Иллюстрации:  62ИНФО, Оксана Абашкина
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров