Прислать материал

https://www.traditionrolex.com/48

«Нона», «Шишига» и другие. Чем удивит рязанский музей автомобильной техники

В череде торжеств, посвящённых столетию училища ВДВ, практически незамеченным прошло открытие после реконструкции музея автомобильной техники. Однако в него стоит заглянуть даже тем, кто считает себя гуманитарием – здесь есть, чем удивить посетителей и сейчас, хотя легендарные экспонаты в него так и не вернулись.

Сейчас свыше шестидесяти экспонатов на колёсах, вывезенных из музея автомобильной техники по приказу министра обороны Сердюкова, рассредоточены по столичным экспозициям – находятся на Поклонной горе и в парке «Патриот», и в Рязань вряд ли вернутся. Впрочем, сотрудники музея, рады и такому исходу событий – хотя бы не пропали, улыбаются они.

Сам музей автомобильной техники тоже мог бы исчезнуть вслед за закрытой «автомобилкой», однако его отстоял командующий ВДВ Владимир Шаманов. Сегодня музей встречает посетителей уже в новом статусе – он вошёл в структуру ВДВ, что отразилось и на характере экспозиции и представленных экспонатах.

NKN_1728.jpg

Музей представляет собой несколько залов и открытые площадки, где можно вдоволь налюбоваться мощью отечественной техники. Посмотреть есть, на что: по машинам, представленным здесь, можно изучать историю. Так, о временах Великой Отечественной войны напоминает танк «Шерман».

NKN_1667.jpg

«Танк был выпущен примерно в 1943-1944 годах, поднят со дня Баренцева моря. Его отреставрировали специалисты из Орехова-Зуева и подарили нам», – рассказывает научный сотрудник музея Владимир Чухлатый.

Неподалёку от танка – легендарная «Шишига», народное название ГАЗ-66, модели, которая получила признание за свою проходимость.

NKN_1680.jpg

«Эта машина многим знакома по афганской кампании – она пройдёт везде, даже туда, куда добираются только животные, высоко в горы. Сейчас, к сожалению, снята с производства», – поясняет Владимир Чухлатый.

Наряду с «Шишигой», раритетом является и «КрАЗ», который выпускал Кременчугский автомобильный завод. Модель, которой располагает музей, – одна из редких, её нет даже на родине марки – Украине. Одно время коллеги, вспоминает мой собеседник, даже просили музей подарить или продать им её, однако даже в пору лучших отношений с Украиной, сделано этого не было.

О прошлом страны, которой сейчас нет, напоминает и ГАЗ-51 – знаменитая машина, на которой ездил главный герой в фильме «Иван Бровкин на целине». Конечно, тот образец, которым располагает музей, не из кино, однако главным героем картины может себя почувствовать каждый – ведь сесть за баранку раритетных авто может любой посетитель: ругать за это не станут. Можно в музее покрутить не только «баранку», но и штурвал самолёта – гостей встречает АН-2.


«Это первый самолёт, с которого курсанты совершают прыжки, он быстрый и лёгкий, можно сказать, что это учебная парта для десанта», – отмечает Владимир Чухлатый.

Есть на открытой площадке и техника посерьёзнее – самоходные артиллерийские установки, «Спруты», настоящие мобильные химические «лаборатории» на колёсах, «Уралы», «КАМазы», и другая супертехника для условий бездорожья, холода, и других сложных условий. В будущем музей под открытым небом ожидает ещё одно ценное пополнение.

«Командующий ВДВ обещал, что рядом с танком «Шерман» будет стоять танк Т-34, ждём его», – рассказывает Владимир Чухлатый.

Насмотревшись на технику, можно пройти в помещение – сейчас в музее три огромных зала с массой экспонатов и информации.

Уже в первом зале гостей встречают коллекционные автомобили – их зимой хранят здесь владельцы. Здесь и «Волги», и «Москвичи», подобные тем, что использовались на съемках фильма «Бриллиантовая рука». Напротив мирных автомобилей – техника военная – в частности, ЗИС5, современный автомобиль, стилизованный под старину, однако и сам ставший раритетом.

NKN_1444.jpg

«Десяток подобных машин был изготовлен к 2005 году, чтобы принять участие в параде на Красной площади. Сохранилось две машины – одна из них находится в музее ЗИЛа, вторую подарили нам. Это – не декорация, она на ходу и могут ездить, мы выставляем эту машину на наших выездных экспозициях», – отметил Владимир Чухлатый.


А вот другая машина, которую можно встретить в первом зале – память о подвиге военных. В УАЗе с пробитым стеклом погибли три человека – они попали в засаду в Дагестане. Это единственная машина, куда нельзя садиться, чтобы сделать снимок. Впрочем, отмечают сотрудники, все посетители и не спрашивают почему.

NKN_1526.jpg

Второй зал музея – новый: раньше здесь находилась техника, а затем помещение использовалось для складывания парашютов. Сейчас также представлена вся история парашютов – от первого парашюта Котельникова, придуманного ещё до Первой мировой войны, но забытого на долгое время, до современного «Арбалета-2», находящегося на вооружении современных десантников. Как поясняет Владимир Чухлатый, этот парашют только на вид кажется простым и лёгким – для управления им нужна смекалка, только тогда приземлишься туда, куда нужно.

«Одним из ценных экспонатов этого зала является форма лётчика времен Великой Отечественной войны. Куртка, представленная на манекене – подлинная, её подарил нам один из военных, его дед был лётчиком, служил во время войны в транспортной авиации», – рассказывает Владимир Чухлатый.


В дополнение к парашютам – целый арсенал техники ВДВ, которая здесь пришвартована, как говорят военные. Самоходная артиллерийская установка «Нона», БТР-Д, все модификации боевой машины десанта – от первой, начинавшей боевые действия в Афганистане, до четвёртой, которая сейчас находится в войсках.


О том, как техника приводится в порядок, рассказывает третий зал музея –в огромном пространстве представлены настоящие мобильные комплексы по ремонту различных видов техники. Все они – в рабочем состоянии, и могут хоть сейчас оказаться там, где необходимо. Подобная мобильность – отличительная особенность советских и российских войск – так, в годы Великой Отечественной войны танк Т-34 ремонтировали прямо на поле боя, тогда как немецкий «Тигр» возили в ремонт на завод.

Сейчас и в самом ангаре идёт работа – приводят в порядок полуторку, поднятую поисковиками со дна Ладожского озера. Рама и кузов уже подготовлены к установке, так же, как и поднятая кабина. Сейчас перебирается специальный двигатель, после того, как он приедет в музей, машиной можно будет полюбоваться в экспозиции.

NKN_1605.jpg

Это ли не повод заглянуть сюда. Музей находится на Михайловском шоссе, остановка «Молочный комбинат». Добраться можно на автобусах №№13, 57 или личном транспорте. Специальной записи для посещения не требуется. По приезде необходимо позвонить по телефону, указанному на калитке, вас встретят сотрудники музея.

NKN_1729.jpg

В будни музей работает с 9:30 до 17:00, с перерывом на обед с 13:00 до 14:00, в выходные – по предварительной записи. Вход – 100 рублей для взрослых и 50 – для школьников, экскурсия оплачивается дополнительно.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Ольга Киндонова
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров