Прислать материал

Валерий Шадский: как начинались «Рязанские смотрины»

С 9 по 13 сентября в Рязанском театре кукол совершится долгожданное событие – XVI Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины». Самое время до фестиваля приоткрыть заветную книгу истории и поделится парочкой станиц из неё. Рассказывает художественный руководитель Рязанского театра кукол, режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Шадский.

Как всё закрутилось

Это длинная история, которая началась ещё во времена советской власти. Родилась она из идеи радостной встречи на профессиональной основе.

Когда нам построили здание театра, то чувству гордости у руководства не было предела: у нас постоянно бывали всевозможные делегации – русские и иностранные.

И вот однажды к нам приехал из маленького городка-побратима Бельско-Бяла ансамбль польского войска. Мы им показали часть своего спектакля. И… они предложили приехать в Польшу на их фестиваль.

Мы, конечно, предложение приняли, приехали и тут же очутились в удивительной атмосфере среди кукольников из разных стран. В этом маленьком городишке, который и найдешь-то с трудом, где нет и ста тысяч человек, вдруг такой фестиваль! Пятнадцать театров из разных стран! На разных площадках!

Вернулись в Рязань и пошли в обком. Я стал рассказывать, какая была замечательная поездка, что, мол, поляки в маленьком городе находят средства, чтобы привезти людей, собрать целый фестиваль и поднять свой престиж, а мы? Мы ведь тоже можем! И тогда слава о Рязани пойдет по всему миру! На это нам ответили просто: хотите попробовать – пробуйте.

Опыта работы с иностранными театрами у нас тогда не было, но мы умудрились подружиться с польским театром Банелюка. Поляки привезли к нам два спектакля: «Золоченые лбы» (в моей постановке) и «Портной Ниточка».

Мы с самого начала решили удивлять неожиданными формами и позвали театр из Швеции. Так и получилось на первом фестивале – три театра из трёх стран: Швеция, Польша и Россия.

Шведский театр был необычен тем, что это – передвижной театр в автобусе. Наверху–спальные места. А ниже – маленький зал на пятьдесят мест. И вот рязанцы увидели такое зрелище: стоит автобус, играет средневековая музыка, собирается вокруг толпа, кругом жонглёры. Такой средневековый старый театр, только вместо телеги был автобус.

Это принято у скандинавов: решать театры разными формами, чтобы они могли добираться до зрителя. Мне однажды довелось поставить спектакль на театре-корабле!

Так появился фестиваль, который ещё даже не имел названия. По всей стране и по всему миру царил тогда внутренний подъём: Европа – наш общий дом! Мы стремились объединиться, верили, надеялись. Хотели, чтобы это был действительно дом, а не коммунальная квартира, где каждый может насыпать соль соседу. Но жизнь – есть жизнь.

Первая афиша

Первый фест

Как появилось название?

Как известно, опираться всегда надо на традиции.

Рязань была аграрным регионом, а издревле, как известно, все праздничные увеселительные дела проводили по осени, когда был собран урожай. Среди праздников выделялись смотрины: повзрослевших девушек выбирали юноши, любовались друг другом, образовывались семьи. Отсюда и родилось название – Рязанские смотрины: мол, посмотрите, что у нас появилось интересного за это время.

16-й фестиваль: полёт нормальный

Так родились «Рязанские смотрины». Поэтому каждую вторую субботу сентября нечетного года вот уже почти тридцать лет мы проводим фестиваль.

Никакие трудности на этом пути нас не смогли остановить. Хотя страна переживала порой непростые времена. Я помню, как мы просили, чтобы нам выделили деньги на зарплату артистам. Так нам из выручки почтовых киосков привезли три мешка денег! Да, такое было время.

Многие фестивали, которые родились после нас или в этот же период, прерывали деятельность или попросту закрывались. И только мы оставались на плаву, порождая не только интерес к театру кукол, но и новых театроведов, критиков, которые открывали для себя западный театр через наш фестиваль. А для запада, в свою очередь, открывался российский театр.

Фестивальная «мирная революция»

Мы никогда не проходили мимо событий в нашей стране и во всем мире, поэтому, что бы ни говорили, а столетие Октябрьской революции 1917 года мы пропустить не могли. Нынешний фестиваль проводим под девизом «Кукольники всех стран, объединяйтесь!».

Смотрины - 1999

Каждый театр на фестивале обязательно расскажет, какой этап на пути к куклинизму он переживает (улыбается).

Ярчайшие впечатления, театральные потрясения

На меня очень мощное впечатление произвёл теневой театр из Италии. Они привозили «Семь грехов человечества». Это был не обычный театр теней в нашем понимании, когда появляются и просто исчезают силуэты. Это было настоящее движение: фонарей, динамических фигур, образов. Всё переплеталось со светом и музыкой, создавая единое удивительное, полное смысла, действо.

Для нас это было открытие, ведь мы привыкли к традиционному театру с ширмой и куклой, а тут оригинальные тени-образы, библейские притчи – всё посредством театра кукол.

На втором фестивале появился замечательный режиссёр Олег Жюгжда со спектаклем «Пиковая дама». Считаю, что это поистине спектакль всех времен и народов. Несмотря на свою маленькую изящную форму, он философский, глубокий и в то же время – с долей юмора, смешной, с пониманием искусства и жизни того времени и удивительно современный. Один из гениальных спектаклей.

Конечно, мы сдружились. И в нашем театре появились постановки этого режиссёра – это «…и наказание» по Достоевскому, и «Снился мне сад в подвенечном уборе» и «Лафертовская маковница» Погорельского, которая принимает участие в нынешнем фестивале.

Получается, благодаря «Рязанским смотринам» родилось такое плотное и хорошее сотрудничество.

Фестиваль – это, конечно, настоящий праздник и для нашего зрителя. Это расширение понимания театра кукол. Ведь наш зритель не всегда понимает, какое у нас – в Рязани! – есть богатство. Такие постановки можно увидеть только здесь!

Этапы фестиваля: панический ужас

Перед каждым фестивалем – это панический ужас! На этот фестиваль, например, было подано 73 заявки: их нужно отсмотреть, отобрать самое интересное и необычное, решить, что понравится зрителю, что покажется интересным другим театрам. Целый трудоёмкий процесс! Нам же нужно удивлять! Фестиваля не может быть без спорного спектакля или даже нескольких.

Это должна быть неожиданная вещь, которая вызовет дискуссию, творческий спор за «рюмкой чая». Ведь театр, который не вызывает дискуссий, необходимости внутреннего анализа, мертв.

Театр жив тем, что он волнует, вызывает эмоции – не важно, положительные или отрицательные. Театр не дает решения, но дарит надежду. Театр ставит диагноз, но не должен давать рецепт.

Этапы фестиваля: ожидание

Следующим этапом будет паническое ожидание, когда начнется фестиваль, и боязнь того, что кто-то в последний момент не приедет или откажется. Как встанет спектакль на незнакомую ему сценическую площадку?! Мы сейчас в этом напряжении, хотя, по большому счёту, к фестивалю всё готово.

Этапы фестиваля: пчелиный рой

Сам фестиваль – это постоянная деловая беготня в решении всех вопросов. Однажды был случай: наш фестиваль совпал с празднованиями 900-летия Рязани. Один из испанских артистов чересчур увлёкся праздничными гуляниями и не смог сам добраться до своей делегации. Тогда он остановил местную милицию и попросил отвезти его в Солотчу. В то время в городе было множество иностранных гостей, так что его отвезти, но не к кукольникам. У нас паника: потеряли человека! Но его там приняли как родного –накормили, напоили, спать уложили и на следующий день, счастливого и довольного приключением, как ни в чём не бывало, доставили в театр.

Этапы фестиваля: прощание

И вот, когда этот пчелиный рой, гудящий муравейник, термоядерный реактор заканчивает своё действие, когда в театре нет толпы, монтировщики не ставят в ночь декорации, когда всех уже проводили.… В театре остаётся…. тишина. И если в середине ты думал, когда же это всё закончится, то теперь, когда всё прошло, то из тебя как из шарика как будто воздух выпустили. Ощущение потерянности: что дальше, куда плыть, что делать? Но тебя обязательно направят, обязательно. Будем жить дальше!

Рязанский маячок искусства

С одной стороны, это один из тех фестивалей, на которых для западных профессиональных театров кукол открывается российский театр. С другой – это окно в обе стороны: можно смотреть то, что происходит внутри наших театров, и то, что есть за рубежом.

«Рязанские смотрины» - это один из тех маячков культуры и искусства, которые разбросаныпо всему миру, и как действуют как ориентиры, указывая верную дорогу заблудившемуся путнику. И рязанский маячок светит ярко, достойно, привлекая людей и указывая им дальнейший маршрут.

Встреча друзей

Мы изначально хотели сделать фестиваль местом встречи для друзей. Тем местом, где можно поделиться друг другом, пообщаться друг с другом, восхититься друг другом. Где Друг всегда - с большой буквы.

Ведь мы делаем одно общее дело, хоть и говорим на разных языках и исповедуем разные эстетические концепции. Но мы Друзья, и наша Дружба – это нечто скрепляющее наш мир тоненькими нитями искусства, сберегающее этот мир, не дающее разрушить этот мир.

Смотрины - 2011

Кукольная история длиною в 28 лет

Для меня «Рязанские смотрины» – одна из частичек моей жизни, дело, которым я могу гордиться. Нам удалось в Рязани посадить это театральное дерево, не дать ему погибнуть «в лихую годину» и до сегодняшнего дня холить, лелеять и создавать новое.

Хочется верить, что фестиваль будет жить долго и переживет нас.

Мы же пишем свою – кукольную – историю и наивно веря, призываем всех: кукольники всех стран, объединяйтесь!

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Источник:  Пресс-служба Рязанского театра кукол
Иллюстрации:  Пресс-служба Рязанского театра кукол
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров