Прислать материал

Томский кибернетик рассказал о создании театра «живых» кукол

Если вы когда-нибудь окажетесь в Томске, кроме посещения основных достопримечательностей, не забудьте побывать в частном театре «2+ку» («Двое и кукла»). В этой театральной избушке работают куклы-роботы (покруче японских киборгов будут), а на сцене играют необычные живые куклы, созданные основателем театра Владимиром Захаровым. Это куклы на запястье, которые обладают полной механикой оживления: у них двигаются глаза, рот, пальчики на руках. Если вас заинтересовал необычный театр, но вы пока не собираетесь в Томск, не расстраивайтесь. Труппа сама приехала в наш город с гастролями. В Рязань томский театр привез спектакли для взрослых «Автостоп» и «Двое, трое» и историю для детей и взрослых «Он живой и светится». О постановках и своём театре Владимир Захаров рассказал рязанским журналистам.

Какую должность вы занимаете в театре? Как вас представить нашим читателям?
– На этот вопрос детям я отвечаю – Волшебник. Чем старше я становлюсь, тем больше на него похож. А должности у меня нет, потому что у меня театр частный, в нём я являюсь всем на свете. С утра я дворник, сантехник, уборщица; днем – монтировщик, грузчик, бутафор, конструктор; вечером – актёр, контролёр, буфетчик, и режиссёр. В театре ведь всего два человека работают: я и актриса Оля Горелова.

Захаров

Как в вашей жизни появился театр?
– Я по образованию кибернетик. Семь лет занимался робототехникой, автоматизацией технических процессов, а потом познакомился с томским театром кукол «Скоморох» и перешёл туда работать конструктором. Мне предложили поучаствовать в спектакле «Мастер и Маргарита», я должен был сделать огромный «МАССОЛИТ» в виде двухметрового буфета. Около 30 кукол в нём пили, ели, ходили в очередь за гонорарами. И ещё в нём был хор администрации под руководством Арчибальда Арчибальдовича, роль которого исполнял я. Ведь кроме меня никто не смог бы управлять этой махиной. Воплотив эту невероятную техническую идею в жизнь, я понял, что работать в театре гораздо интереснее, чем заниматься робототехникой, и стал конструктором кукол.

Почему вы не остались работать в «Скоморохе», а создали свой театр?
– Я проработал в «Скоморохе» пять лет, придумал механическую куклу на запястье. Но потом стал там не нужен. Мы сделали спектакль по произведению Платонова «Котлован» и повезли показывать на фестиваль в Москву. Столичные критики сказали нам, что 50 процентов успеха спектакля – конструктор. Это было неожиданно, потому что обычно про техническую часть спектакля не принято было говорить – она играла второстепенную роль. После этого случая театр начал делать обычные куклы – болванки. Мне стало там неинтересно, я понял, что кукла, которую я придумал, там тоже не нужна. А я хотел, чтобы кукла жила, поэтому я, не имея никакого актерского и режиссерского образования, стал делать свои спектакли и создал свой театр.

Много трудностей было?
– Много. Работая конструктором в театре, я сделал 16 спектаклей за 4 года. А, оставшись один, корпел над первым спектаклем целый год. Я понял, что это адский труд: надо придумать персонажей, сценарий, костюмы для кукол, учиться говорить за них, двигаться на сцене, подбирать музыку, выставлять свет – делать всё то, что я никогда в жизни не делал. Поэтому по началу для меня все было сложно. Это сейчас я могу сделать спектакль за неделю.

Тем не менее вам было легче сделать все одному, чем собирать команду?
– Не то что легче, интереснее. К примеру, писать пьесу – невероятно увлекательный процесс. Да и когда работаешь один, точно знаешь, как воплотить идею. Договориться в коллективе не так-то просто. Я работал в цехе. Ты делаешь конструкцию куклы, отдаёшь бутафорам, а после них она не работает, потому что их не заботит, что кукла должна двигаться, жить. Потом она попадает к портным и те снова обшивают её так, что ничего не шевелится. Приходится всё переделывать, самому подрезать костюмчики.

Кукла

И финансовые трудности вас не испугали? Одному театр создавать и содержать не так просто.
– Проблем с деньгами у моего театра не было. В мае этого года он отметит 27-ой день рождения. Всё благодаря электро-механическим куклам, которые я делал на заказ для разных трупп (такая есть и в Рязанском театре кукол). На деньги от продажи я смог купить современное оборудование и построил собственное здание театра: двухэтажный деревянный сруб. Для его оформления я придумал проект «Оживление пространства». В его основе – куклы-роботы, создающие особую атмосферу: одна сидит вместо билетера, другая – в зале шепотом бранит опоздавших.

Сколько у вас сейчас кукол?
– Сложный вопрос… Специально никогда не считал. Около 15 электронно-механических, которые «работают» в театре и примерно 20, которые играют в спектаклях. Так получилось, что они и есть мой коллектив: Ёжик, Заяц Король, Алиса, Жан – это мои актёры, под них я пишу пьесы. Иногда думаю, про кого бы сделать спектакль? А давай-ка про зайца, сажусь пишу про зайца. Ёжик сыграл уже в 9 спектаклях. И так они перетекают из постановки в постановку и даже не переодеваются. Единственная, кто меняет наряд, это Алиса, потому что она ещё играет роль Маленького принца.

Кукла на запястье становится персонажем не просто равноценным живому актёру, она гораздо точнее: магия маленького масштаба куклы завораживает. Когда мне молодые девушки пишут: «Хочу замуж за Ёжика». Я понимаю, что Ёжик совершенно самостоятельное существо, у него появляется, страница в «ВК», собственные друзья.

Как рождаются куклы?
– Истории всегда разные. Как появилась Алиса? Она не из Страны чудес, просто ей такое имя выбирали всем вагоном фестивальщиков. Алису я делал для спектакля «Школа любви». На тот момент я поругался со своей второй половинкой и в этой постановке решил лучше понять женщин, создав куклу Алису. Всем советую. После того, как начинаешь думать и отвечать и за себя, и за неё (куклу), женская натура становится понятнее.

– Как ваши постановки воспринимает зарубежный зритель?
– Одна итальянка по середине спектакля «Ёжик» (по сказкам Козлова) встала и ушла со словами: «Это не спектакль, это философия». А на следующем фестивале она уже кричала «За-ха-ров! За-ха-ров!» В результате она стала моей ученицей, прошла мастер-класс и стала делать кукол. Для зарубежного зрителя наши спектакли и куклы сложны, потому что у них театр кукол в основном для детей, это в России кукольники делают взрослые постановки.

Расскажите, какими спектаклями вы решили удивить рязанского зрителя?
– В основе постановки для детей и взрослых «Он живой и светится» – «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Идея спектакля принадлежит актрисе Ольги Гореловой, которая и исполнила главные роли: Дениски (кукла), сбежавшего из детского дома на поиски мамы, и его попутчицы. Спектакли «Автостоп» и «Двое, трое» – это постановки, которые я хочу показать, в первую очередь, чтобы продемонстрировать уровень своей работы. В постановке «Автостоп» мы вместе с Ёжиком уезжаем в путешествие. В обычной жизни нам всё надоело, и мы отправляемся на поиск приключений. По дороге рассуждаем о творчестве и просто философствуем. За основу спектакля «Двое, трое» я взял историю своего театра. Это похоже на интервью, в котором я делюсь своим отношением к творчеству.

Захаров

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Анна Добролежа
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров