Прислать материал

От Рязани до Австрии — один кадр. Как построить международную карьеру на счастье других

Для талантливого человека не существует преград. Для человека, безоговорочно влюблённого в своё дело, и вовсе нет ничего невозможного. Рязанец Владимир Барабанов никогда не мечтал о карьере профессионального фотографа, но всегда стремился к творчеству, вдохновляясь окружающим миром. По счастливой случайности он оказался в свадебной индустрии, и теперь уже не только российские, но и европейские пары мечтают попасть в объектив его камеры.

— Я знаю, что ты окончил радиоуниверситет. Как вышло, что ты стал фотографом?

— Это было на втором курсе. У меня тогда был телефон с камерой, на которую я снимал всё, за что цеплялся мой глаз. И однажды один из друзей, творческая личность, случайно пролистал снимки в моём телефоне и сказал, что у меня есть фотографическое видение и мне стоит попробовать себя в этой сфере.

Я задумался над его словами, и в какой-то момент у меня что-то щёлкнуло: я купил себе простецкую маленькую камеру и начал снимать. Просто так, для себя: одногруппников, прохожих, знакомых — короче, всё, что видел вокруг. Тогда ещё только начинала развиваться соцсеть «ВКонтакте», я стал выкладывать там свои снимки — и люди вдруг начали мне писать: просить, чтобы я их поснимал, заказывать фотосессии. И так всё завертелось.

А до второго курса даже не было особых предпосылок к такому увлечению. Да, я любил рисовать в школе, у меня постоянно были изрисованы тетрадки, дневники, но это просто хобби, специально я нигде не учился. Однако получается, что тяга к творчеству была с детства.

— А почему ты занялся именно свадебной фотографией?

— Тут тоже всё интересно. Моя одноклассница (на тот момент она уже знала, что я немножечко фотографирую) попросила меня снять её свадьбу. Это был 2009 год (так что в прошедшем августе исполнилось 10 лет моей первой свадебной съёмке). Я, конечно же, согласился, взял в аренду профессиональное оборудование — потому что понимал, что здесь уже нужен серьёзный подход, который требует основательной подготовки.

В итоге мне очень понравилось то, что я делал, да и вышло круто. Одноклассница потом выложила свадебные фотографии к себе в соцсети, и люди начали спрашивать её, кто это снимал. И у меня начались заказы.

Сняв где-то четыре или пять свадеб арендованной техникой, я стал задумываться о том, что, наверное, пора бы заиметь свою. В этом мне очень помогла старшая сестра, потому что спрашивать деньги у родителей я не хотел. Я рассказал ей о своём увлечении и желании, и она оформила на себя кредит на мой первый комплект профессиональной техники. Платил по нему, конечно, я сам.

t1.jpg

— Помнишь свои чувства перед первой съёмкой?

— На самом деле, за 10 лет ничего особо не изменилось, и каждая съёмка для меня как первая. То же волнение, те же переживания, то же чувство ответственности за то, что ты делаешь. И каждый раз я готовлюсь перед свадьбой ровно так же, как это делал тогда: вдохновляюсь снимками других фотографов — смотрю, как надо что-то снимать или, наоборот, как не надо (смеётся); изучаю пару, стараюсь, чтобы мы узнали друг друга лучше, внимательно исследую места для съёмок.

— Ты работаешь с разными людьми. Что помогает тебе находить контакт с клиентами?

— Найти контакт — это, пожалуй, самое сложное в моей работе. Раньше это вообще была огромная проблема для меня: я думал, что должен «продаться» клиенту, показать себя в лучшем свете, и поэтому всегда безумно волновался. Хотя практически все встречи заканчивались успешно, для меня это был стресс.

Позже я понял, что главное в общении с клиентами — не произвести впечатление, а подружиться с ними, расположить их к себе и «поймать одну волну». Поэтому сейчас я начинаю общение с людьми так, будто мы уже давно знакомы: легко и непринуждённо, без официоза. И конечно же, с юмором: без него никуда. Он помогает разрядить обстановку, расслабить людей, ну и понять — мои это клиенты или нет. Потому что если у людей нет чувства юмора, то вряд ли у нас выйдет сотрудничество.

— Ты сказал, что перед съёмками смотришь работы других фотографов. Есть ли у тебя кумиры, на которых хотелось бы равняться? И что или кто ещё вдохновляет тебя?

— Здесь у меня всё весьма обычно: вдохновляют фильмы, музыка, искусство и, конечно, люди. Я скажу так: в любом деле очень важна обратная связь. Когда ты делаешь что-то не просто так, в пустоту, а получаешь отклик, видишь реакцию, горящие глаза людей — как раз это и вдохновляет на то, чтобы двигаться вперёд, совершенствоваться, делать ещё лучше, больше.

t2.jpg

Из кумиров… Есть человек из мира спорта. Я увлекаюсь футболом, и мне очень нравится тренер Алекс Фергюсон. Из мира кино мои кумиры — Квентин Тарантино и Вуди Аллен, а в сфере фотографии — Алекси Любомирски. Это как раз те люди, чей труд меня вдохновляет, на кого мне хочется равняться, хоть капельку быть похожим. Потому что они вкладывают в свою работу, в своё творчество много сил, но при этом получают огромное удовольствие от того, что делают.

— Помнишь свою самую сложную съёмку?

— Да, это было на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Сочи в 2017 году. В один из дней я должен был снимать репетицию симфонического оркестра. Я пришёл и ужаснулся: всё проходило в очень маленькой и узкой комнате, где еле умещались сами музыканты. Люди сидели настолько плотно друг к другу, что я даже не мог представить, как можно перемещаться между ними — не то что фотографировать.

Я подошёл к дирижеру Айрату Кашаеву, чтобы попросить разрешение на съёмку, на что он сказал: «Да, конечно, но максимально незаметно. Потому что, если я тебя увижу или услышу, тебе придется уйти». Я не мог себе представить, как это вообще возможно в таком маленьком помещении, но согласился.

Атмосфера была очень напряжённая, дирижер много ругался на коллектив, а мне было ужасно неловко быть свидетелем такого, да ещё и фотографировать людей в тот момент, когда на них кричат. Но я смог перебороть в себе это чувство и снять репетицию до конца, при этом оставшись незамеченным и никому не помешав. Потом, во время концерта, я снимал их на сцене и в какой-то момент мы встретились взглядом с дирижёром. Он узнал меня и улыбнулся, было очень приятно. Я понял, что с задачей справился.

t3.jpg

— Ты снимаешь свадьбы не только в России, но и за рубежом. В каких странах ты уже успел поработать?

— На самом деле, пока не во многих. Я снимал в Австрии, Италии, Болгарии, Грузии, сейчас планирую съемку в Греции. Скажу ещё, что в России снимал не только русские свадьбы, но также этнические: чеченскую, еврейскую, осетинскую.

— Какие свадьбы или традиции тебя особенно впечатлили?

— Больше всего — традиции на осетинских и чеченских свадьбах. Например, на чеченской свадьбе жениха вообще не видно весь день, на виду только невеста. А во время банкета она не сидит за столом с гостями, а стоит на подиуме. На осетинской свадьбе, наоборот, молодожёны присутствуют вместе, при этом жених общается со всеми гостями — но не с невестой.

На еврейской свадьбе меня поразило заключение ктубы. Это брачный договор, в котором перечислены различные обязанности мужа по отношению к жене. И ещё у евреев мне очень понравилась такая традиция: они перед банкетом «утанцовывают» жениха до бессилия, а он, даже если устал, обязан потанцевать с каждым гостем и не может никому отказывать.

t4.jpg

У грузин тоже есть очень интересная традиция, о которой я вообще не знал, когда шёл снимать. Во время танцев один из гостей вынес на танцпол рюмку с коньяком, поставил на пол и пытался без рук поднять её и выпить. Когда это ему уже почти удавалось, другие гости выхватывали рюмку и выпивали — и так, наверное, раз пять. Этот мужчина уже начинал злиться, жутко нервничал, но не сдавался. В итоге ему всё-таки удалось это сделать.

Мне стало интересно, зачем это ему и почему другие ему мешали. Оказывается, таким образом этот мужчина показывает своё превосходство над другими гостями: он может выпить, не угостив при этом других. Ведь, как известно, в Грузии так заведено, что если ты наливаешь выпить себе, то обязан налить и другим. Но все это, конечно, не всерьёз, только для развлечения и задора.

t5.jpg

— Каким, по-твоему, должен быть фотограф на свадьбе?

— На мой взгляд, в первую очередь он должен быть гостем. То есть приходить на свадьбу не как на работу, а как на торжество: соответствующе одетым, опрятным, ухоженным, выглядеть как все остальные гости и не выделяться. Я знаю многих фотографов, кто приходит в обычной рабочей одежде, как человек, который заглянул с улицы — но это же некрасиво и отчасти портит праздник.

Но ты должен быть ещё и незаметным, чтобы твое присутствие стало частью торжества и никого не напрягало, особенно на банкете.

— Сложно в твоей профессии сочетать коммерцию и творчество?

— Трудный вопрос. Возможно, звучит странно, но я не воспринимаю то, что я делаю, как работу, как способ заработать деньги. Я иду на свадьбу как на праздник, получаю удовольствие от этого. Наверное, поэтому и молодожёны, и их родственники всегда относятся ко мне не как к нанятому персоналу, а как к хорошему знакомому. И если бы я мог позволить себе работать на свадьбах бесплатно, я бы делал это.

Эта профессия никогда не была для меня профессией ради денег. Я не считаю, сколько свадеб мне нужно снять в год, чтобы прожить или скопить определённую сумму. Может, это и неправильно. Однажды я пытался составить какой-то бизнес-план, но ничего не вышло, потому что мне стало некомфортно от этого.

t6.jpg

— Как ты оцениваешь развитие фотоиндустрии в нашем городе и в России в целом?

— Скажу так: в нашем городе я не знаю ни одного фотографа, который занимался бы этим ради творчества, прямо кайфовал от того, что делает. В основном всё делается ради денег, дохода. При этом люди не хотят развиваться, учиться чему-то новому.

Например, два года назад была такая ситуация. Мы с проектом MyWed.com организовали в Рязани образовательное мероприятие, привезли с лекциями лучших мастеров России, но на эти мастер-классы пришли всего лишь два местных фотографа. Причём группы набирались большие, по 30-40 человек, но основная масса была из Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа, Питера, даже из Белоруссии и Украины, а из Рязани — всего двое! Это грустно. Можно сделать вывод, что у нас это не особо кому и нужно, люди не хотят расти.

Что касается России, то здесь, на мой взгляд, всё очень хорошо. И наши фотографы, я считаю, самые сильные в мире. Потому что европейцы снимают в уже идеальных условиях, им не нужно изощряться и что-то выдумывать, а нашим фотографам часто приходится включать смекалку, применять максимум своих навыков, бороться с огромным количеством недочётов, чтобы картинка получилась такой как нужно. Поэтому с уверенностью могу сказать, что русские фотографы — самые закалённые.

Катерина Антонова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Владимир Барабанов, ТАСС (фото 4)
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров