Прислать материал

Частная лавочка. Плюсы и минусы негосударственных музеев

«Я поведу тебя в музей» — эта строчка из знаменитого стихотворения Сергея Михалкова надолго определила отношение к музеям как к чему-то застывшему, статичному и обязательно назидательному. Впрочем, сегодня это совсем не так: музеи стараются жить в ногу со временем, развиваясь вместе с посетителями и эпохой. Особенно это удается частным музеям, немало которых и в Рязани. Во Всемирный день туризма 62ИНФО решил взглянуть на их работу непредвзятым взглядом, выяснив плюсы и минусы таких учреждений, изучив мнения экспертов и любителей.

Смеяться разрешается

Принято считать, что музей — это набор экспонатов и пожилые тётечки-смотрители, делающие замечания за любое нарушение порядка (вспомним известную фразу из КВН «Тишина должна быть в библиотеке»). В этом плане частные музеи, бурное развитие которых началось в начале 2000-х, меняют взгляды посетителей: здесь отправят в сказочное путешествие, дадут расписать леденец или игрушку. И, конечно, все экспонаты можно и даже нужно трогать руками, делать селфи и семейные снимки. За подобной немузейной свободой и идут люди, которые хотят после трудовых будней отдохнуть, провести время с детьми.

«Мне не нравится, когда в музее тихо, как будто экспонаты сбегут, если поделиться впечатлениями, а уж за фотографией на телефон непременно последует вопрос смотрителя, заплатила ли я за фотосъемку», — говорит рязанка Марина Сидорина.

Приведенное мнение родителя, конечно, субъективно, но факт остаётся фактом: частные музеи интересны своей атмосферой, стирающей границы, именно она и привлекает посетителей. Так, в музее рязанского леденца можно сделать своими руками собственно леденец, а в музее ёлочной игрушки — расписать украшение или поучаствовать в мастер-классах.

Арт-приём

Нестандартные методы работы — ещё один плюс частных музеев. Квест или командная игра, день рождения в музее или тематический мастер-класс — чаще всего именно негосударственный сектор выступает локомотивом работы с посетителями.

«Частные музеи — стимул для государственных, так как создают конкурентное поле. У посетителя появляется выбор, куда пойти, и это заставляет остальных подтягиваться», — отмечает музеевед, кандидат исторических наук Ирина Чувилова.

Оборотная сторона медали

Впрочем, не всё в музейной жизни так хорошо, как это кажется на первый взгляд. Лишь немногие частные музеи на деле соответствуют тому, что написано у них на вывеске. Зачастую это не более чем уловка, позволяющая привлечь посетителя, привыкшего считать слово «музей» синонимом чего-то особенного и редкого.

«Сейчас возникает много учреждений, которые не являются музеями по сути, а только вывешивают соответствующую вывеску — например, музей шоколада. В лучшем случае это парамузей, как, например, музей пряников или музей леденца, где не ведут учёт предметов, но проводят экскурсии, у них есть экспозиция, то есть частично присутствуют музейные функции», — говорит Ирина Чувилова.

Эксперт подчёркивает, что в музее (и частном, и государственном) главное — использование вывески для пользы дела, а не для выкачивания денег из посетителей от продажи им какой-то услуги, подведённой под историческую идею. Если такая идея отсутствует, то музей аналогичен бизнес-предприятию и может быть открыть хотя бы и в офисном центре — и в Рязани такие примеры есть. В таком случае музей — вовсе не музей, а детский развивающий центр, пусть даже и с профессиональными сотрудниками немузейного профиля.

Лоскутное одеяло

Ещё одна проблема частных музеев — отсутствие среды. Их география напоминает лоскутное одеяло: музеи раскиданы по городу в хаотичном порядке без привязки к месту, событию или истории. Чаще всего в таком случае речь идёт о стремлении быть ближе к потребителю, так сказать, о шаговой доступности, однако саму идею заведения при этом утрачивают, считает музеевед Ирина Чувилова.

«Некоторое время назад появилось сравнение города с бубликом, — говорит она. — По кругу бублик, а в середине пустота, то есть на периферии есть торговые центры, магазины и человеку незачем ехать в исторический центр. Всё, что предлагает ему периферия, — всего лишь развлечения, что же касается полезного досуга, который позволяет осознать свою идентичность, то здесь о таком речи не идёт».

Удачный проект по сбору исторической среды в единое целое удалось воплотить в Коломне. Там, рассказывает эксперт, уже давно и успешно работает целый музейный квартал, где можно и просто отдохнуть, и провести время с пользой, узнав о прошлом родного города. Удобна такая форма и для туристов — приехав сюда, можно посетить все музеи без лишней траты времени и сил.

Рязани и её частным музеям о таком удобстве пока приходится только мечтать.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  exler.ru
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров