Мои «Горные фантазии…» №1 [2], №2 [3], №3 [4], №4 [5] и нынешняя №5 сложились вкупе в монументальный труд, не дотягивающий до серьёзных академических исследований разве что из-за фривольности изложения. В принципе, гордиться уже есть чем. И, думаю, не стыдно посвятить имеющиеся главы «Горной фантазии равнинных обитателей» и те, которые возможно будут написаны в дальнейшем, человеку, который, будь он жив, гордился бы сейчас моим трудом не меньше, чем я сам, а, может быть, и больше. Я никогда не упоминал ни его имени, ни роли его в моей судьбе. По одной простой причине – мне стыдно! Четверть века прошло, а мне до сих пор мучительно стыдно перед ним потому, что я его предал. И поздно рассчитывать на прощение, и шаг мой запоздал, и он, всё-равно, не увидит этих строк, но…
 
 
    
Хайрат  
 
 Утверждено






О происхождении их русского названия споры велись давно, и к концу XX века в литературе победила абсолютно ни на чем не основанная точка зрения, что эти кочевники будто бы имели волосы цвета половы (соломы), хотя светловолосых тюрок не бывает. Однако недавно один из крупнейших, по нашему мнению, современных специалистов по Древней Руси П. П. Толочко поддержал мнение Е. Ч. Скржинской, обратившей внимание на зафиксированное в летописях понятие "онополовец" - житель "оной", или "той", противоположной от Киева, стороны Днепра (и половины степи, разделенной Днепром "на полы"). Правый же берег Днепра киевские летописцы именовали "сей" ("этот"), а западную сторону - "русской".