Прислать материал

ТОП экспонатов Рязанского художественного музея. Часть 1

Рязанский областной художественный музей имени Пожалостина — один из старейших художественных музеев России. Его основали энтузиасты — профессиональные художники и рязанская интеллигенция.
Богатая история переходит в насыщенное настоящее. В рамках нацпроекта «Культура» рязанский музей обменивается выставками из своих фондов с другими крупными музеями страны, его экспонаты пользуются большим успехом за рубежом, а авторитетный портал «Турстат» включил его в национальный топ-10.

Министр культуры и туризма региона Виталий Попов рассказал 62ИНФО, что даже в этом непростом году власти стараются поддерживать музей. Так, создан Совет музеев Рязанской области. Он нужен для мониторинга отрасли, развития музейного дела, проектов, программ приёма туристов.

Из-за пандемии музеи закрывали, и нам как никогда захотелось их посетить. Выставки проводят онлайн, но это не заменит живой энергетики творчества и творца. 62ИНФО предлагает познакомиться с некоторыми уникальными экспонатами рязанского художественного музея.

Четыре полотна Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский — знаменитый художник-маринист, баталист, а также меценат и коллекционер.

В собрании рязанского музея — четыре полотна великого мариниста. Картина «Пётр I при Красной горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» — вариант картины 1846 года, находящейся в Государственном Русском музее.

Полотно посвящено реальному событию из истории русского флота. По версии В.О. Ключевского, в 1714 году, за несколько дней до победы при мысе Гангуте, крейсируя со своей эскадрой, Петр I был в темную ночь застигнут страшной бурей, с несколькими матросами в шлюпке достиг берега, развел огонь, послуживший эскадре маяком. Айвазовский истолковывает произошедшее в романтическом духе — как противостояние сильной личности и слепой стихии.

Айвазовский И.К. Петр I при Красной горке.jpgПолотно посвящено реальному событию из истории русского флота. Когда 31 августа 1714 года русские корабли попали в бурю в Финском заливе, Пётр I, чтобы спасти их, отправился вместе с небольшим отрядом на сушу; там он развёл огонь, послуживший эскадре маяком. Айвазовский истолковывает произошедшее в романтическом духе — как противостояние сильной личности и слепой стихии.

Айвазовский И.К. Трапезунд с моря.jpg

Картина «Трапезунд с моря» (1875) — вид турецкого города-порта. Главное внимание автор уделил не столько панораме города, сколько эффектному состоянию приближающегося шторма. Вдали открывается красивый вид на спускающийся к морю город Трапезунд и десятки стоящих на рейде судов. Борющийся со штормом корабль — не только сюжетный, но и цветовой центр картины. Художнику удалось убедительно передать тускнеющий солнечный свет, который пробивается сквозь стремительно закрывающие небо тучи. Достоверность в трактовке натуры соединена здесь с авторской взволнованностью.

По имеющимся сведениям, ряд видов портовых городов русскому живописцу заказал турецкий султан.

Айвазовский И.К. Вид Константинополя.jpg

«Вид в Константинополе» (1851) создан после путешествия Айвазовского в составе средиземноморской географической экспедиции под началом адмирала Литке. Художник вновь и вновь писал виды Константинополя спустя годы после поездки. В картине рязанского музея представлен довольно редкий для Айвазовского мотив: на первом плане восточная архитектура, а морская гладь — вдали у горизонта.

Основой будущего полотна служили многочисленные рисунки с натуры с пометками об особенностях цвета берега, воды и атмосферы. Картины художник писал в мастерской, опираясь на эти предварительные зарисовки.

Одним из самых ярких впечатлений от поездки стало знакомство с Константинополем, соединившем в своем облике черты восточной и западной культур. Художник писал графу Зубову в Петербург: «Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция». Спустя годы после первой поездки в Константинополь, Айвазовский вновь и вновь будет обращаться к полюбившимся ему пейзажам, по памяти создавая картины и бесконечно варьируя их.

Айвазовский И.К. Штиль на море.jpg

Еще одна работа художника — «Штиль на море» (1879). Айвазовский считал, что такие картины писать сложнее всего, поскольку водная гладь простирается до самого горизонта и очень сложно передать атмосферу спокойствия.

В течение жизни художником было устроено более 120 персональных выставок. На памятнике Айвазовскому в родной Феодосии высечена надпись: «Рождённый смертным оставил по себе бессмертную память». Сегодня его картины представлены в музеях США, Великобритании, Турции, Италии, Ватикана, и, конечно, по всей России.

Французский библиофил и завод по производству фарфора

Известный французский писатель, литературный критик, библиофил, лингвист, учёный-энтомолог Шарль Эммануэль Нодье сочетал в себе качества человека энциклопедических знаний эпохи Просвещения и ироничного скептика, разочарованного последствиями Великой французской революции. В 1842 году в одном из французских журналов появилась карикатура художника Бенджамена Рубо, в которой Шарль Нодье был изображён чудаком, обложившимся книгами со всех сторон. Пикантность шаржу придавала значительно увеличенная в размерах голова с явным портретным сходством.

Именно этот рисунок взяли за основу при создании скульптуры на Волокитинском фарфоровом заводе Миклашевского в Харьковской губернии.

«Библиофил» (первая половина XIX века, фарфор, роспись) — скульптура уникальная. Всего чуть более десятка экземпляров сохранилось в музейных и частных коллекциях, и все они различаются между собой вариантами росписи. Один из образцов находится в экспозиции Рязанского художественного музея.

«Библиофил», всем своим видом показывает, что всё кроме знаний — суета сует, и, кажется, увлёкшись чтением, давно не обмакивал в чернила своё язвительное перо. Да-да, не удивляйтесь, скульптура «с секретом». Чернильница и песочница спрятаны в нижней стопке книг.

Библиофил Завод Миклашевского.jpg

Рязанец Архипов и его красочная «баба»

Абрам Архипов — художник-рязанец, воспевший красоту русского народа. Живопись мастера представляет неистощимые запасы народной силы, жизнерадостности, любви к труду.

Художник писал скромные, обыденные сюжеты, но в малом он умел видеть общечеловеческое. К раннему периоду творчества относится полотно «Лед прошёл» (1895). Архипов соединил в картине черты жанра и пейзажа, что было характерно для живописи конца XIX века. Изображение солнечного света в один из первых весенних дней даёт поэтическое толкование крестьянской темы. Художник одним из первых среди мастеров русской живописи изображает крестьян любующимися природой. Архипова называли удивительным мастером передачи световоздушной среды. Он убедительно пишет панорамный пейзаж, тонко передавая пространственные градации, насыщенный влагой воздух, подтаявшие на солнце глыбы льда.

Архипов А.Е. Лед прошел.jpg

Революционные события, стихия перемен в крестьянской жизни отражены мастером в работе «Октябрь в деревне» (1918 год). Картина не имеет аналогов в прежнем творчестве Архипова. Вспышки зарниц, флаги и всадники смешались в цветовом потоке. Экспрессивная манера исполнения картины соответствует духу революционной эпохи. Абрам Архипов одним из первых был удостоен звания народного художника республики.

Архипов А.Е. Октябрь в деревне.jpg

Вершиной достижений Архипова последнего периода творчества стала серия женских крестьянских портетов-типов, утверждающих народный идеал красоты. Полотно «Рязанская пригородная девица» (1928) написано в Солотче. Это одно из произведений, в котором цветущие, крепкие телом и духом в ярких нарядах героини размещены на переднем плане. Образы крестьянских красавиц получают особую монументальность. Оптимистичный характер поздних архиповских полотен принёс им заслуженную известность.

Архипов А.Е. Рязанская пригородная девица.jpg

Сегодня замечательные по роскоши колорита и живописной красочности «бабы» являются наиболее популярными произведениями мастера. Полнокровным, цветущим героиням приданы в портретах черты идеала. Это произведение можно назвать одной из визитных карточек Рязанского художественного музея.

Итальянские семейные ценности. Симон Вуэ «Отцелюбие римлянки»

Французский живописец-монументалист, портретист и декоратор, учился у своего отца Лорана Вуэ, работавшего в Лувре. С 1612 г. молодой художник отправляется в Венецию, затем обосновывается в Риме, деля многочисленные росписи, в том числе для собора Святого Петра в Риме.

Вернувшись во Францию, он получил специально для него созданное почётное звание «первого живописца короля». Вуэ исполняет декоративные работы во дворцах короля и знати, руководит мастерской королевских шпалер, пишет картины самых разных жанров. Король Людовик XIII брал у него уроки рисования и любил смотреть, как работает художник. Декоративное, торжественное искусство Вуэ имело большой успех при дворе и способствовало формированию целой школы.

Но через два века имя Вуэ было практически забыто. Возрождение интереса к его творчеству началось в конце ХХ века, когда состоялись многочисленные выставки и Симон Вуэ вновь признан гениальным живописцем, одним из родоначальников французского классицизма XVII века.

Вуэ Симон Отцелюбие римлянки.jpg

КК 1620-м годам, раннему периоду творчества Вуэ, относится картина «Отцелюбие римлянки», представленная в экспозиции Рязанского художественного музея. Долгие годы эта работа, известная по гравюре, считалась утраченной. В музей она попала в 1920-е годы из рязанского имения богатейших дворян Белосельских-Белозерских как произведение итальянского художника Гвидо Рени. При реставрации картины в Москве была сделана атрибуция в пользу авторства Симона Вуэ, что явилось подлинным открытием в истории мирового искусства.

Музей находится в Рязани на улице Свободы, дом № 57. Сайт и страница «ВКонтакте».

Режим работы: ежедневно с 11:00 до 19:00 (вход до 18:00), кроме понедельника и первой пятницы каждого месяца.

Телефоны:

+7 (4912) 28-04-24

Заказ экскурсий: +7 (4912) 44-18-83.

Касса: +7(4912) 44-18-83.

Ирина Орлова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Рязанский художественный музей
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров