Прислать материал

Проспект или поле? Где в Рязани быстрее появятся роботы

Летающие автомобили, космический туризм, повсеместная роботизация, телепорты — фильмы конца прошлого века обещали, что все это будет доступно для быта современного человека. Сказать, что воз и ныне там, тоже неверно, однако каждое новое шоу роботов по-прежнему вызывает удивление и ажиотаж. Когда же наступит дивный технологичный мир и что делают рязанцы для его приближения?

Об этом корреспондент «62ИНФО» поговорил с коммерческим директором конструкторского бюро «Аврора» Виталием Савельевым.

— «Аврора» даёт журналистам совершенно разные информационные поводы: то вы планируете создать роботизированную ферму, то побеждаете в соревнованиях лодок на солнечных батареях, то разрабатываете транспортер-амфибию. Каков основной вид вашей деятельности? В каких сферах применяются ваши разработки?
— Наше главное направление — система автоматизации подвижных объектов. Это колесная или гусеничная техника, которая перевозит груз или совершает какую-то работу во время движения. Наша основная задача — разработка технологии, которая позволяет заменить труд оператора. Не важно, о какой именно технике идет речь: грузовике, который едет по заводу, или снегоуборочной машине.

Лодка Лодка на солнечных батареях

Мы сейчас работаем в нескольких сферах. Первая — сельское хозяйство. Здесь речь идёт не только об автоматизации техники, но и о создании системы, которая объединят всю информацию: о погоде, эффективности всходов, технике и так далее. Мы продолжаем делать разработки для экстренных служб, таких как МЧС, а также для военно-промышленного комплекса. Разрабатываем технологии, которые позволяют автоматизировать операции или технику. Делаем как сторонние исследования, так и собственный проект «МАРС» (Мобильные автоматизированные роботехнические комплексы). Они могут перевозить грузы, сопровождать технику или группу людей, патрулировать и так далее.

МАРС МАРС

— Со стороны кажется, что работать с представителями ВПК должно быть проще, чем с аграриями. Так ли это на самом деле?
— В военно-промышленном комплексе бытует устоявшееся мнение, что за всё должен быть ответственен человек. Пока что его сложно переломить. Если говорить о сельском хозяйстве, то не каждый агрокомплекс заинтересуется роботизированным трактором. Однако наши исследования показывают, что скоро будут создаваться агропредприятия нового формата, в которых изначально будет много технологических и бизнес-процессов, ориентированных на автоматизацию.

— Вы часто посещаете международные выставки. Что скажете о западном сельском хозяйстве? Готово ли оно к внедрению новой техники?
— У нас обычно собственник земли вынужден содержать парк техники, подготавливать почву, закупать посевные материалы... На Западе же давно популярна модель, при которой фермер — просто собственник земли, а все остальные задачи выполняют сторонние сервисные компании. Фермер лишь заключает с ними договоры. Как раз таким сервисным компаниям выгодно использовать наши технологии. Для них эффективность будет значительно выше, чем для конкретного фермера.

Выставка в Японии Виталий Савельев на выставке в Японии

— Расскажите о проекте, который вы запустили на краундфандинговой платформе Boomstarter?
— Он подразумевает запуск первого в России тестового агрохозяйства, в котором всю работу будут выполнять роботы. В рамках проекта будет подготовлена почва, посажен и собран ряд сельскохозяйственных культур с помощью роботов — АгроБотов. Тестовое поле расположено в Рязанской области и имеет площадь 50 Га.

— Сколько к работе будет привлечено роботов? Сколько человек?
— Изначально на роботизированной ферме начнет работать два робота-трактора, в последствии их количество будет увеличено до четырёх. Так как проект является исследовательским и тестовым, на площадке будет задействовано много различных специалистов: инженеров, программистов, техников, агрономов.

Агробот Агробот

— Почему решили собирать деньги на проект через Boomstarter?
— Основной задачей вывода на Boomstarter является анализ мнения потенциальных потребителей, возможность получить обратную связь и привлечь новых участников и партнеров в проект. Кроме того Boomstarter в какой-то мере решает вопрос популяризации проекта.

— Говоря о направлениях работы «Авроры» и ее проектах, вы не упомянули «Солнечные регаты», хотя и побеждали в них. Вы относитесь к созданию лодок на солнечных батареях как к хобби?
— Впервые мы участвовали в этих международных соревнованиях в 2014 году. Нам просто предложили друзья. Тогда мы стали вторыми и с тех пор заболели этим направлением. Мы усовершенствовали лодку и победили. «Солнечная регата» каждый раз проходит в разных городах, разных странах, к тому же в теплый сезон, у водоема. Это отличный вариант тимбилдинга. Мы стараемся, чтобы каждый раз состав команды менялся, чтобы молодые специалисты могли себя проявить.

— В различных интервью вы говорили о том, что робототехника масштабно будет внедряться сначала в больших городах и компаниях. Почему же вы продолжаете работать в Рязани, а не перебрались в столицу?
— Во многом это связано с Рязанским радиотехническим университетом. Этот вуз окончили основатели компании, и мы продолжаем поддерживать с ним творческую связь. Через него воспитываем новое поколение робототехников, свои потенциальные кадры. Конечно, видение высокотехнологичной компании без поддержки фундаментальной университетской базы достаточно сложное. В Рязани мы завязали много контактов: с разработчиками, компаниями высокотехнологичного производства («Теплоприбор», «Рязанский радиозавод»), различными коммерческими структурами. Все лаборатории, которые занимаются нашими разработками, расположены в Рязани. Эта экосистема позволяет нам достаточно эффективно развивать и совершенствовать в регионе те технологии, с которыми мы работаем. Немаловажный фактор — уровень зарплаты. В столице зарплата некоторых специалистов может в несколько раз превышать рязанскую. Однако далеко не факт, что эти люди будут более компетентны.

— Говоря о кадрах. Недавно вы приняли участие в конференции по созданию производительных рабочих мест. Что это за рабочие места, как их создать?
— Развитие технологий и возможность грамотно их использовать в разных сферах позволяют повышать эффективность рабочих мест. Например, тракториста можно пересадить в диспетчерский пункт и использовать его навыки для управления не одной единицей техники, а сразу группой. В любой отрасли автоматизация позволяет увеличить эффективность использования человеческого ресурса.

Виталий Савельев

— Выгодно ли сейчас молодежи идти в инженеры? Прибыльна ли эта профессия?
— Если технические науки, изобретательство, точные направления — не то, с чем вы хотели бы вязать свою жизнь, то становиться инженером только из-за коммерческой эффективности не стоит. Если, наоборот, есть желание развиваться в этом направлении, то человек всегда найдет себе достойную работу. Особенно стоит отметить профессии на стыке инженерных навыков и других областей: медицины, сельского хозяйства и так далее.

— Кажется, что инженерные кадры начинают готовить со школы. В Рязанской области, как и во всей стране, активно развиваются различные робошколы. Как вы считаете, поможет ли это вырастить грамотных специалистов?
— Это правильная тенденция. Любовь к инженерии надо приветствовать с детства, и сейчас есть весь необходимый функционал, чтобы удовлетворить такой интерес ребенка и реализовать его потенциал. Наша компания была одним из основателей базового кружка робототехники. Теперь в Рязани появился парк технического творчества федеральной сети «Кванториум». Однако в вузах недостаточно роботехнических лабораторий по работе с беспилотным транспортом, поэтому мы совместно с «Кванториумом» и Агентством стратегических инициатив развиваем проект «Юниор», который должен решить эту проблему.

— Как вы думаете, удастся ли детям применить эти знания? Будут ли востребованы специалисты инженерных специальностей?
— Школа «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив создала проект «Атлас будущих профессий». Это исследование отражает, какие профессии в ближайшее время перестанут быть востребованными, а каких специалистов, наоборот, будут искать. И там есть целый класс направлений, связанных с роботизированной техникой.

— Означает ли спрос на специалистов, что произойдет технический скачок? Когда нас будут окружать беспилотники?
—Быстрее всего системы автоматизации появятся в технологических отраслях: выполнении коммунальных или сельскохозяйственных задач, транспортировке грузов. Такой спецтранспорт будет активно внедряться в ближайшие пять-десять лет. Автоматизации могут подвергнуться машины, совершающие монотонную работу на определенной территории — скажем, автобус, курсирующий по студенческому кампусу или крупному заводу. Если говорить о беспилотном общественном транспорте, то здесь выше риски и больше законодательных барьеров.

— «Аврора» участвовала в запуске беспилотного автобуса в «Сколково». Какова судьба этого проекта?
— Испытания прошли успешно. Сейчас прорабатываем развитие проекта. В том числе обсуждалась его реализация на Чемпионате мира по футболу 2018 года и на других больших мероприятиях. Однако данная технология уже реализована в ряде стран, этим уже не удивить. А экономическая выгода не такая явная, как развитие индивидуальных беспилотных автомобилей.

— Скоро такие можно будет увидеть на дороге?
— Беспилотный транспорт на дорогах будет стремительно заменять существующие модели в ближайшие 10-15 лет.

— У многих современных компаний, особенно производителей техники, есть своя сверхзадача. Выработали ли вы свою?
— Это отчасти является нашей коммерческой тайной и секретным ингредиентом нашей организации. Что я могу сказать: мы видим беспилотный транспорт шире, чем просто железки, которые ездят сами по себе.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Читайте 62ИНФО


Новости партнеров