Прислать материал

В Рязани прошла лекция, посвящённая «художественному спору» католиков и православных

В воскресенье, 29 октября, в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» стартовал первый в этом сезоне цикл лекций «Загадки живописи: проблемы интерпретации».

Проект галерея организовала совместно с кафедрой культурологии факультета русской филологии и национальной культуры РГУ им. С.А. Есенина. Темой первой встречи, непривычно выпавшей на воскресенье, стал «художественный спор» католиков и православных». О нем собравшимся рассказала доктор философских наук, профессор кафедры культурологии факультета русской филологии и национальной культуры РГУ им. С. А. Есенина Наталья Ледовских.

Слушателям Ледовских предложила взглянуть на христианскую живопись сквозь призму истории, раскрыв особенности католицизма и православия, проявившиеся, в том числе и в живописных сюжетах. Так, в православии, которое зародилось в Византии и именно оттуда было перенесено на Русь, церковь была подчинена государству. Отсюда и идеи, которые пропагандировала церковь – в обществе насаждалась мысль о том, что существуют видимый и невидимый миры, каждый из которых имеет свою иерархию. Человеку в этой иерархии отведена низшая роль: от него ничего не зависит, а государь выступает наместником Бога на земле.

Эти идеи утверждались не только в проповедях, но и в архитектуре и иконописи. Так, храмы строились на самом высоком месте; использовались приемы, создающие особое настроение. Отвечали идее и иконы, создававшиеся в этот период – для них разработали особые правила, согласно которым пропорции тела должны нарушаться, быть бестелесными, изображение должно быть плоскостным и статичным. Фрески играли важнейшую роль в оформлении храмов – благодаря использованию металла в лучах света изображение на них колебалось, создавая у верующего ощущение ирреальности.

На Руси идеи православия восприняли выборочно – русским не понравилась система строительства храмов, применяемая византийцами, а вот мысль о том, что царь является помазанником Божьим, оказалась весьма благодатной. Также использовались и византийские идеи живописи. Пример тому – «Троица» Андрея Рублева.

Троица

В католицизме восприятие человека и Бога было совершенно другим, что нашло свое отражение и в искусстве. При тотальном контроле церкви человеку все же давалась большая свобода мысли – об этом свидетельствует украшение храмов, оформлением которых занимались крестьяне, делая героев религиозных сюжетов подобными себе. Делая акцент на страшных сюжетах, католицизм все же допускал сокращение дистанции между человеком и Богом, что привело к созданию полотен А. Монтеньи «Мёртвый Христос», или «Пьета» Микеланджело, где изображён мертвый человек.

Мёртвый Христос

Это сокращение дистанции между человеком и Богом нашло отражение и в православии, но гораздо позже – с XVIII века. В XIX веке появляются полотна Нестерова, Васнецова, Репина, которые приближают священные образы к реальности, делая их более живыми, лишая их ореола потусторонности.

Лекции цикла будут проходить в галерее один раз в два месяца. Вход бесплатный.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Автор:  Наталья Бирюкова
Иллюстрации:  italyart.ru, pravmir.ru
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров