Роль телевидения как средства массовой информации сложно переоценить. Через голубые экраны мы формируем своё представление об окружающем мире. Нередко вопреки здравому смыслу и логике могущественное ТВ заставляет нас поверить в реальность самого абсурдного события вроде визита инопланетян.
Магические способности телевидения, определяемые широтой охвата и одновременным воздействием на два главных органа чувств – зрение и слух, давно оценены по достоинству и властными структурами, и бизнес-сообществом.
Независимые эксперты утверждают, что затраты на содержание региональных телевизионных компаний превышают возможные доходы от размещения в эфире рекламы. Лучшим результатом становится работа компании в ноль.
Но несмотря на это, рост числа «местных» телекомпаний продолжается на всей территории России. Ведь главная задача телевидения состоит не в том, чтобы приносить прибыль, а в том, чтобы нести в массы «доброе и вечное». Перечень, а также мера, степень и глубина главных истин, как правило, определяется собственниками компаний. Так формируется многообразие тем и взглядов в современном информационном пространстве.
Развитие рынка телевизионных услуг в нашем городе имеет свои этапы. Пионером рязанского телеэфира стала Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Ока», созданная в 1987 году. Первое десятилетие её работы вошло в историю регионального телевидения как непревзойдённый образец журналистского творчества, мастерства и настоящей, тесной, искренней связи СМИ со своей аудиторией. Самой юной же, созданной в минувшем году, является телекомпания «ТВ-Центр».
В общей сложности за 22 года на территории рязанского региона было зарегистрировано 14 телекомпаний. Половина из них работает в областном центре. Оставшиеся 7 расположены в районах области. 8 телекомпаний имеют смешанную схему финансирования, львиную долю которой формируют областной, муниципальные или районные бюджеты. Учредителями 6 из 14 компаний стали частные лица и предприятия.
Основными типообразующими признаками любого СМИ являются периодичность выхода и широта охвата аудитории. Единственной в регионе телекомпанией, имеющей лицензию на круглосуточное вещание, является ТРК «Эхо», зарегистрированная под этим названием в 2004 году. Однако настоящей датой её образования можно считать 1992 год. Тогда ТРК «Прио-Эхо» стала первым в регионе негосударственным электронным СМИ. Раздел имущества между учредителями привёл не только к смене бренда, но и к появлению в 2004 году ещё одной негосударственной ТРК под названием «9 телеканал».
Итак, если «Эхо» превосходит «собратьев» по цеху интенсивностью вещания, то ГТРК «Ока» по-прежнему лидирует в таком показателе, как широта охвата. Потенциальная аудитории телерадиокомпании составляет 1 миллион 300 тысяч человек.
Как отметила в своей работе аспирант кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Ирина Хоменко, главной составляющей эфира всех региональных компаний являются новостные программы. Нужно понимать, что для семи городских телекомпаний вряд ли найдётся достаточное количество разных новостей, поэтому их эфиры отличаются оттенками подачи информации, которые, в свою очередь, определяются интересами телекомпании. А вот с утверждением Хоменко, что-де региональные телекомпании находятся в состоянии жёсткой конкурентной борьбы за своего зрителя, согласиться трудно. Если исходить из этого постулата, можно предположить, что областная ГТРК «Край Рязанский» уверена, что аудитория в 950 тысяч жителей Рязани и области предпочитает в пяти новостях из шести присутствующих в выпуске видеть первых лиц области. В этом случае может показаться, что мнение редакции «9 телеканала» склоняется к тому, что для рязанцев нет милее лица директора этой телекомпании.
Внимательно проанализировав эфиры региональных компаний, нетрудно увидеть, что конкуренции на рынке региональных телевизионных услуг на сегодняшний день нет. И борьба за рекламодателя во многом предопределена. Какими бы интересными ни были эфиры «Либурны-ТВ», «9 канала», «Эхо-фильма», наибольший охват дают «Вести-Рязань». И, невзирая на более высокую стоимость эфирного времени, крупный рекламодатель, заинтересованный в продвижении своей продукции на всей территории области, сделает свой выбор в пользу ВГТРК «Ока». Кроме того, как ни грустно это осознавать, выбор потенциальным рекламодателем телеэфира определяется, в большинстве случаев, личными пристрастиями в отношении тех или иных федеральных программ, выходящих на одной волне с местными каналами. Мониторинга популярности региональных эфиров никто не проводит. Специалисты считают, что отсутствие конкуренции не лучшим образом отражается на общем уровне местных телепрограмм.
Кто есть ктоДата создания – 2003 год. Формат вещания – ежедневный. Территория охвата – Рязань + радиус 100 км (~662,3 тысячи человек). Сетевой договор с телеканалом СТС предусматривает некоторую стилистическую ассимиляцию форматов и жёсткие «эфирные окна» для местных вставок. Так, канал производит информационно-аналитическую программу «Другие детали», основанную на местных событиях, но по своему формату напоминающую «Детали дня» СТС, детскую программу «Доброе слово» и тележурнал «Седмица», рассчитанную на православных жителей региона.
«Гарнизон» (Рязань)Дата создания – 1995 год. Территория охвата – Рязань + радиус 60 км. Телекомпания является телестудией Рязанского училища связи. Единственная программа («Гарнизон»), подготовленная ею, рассказывает о новостях военных вузов. Она выходит дважды в неделю на телеканале ТНТ. Как нам представляется, существование такого рода программ в регионе абсолютно оправданно (в городе несколько военных училищ) и составляет специфику местного телевещания.
НТРК «Эхо» (Рязань)Дата создания – 1999 год. Формат вещания – ежедневный. Территория охвата – Рязань и Рязанская область (~950 тысяч человек). Договор с каналом «Рен-ТВ» предусматривает только эфирные окна, программная политика полностью определяется самой редакцией. Как правило, утренний эфир заполнен информацией о предстоящих событиях дня, новинках кино, театральных премьерах, дневной эфир посвящён повтору одной из тематических программ, вышедших накануне. В вечернем часовом эфире – информационная программа «Наши новости», которая включает отдельный блок криминальных сообщений «Наши хроники», и одна тематическая программа (за каждой закреплён отдельный день недели). По понедельникам выходит «Время спорта», по вторникам – «Место встречи», по средам – тележурнал для автолюбителей «Поехали!» или «ТриО», по четвергам – ток-шоу «Разные люди», по пятницам – «Компас» или «Тёмная история».
«9 канал» (Рязань)Одна из самых молодых телекомпаний Рязани, программы которой выходят на 35-м канале (ТНТ), появилась в 2004 году. Формат вещания – ежедневный. Территория охвата – Рязань + радиус 30 км. В рамках одного часа – выпуск новостей «Этот день» и одна тематическая программа («Семья», экологическая «Среда обитания», политическое или спортивное обозрение, православный цикл и даже игровое шоу). Программы, вышедшие в будние дни недели, повторяются в воскресном эфире.
«ТВ-Центр» (Рязань)Дата создания – 2009 год. Формат вещания – ежедневный. Территория охвата – Рязань + радиус 100 км. Программы «Линия жизни», «Fresh», «Новости деловой Рязани».
«Акцент» (Новомичуринск)Дата создания – 2006 год. Формат вещания – ежедневный. Территория охвата – Пронский район (~30 тысяч человек). Основные постоянные программы – «Городские новости», «Школьная жизнь», «Ваше здоровье», «Милицейская страничка», «Спорт в городе», «Музыкальная шкатулка».
«Пронск-ТВ» (Новомичуринск)Дата создания — 1997 год. Формат вещания – круглосуточный. Территория охвата – Новомичуринск + радиус 20 км. Основные программы – новости, актуальные репортажи.
«Верда» (Скопин)Дата создания – 1998 год. Формат вещания – 3 дня в неделю (понедельник, среда, пятница). Территория распространения – Скопин, Скопинский район, части Кораблинского, Ряжского, Милославского, Пронского районов (~102,33 тысячи человек).
«Кораблино» (Кораблино)Дата создания – 1994 год. Формат вещания – 1 раз в неделю (суббота с 18:00 до 21:00). Территория распространения – Кораблинский район. Основные программы – «Время местное», «Дела депутатские», «Люди села», «Мы и город».
«Сасово-Телеком» (Сасово)Дата создания – 1999 год. Формат вещания – ежедневный. Территория охвата – Сасово и Сасовский район (~50 тысяч человек). Основные программы – документальные, обозревательные, религиозные.
Подготовила Светлана МаксимоваВ обзоре использованы данные публикации аспиранта кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ирины Хоменко
«Совет директоров», №7/2010
МедиаРязани [1]
Ссылки:
[1] http://mediaryazan.ru/articles/detail/15566.html