В конце года Рязань примет первый Международный фортепианный конкурс. Его участниками станут более 50 молодых пианистов из девяти стран, включая США и Китай, но звучать будет исключительно русская музыка. 62ИНФО рассказывает, как будет проходить конкурс и зачем он городу.
Турнир исполнителей, где «оружием» будут произведения только отечественных композиторов, придумал успешный пианист, профессор Гнесинки Юрий Богданов. Он несколько лет вынашивал идею, а в марте прошлого года на полуслучайной встрече, буквально на ходу озвучил её губернатору Николаю Любимову — и получил поддержку.
«То, что конкурс пройдёт именно в Рязани, не в Москве и не в Санкт-Петербурге, очень важно. Он станет определённой вехой в сохранении традиций и подъёме культуры в регионах России», — говорил позже музыкант.
Любимов своё согласие объяснил коротко: «Потому что мы можем». «Мы научились проводить масштабные значимые мероприятия, мы почувствовали в себе силы», — через паузу уточнил он на пресс-конференции в ТАСС 23 октября.
«Для нас большая честь — быть в числе организаторов и принимать столь масштабный проект. Мы расцениваем это в том числе как и свидетельство признания большого вклада наших земляков в развитие русского искусства», — подчеркнул политик, упомянув Василия Агапкина, Александра Александрова, Александра Аверкина и братьев Пироговых.
Главная цель конкурса — распространение русской музыки. Участники разучат произведения Чайковского, Глинки, Рахманинова и других отечественных композиторов и затем — независимо от результата выступления в Рязани — будут исполнять их на концертах, знакомя с ними слушателей по всему миру.
«Это прежде всего пропаганда нашей прекрасной музыки, количество которой необъятно», — считает председатель жюри Владимир Овчинников из Московской консерватории имени Чайковского.
Но чтобы достичь цели, нужно ещё привлечь этих участников — достаточного класса и в достаточном количестве. Для этого Рязанская область учредила внушительный призовой фонд (3,5 млн рублей — уровень крупнейших мировых конкурсов), а Богданов созвал авторитетное жюри и пригласил известных импресарио и музыкальных менеджеров, «засветиться» перед которыми полезно многим пианистам.
В жюри наряду с Овчинниковым вошли и другие профессора: Винченцо Бальцани (Миланская консерватория имени Верди), Борис Блох (Университет искусств Фолькванг в Эссене), Альберт Мамриев (Фортепианная академия Ганновера Neue Sterne), Леонель Моралес (Университет Альфонсо Х в Мадриде), Герлинде Отто (Веймарская Высшая школа музыки имени Листа), Сергей Сенков (Российская академия музыки имени Гнесиных).
Также оценивать участников в Рязани будут доцент Шанхайской консерватории Цзинь Тан, и руководители крупных конкурсов бельгиец — Филипп Раскин и мексиканка Миртала Салазар.
Конкурс поддержали многие меценаты и авторитетные организации из мира искусства. Учреждаются призы за лучшее исполнение сочинений конкретных авторов. А крупнейший производитель музыкальных инструментов Yamaha подарит одному из несовершеннолетних российских участников цифровое фортепиано Clavinova CLP-675WH. Его рекомендованная цена на сайте фирмы — без малого 220 тысяч рублей.
Фактически конкурс давно стартовал — отборочным туром, который провели как в заочной (по видеозаписям), так и в очной форме. Благодаря помощи Россотрудничества в марте-июне прошли прослушивания в 13 городах. За поездку в Рязань боролись в Берлине и Париже, Риме и Тель-Авиве, Вашингтоне и Буэнос-Айресе.
Жюри отобрало для участия в основной программе 55 молодых (от 11 до 30 лет) пианистов. Это очень хорошая цифра для первого конкурса, заметил Богданов: на последнем конкурсе имени Чайковского было 25.
Почти половина — иностранцы. В Рязань приедут музыканты из Австрии, Германии, Италии, Канады, Китая, Литвы, США и Южной Кореи. Россию представят исполнители из 13 городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Уфы, Екатеринбурга и, конечно, Рязани. Честь местной фортепианной школы будут защищать Дина Иванова, Роман Соснин и Наталья Хорохорова. Последние двое — ученики Богданова, и он отказался от членства в жюри, чтобы они выступили.
Участников поделят на две возрастные группы — до 19 и старше. Каждой предстоят три тура, за которые в сумме нужно будет сыграть не меньше семи малых и крупных произведений. Выбрать их можно из внушительного списка: организаторы включили в репертуар конкурса сочинения десятков композиторов — как признанных классиков, так и современников и вообще авторов, чьё творчество заслуживает большей известности. Овчинников признался, что надеется услышать в Рязани произведения, о которых не знает.
При этом для старшей группы есть некоторые ограничения: в первом туре среди прочего обязательно исполнение какого-либо этюда-картины Сергея Рахманинова, во втором — одной из 24 картин-прелюдий, написанных Вадимом Кулёвым специально для конкурса. С другой стороны, в заключительном туре, куда пройдут только восемь человек, музыкант волен как выбрать концерт из репертуара, так и предложить какой-то из не попавших туда. В любом случае, финалисты сыграют в сопровождении губернаторского симфонического оркестра.
Конкурс не только обогатит рязанскую культуру духовно, но и уже помог ей укрепиться материально. В подготовку двух площадок вложили почти 50 миллионов, в том числе по профильному нацпроекту «Культура». В частности, музыкальный колледж получил шесть роялей, сейчас там капитально ремонтируют концертный зал и улучшают его акустику, а филармонии обновили фасад и купили уникальный рояль. Нет, не тот металлический перед входом, а
Конкурс стартует 30 ноября и завершится 8 декабря гала-концертом с участием лауреатов и народного артиста России Николая Луганского. Его покажет портал «
Все туры будут открыты для зрителей. Вообще, по словам министра культуры Виталия Попова, Рязань в эти дни будет жить русской музыкой. Она зазвучит даже на вокзалах: «Чтобы приезжающие понимали, что оказались в фортепианной столице».
Запланированы мастер-классы членов жюри для участников и юных местных пианистов, лекции о композиторах, флешмобы. Так, к началу конкурса предлагается выложить своё исполнение хотя бы одной фразы. Возможно, это сделает и губернатор: за плечами у него есть музыкальная школа.
«Мы рассчитываем, что этот новый уникальный конкурс станет одним из наиболее значимых культурных событий 2019 года, послужит благородному делу сохранения традиций отечественной музыки, укрепит международные связи и позволит открыть новые имена талантливых композиторов и исполнителей», — заявил Николай Любимов.
Антон Насонов
Больше новостей в нашем