Музыка судьбы Льва Любимова

Статья
Музыка судьбы Льва Любимова

14:04, 15 Августа 2018

Рязанский дирижёр дружил с Козловским и Лемешевым и посвятил жизнь белорусскому театру.  Информация о Льве Любимове в интернете ограничивается несколькими строчками — сложно найти даже его портрет. Между тем, этот человек заслуживает гораздо большего, чем скупые биографические сведения.

Лев Владимирович Любимов родился 24 ноября 1905 года в Рязани, в семье известного врача. Как часто бывает, музыка и врачевание оказались тесно связаны —в семье Любимовых занимались и тем, и другим: сестра будущего дирижёра была известным преподавателем фортепиано. Музыкой с детства увлекался и Лев. Родители не стали препятствовать выбору им жизненного пути —сначала он брал частные уроки, затем поступил в Московскую консерваторию в класс к известному педагогу тех лет Константину Игумнову. Он там писал о Любимове: «Очень даровитый, вдумчивый и культурный».

Педагог не сомневался в блестящем будущем своего ученика, однако покорять музыкальный Олимп Любимову пришлось с азов — после окончания консерватории, он начал работать пианистом в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В качестве концертмейстера он выступал с Лемешевым и Козловским — кумирами тех лет. Лемешев так писал о нем в своих воспоминаниях «Путь к искусству»: «Партию фортепиано исполнял мой большой друг Лев Любимов, ученик Константина Игумнова, ныне — дирижер и народный артисты РСФСР».

В годы, когда Любимов начинал свою карьеру, в стране создавались симфонические оркестры, однако дирижеров не хватало — за пульт вставали люди, не имеющие специального образования. Решился попробовать себя в качестве дирижёра и Любимов —правда, к делу он подошёл более ответственно, окончив профильную аспирантуру. Практику прошёл в Свердловском театре оперы и балета, после чего был назначен в город Горький.

Именно здесь, в Горьком, Лев Владимирович получает известность как дирижёр, участвуя в крупных оперных постановках, которые были высоко оценены знатоками. Помогает он и молодежи в качестве наставника - одним из тех, кто пришел в те годы в театр был Борис Покровский, композитор, в будущем создатель собственного театра. В театр он шел с боязнью, думая, что там не найдёт поддержки — но ошибся: его творческие искания были поддержаны Любимовым, имевшим большой авторитет.

любимов -2.jpg

«Мы не такие таланты, чтобы не работать. Пот - вот наш талант. Надо и из плохого актера сделать приличного, если нет плохого - можно и зайца научить делать фокусы», — часто говорил Любимов.

В 1951 году дирижёр переходит на работу в Белорусский театр оперы и балета, который сумел вывести на новый уровень. По его инициативе происходит расширение репертуара — актёры начинают исполнять легкие оперетты и оперу, оркестр становится участником музыкального действа на сцене. Своим мастерством Лев Владимирович делился с молодежью на кафедре государственного педагогического института имени Гнесиных, где воспитал немало известных учеников. С ним, в частности, работал такой известный композитор, как Эдуард Артемьев.

Несмотря на занятость, Лев Любимов часто бывал в Рязани — последняя его поездка на родину состоялась в 1976 году, когда композитор был уже тяжело болен. Сегодня в нашем городе не найдешь ни одного упоминания дирижёре — зато в Белоруссии его образ увековечен на почтовой марке, выпущенной к столетию со дня рождения рязанца.

На общей фотографии Лев Любимов сидит, крайний слева.

Автор: Наталья Бирюкова

Последние новости









Новости партнеров