Может ли царь жениться по любви, или насколько скандальна «Матильда»

Может ли царь жениться по любви, или насколько скандальна «Матильда»
12:29, 28 Октября 2017

В четверг, 26 октября, в российский прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда».

«Самый ожидаемый фильм года» – такими заголовками пестрят рекламные афиши. И ведь эти слова – вовсе не рекламный трюк: столько шума, сколько было вокруг «Матильды» не создавал ни один фильм последнего времени. Протесты против картины превратились в своего рода аттракцион, которым развлекалась незанятая публика. Как выяснилось, собственно, только для них «Матильда» стала «самым ожидаемым фильмом года» – на второй день проката в залах пустовато, несмотря на вечер пятницы. Можно списать это на погоду, пробки, заставляющие людей проводить время в транспорте, а не в кинотеатрах или трудную неделю (хотя какая неделя у нас бывает простой), но факт остаётся фактом – маловато у нас ценителей жанра отечественной мелодрамы.

Ничего, кроме мелодрамы, ожидать от «Матильды» не приходится. Беря за основу исторический факт – связь Николая II с балериной Матильдой Кшесинской, факт, быстро забытый самим будущим императором, на момент романа – наследником престола, и не забытый танцовщицей, которая описала его в мемуарах, увенчав именем будущего императора богатую коллекцию разбитых мужских сердец. Режиссёр раскручивает историю в сторону «слезливости», по ходу фантазируя на тему истории, вплетая в сюжет выдуманных персонажей, третьих лиц и внешние обстоятельства, претендуя на создание масштабного полотна о событиях XIX века.

Матильда и Николай

Согласно предлагаемой зрителю версии, Матильда Кшесинская, а вовсе не Александра Федоровна была настоящей любовью Николая II, и, если бы не вмешательство тайной полиции, мистики и прочего, то она стала бы его женой, а цесаревич отрекся бы от престола.

Фильм соответствует вполне шаблонной схеме, популярной в женских романах и сериалах, идущих на телеканале «Россия» по выходным. Судите сами – он и она любят друг друга, но их счастью мешают внешние обстоятельства: близкие не хотят их брака, вмешиваются тёмные силы и тайный соперник. При этом от героев не требуется ничего, кроме эмоций, слез к месту или не к месту, а также старательного изображения страданий. Все это присутствует в фильме в большом количестве – Михалина Ольшанская, сыгравшая роль Матильды, старательно изображает «femme fatale», поражающую своей сексуальностью (именно этим, а вовсе не талантом) всех мужчин за версту. Ларс Айдингер, играющий Николая II, бегает с криками «Маля!» за возлюбленной по длинным дворцовым коридорам и бальным залам и никак не может решить, что ему дороже - престол или любимая женщина.

Особенно комичен следующий эпизод – накануне коронации Николай Александрович решает отречься от престола и предназначенной ему в жены немецкой принцессы и начать новую жизнь с Матильдой. Ночью он с дорожным чемоданчиком во вполне современной кожаной куртке отправляется в путь вместе с двоюродным братом Андреем (само собой, влюбленным в Матильду), чтобы обрести вечное счастье. Провожает его мать, императрица Мария Федоровна в исполнении Ингеборги Дапкунайте, которая напоследок задает ему сакраментальный вопрос: «Мы больше никогда не увидимся? Поступай как знаешь!». Даже у тех, чьи познания в истории ограничиваются всего лишь учебником истории, этот эпизод вызовет только смех, а вовсе не напряжение перед неминуемой трагической развязкой, как того задумывал режиссёр.

Ингеборга Дапкунайте

В общем, ничего, кроме истории любви средней руки у автора картины не вышло. Даже в сказку, в которую хочет превратить историю Николая и Матильды Алексей Учитель, не очень-то веришь и не только в силу весьма средней игры актёров. Единственное, чего не отнимешь у картины и из-за чего ее можно посмотреть – это масштабность и красота съемок, шикарные интерьеры, служащие фоном для любви Николая и Матильды – зритель увидит Михайловский, Зимний, Екатерининский, Петергофский дворцы, а также сохранившие свою прелесть и красоту интерьеры Юсуповского дворца. Стоит похвалить и операторскую работу – красота планов зашкаливает, в них героям вовсе не стоит даже говорить, настолько грамотно выстроен кадр.

Спрашивается, по поводу чего протестовали? В чем скандальность картины? Подобных мелодрам снимается тысячами. То, что режиссёр позволил себе заглянуть в спальню монарха (в фильме, как водится, не обходится без обнажённой натуры), который когда-то был живым человеком и мог позволить себе легкую интрижку с красивой женщиной? Или, может быть, такую бурю негодования вызвало то, что режиссёр жестоко расправился с любимцем женщин, Данилой Козловским, который снялся в роли графа Воронцова. По сюжету, его персонаж как раз и становится тем самым соперником, который мешает героям обрести счастье вместе. Впрочем, с актёром обошлись жестоко – по большей части в фильме он молчит, на первых минутах фильма его арестовывают, затем чуть не казнят, потом помещают в резервуар с водой, где вводят в состояние транса, а ближе к финалу он и вовсе сгорает (и вовсе не в пламени страсти).

Итак, фильм вышел, акценты расставлены, сюжет представлен. «Стакан наполовину пуст или наполовину полон», – решать зрителю.

Автор:  Ирина Самойлова
Иллюстрации:  s16.stc.all.kpcdn.net