90 - ые годы многие сотрудники СМИ вспоминают с упоением ("У нас была свобода, никто не "травил" журналиста, который написал "что-то не то"). Прошло то время. С 2000 года вся пресса оказалась "под крылом власти". Только несколько изданий могут претендовать на звание "Островки Российской свободы".
Сегодня у нас разговор с председателем Общероссийского движения «Россия православная» и наш коллега, главный редактором православной газеты «Десятина» Александр Буркин.
– Александр Иванович, помимо руководства движением «Россия православная», вы являетесь учредителем и главным редактором ряда православных изданий, включая газету «Десятина». Распространяются они бесплатно. Рекламы в них тоже никакой нет. Выходит, что для вас – это некоммерческий, чисто благотворительный проект?
– Любые церковные издания являются по сути благотворительными, потому что заработать на них что-то практически невозможно, да и негоже. Кто надеялся получать доходы от церковных изданий на заре рыночных реформ, быстро отошли от этих проектов, перейдя или в «гламурную рать», или вообще закрыв свои издания. Надо быть готовым к тому, что издавать православную газету или журнал – это не бизнес, а жертва, причем очень серьезная, которая должна созреть в сердце и воплотиться в реальной жизни.
– Какие информационные интересы призвана удовлетворять ваша газета?– Газета «Десятина» предназначена мирянам. Тем, кто уже воцерковлен или пока только ищет свою дорогу к храму. Наша главная цель – содействовать формированию сознания людей на традиционно религиозных, православных традициях, воспитывать людей разных поколений и разных сословий.
– Газета, по вашему мнению, должна «воспитывать»? Помнится, в недавнем, советском прошлом на печать тоже возлагали такую функцию, только люди не стали от этого лучше. Так зачем это сегодня?
– Чтобы могли отличить зерна от плевел в этом мире и искать единственно истинный путь в жизни. Мы хотим показать людям в своих изданиях эту сложную тропинку к храму, а уже с амвона православный батюшка сам проповедает, как нужно жить, как держать себя в этом обществе, относиться к семье, родителям, ближним, как спасать душу. Как ни странно, сегодня для многих – это загадка. Нам навязывают, а мы, к сожалению, принимаем чуждый нам образ жизни, вредоносные традиции. Я утрирую, но если так дело пойдет и дальше, то скоро мы будем ходить в гости к родителям со своими бутербродами, как некоторые европейцы. Половину съедим, а оставшуюся часть завернем и унесем с собой. В России этого не было никогда. Но сейчас к этому мы потихонечку подвигаемся.
– Современную сферу коммуникаций покойный социолог Александр Зиновьев называл «информационной помойкой», в которой очень трудно найти что-то стоящее и нужное. Как вы оцениваете современный рынок печатных средств массовой информации, имея в виду их количество и содержание?
– Моя оценка печатных и, кстати, в первую очередь электронных СМИ, однозначно негативная. Те люди, которые искренне служат Родине, честно пытаются говорить правду и вещать, как глас вопиющего в пустыне, работают в условиях партизанского отряда на оккупированной врагом территории. У них нет ни дотаций, ни помещений, они все делают на «коленке». А известные всему обществу VIP-люди, представляющие, в основном, «желтые» издания, печатавшие раньше адреса проституток, раскрутились в 90-е годы, и сегодня заседают в органах власти. Занимают ответственные посты. И диктуют стране всю эту грязную политику, несмотря на то, что подавляющему большинству российского населения она смертельно надоела. Информационный поток действительно огромен, но несет он в себе больше нечистот, чем нужной, полезной информации. Между прочим, это информационное пойло совсем не безобидно, как может показаться с первого взгляда.
– Что вы имеете в виду?
– Учитывая наш русский менталитет (если в газете что-то написано, ей верят, несмотря ни на что), наши неприятели, в частности – американцы, готовят новую информационную доктрину. В отличие от нас, они занимаются информацией очень серьезно. Сегодня наши противники уходят от понятия «информационная война», заменяя его словосочетанием «информационные операции». Эти операции имеют целью завоевание жизненных пространств не только во времена военных конфликтов, но и в ходе проведения гуманитарных операций. Они идут к этому целенаправленно. России в этом отношении ответить нечем. Наша информационная структура никаким образом не выстроена. Масс-медиа в стране живут сами по себе в условиях рыночного хаоса.
– Рынок подразумевает свободу действий и слова, к чему общество так долго стремилось. Ну, вот и настали эти времена «свободы», но почему-то от нее хорошо стало единицам людей...
– Много копий действительно сломано за создание российского института этих свобод. За это ратовали всякие правозащитники, которые эти, якобы, свободы отстаивали, и их поддерживала часть общества. Но что-то быстренько все «наелись» ею, а теперь удивляются – почему же свобода принесла такое разочарование? Почему с ее приходом одолевает все самое гнусное, мерзкое, а хорошее и нравственное чахнет и погибает? А потому, что каждая свобода подразумевает еще и ответственность за то, что ты совершаешь под зонтиком этой свободы. И именно ответственность у нас полностью отсутствует. В газете, в журнале можно напечатать практически любой материал, и никакого спроса за это. Как в том тосте: «Чтобы у тебя все было, а тебе ничего за это не было». Поверьте, я не выступаю за введение цензуры, но контроль должен быть. Надо поставить заслон безудержному растлению общества – а это именно то, чем занимаются многие электронные и печатные СМИ.
– Ну, вот и приехали. Цензуру заменим «контролем» и будет тогда все в порядке? А про свободу совести, свободу слова потихоньку забудем?
– Совесть и так всегда свободна. Ты всегда можешь поступать по совести. Так, как тебе подсказывает твое сердце, твоя религиозная интуиция. Совесть должна подсказывать человеку, в какой мере он свободен и ответственен и в выборе слова. В мире нет единого понятия «свободы совести» или «свободы слова», как нет единого понимания нравственности. То, что нравственно для одних, для других – совершенно безнравственно и неприемлемо. Для мусульман нравственно иметь четыре жены, а для православного человека – это противоречит Божественному Писанию. Нравственность – это те нормы, которые даны нам всей историей России в религиозном аспекте. Светская нравственность, которую провозглашали Вольтер, Монтескье и другие просветители, не нашла исторического подтверждения. Так что, бесполезно искать образец для подражания на Западе, а нужно жить по правилам и нормам, переданным нам предками.
– Похоже, что телевидение вас больше удручает, чем печатные издания?
– Да, потому, что влияние телевидения на умы людей все-таки гораздо сильнее. И в этом таится опасность. На сегодняшний день телевизор – самый развеселый пропагандист. Наблюдается повсеместное гоготание. В эфире появились телепередачи, которые, как черные дыры, засасывают все живое. Даже своеобразные телевизионные болезни появились – сериаломания, новостная мания. Не хочу называть конкретные фамилии и программы, но наступают они широким фронтом – от пародистов до всякого рода шоу. Но и это – полбеды. Гораздо хуже, когда на славных именах наших предков делаются телевизионные «рейтинги», когда методом голосования сравнивают Святого благоверного князя Александра Невского и Ленина. И это оскорбляет религиозные чувства, мои, по крайней мере.– Но в телепрограммах стали очень активно выступать и православные священники. У митрополита Кирилла есть даже своя программа. Он стал публичным лицом Русской православной церкви, доносит православные мысли и учения до сознания телезрителей. Разве это плохо?
– Да, он – великий ритор, и ему это позволено. Но те, кто рассуждают о нравственности с сигарой в зубах в кожаном кресле… Что мы можем ждать от таких людей? Хотя всем нам надо помнить, как гласит первый псалом Давида, «блажен муж, не идущий на совет нечестивых». Иерархи православной церкви теперь присутствуют на многих светских мероприятиях. Чтобы убеждать, поучать, наставлять, обращать в веру людей, используя возможности современного «пиара». Но на самом деле это участие много им не дает, так как аудитория не всегда воспринимает, к сожалению, религиозную терминологию.
– Что нужно сделать, чтобы СМИ играли позитивную роль в жизни общества? И, вообще, возможно ли такое?
– Надо иметь совесть – учредителям, главному редактору. И религиозную интуицию. Быть церковными людьми в лучшем варианте. Чтобы благодаря интуиции просматривать свою жизнь и жизнь тех людей, о которых пишут на страницах печатных изданий. Проводить редакторскую работу с тем тщанием, которое было бы видно читателю. Но уповать только на совесть издателей было бы наивно. Свое слово должна сказать власть. Святой Геннадий Новгородский еще в XV веке не зря говорил, что власти должны ересь остановить.
– Христианство учит почитать начальство и подчиняться действующей власти. Она – от Бога. Вы довольны действиями нынешней власти?
– Теоретически на этот вопрос ответить можно. На практике – очень сложно. Мы видим, как российское руководство прикладывает титанические усилия, вытаскивая страну из грязи, в которую она попала в 90-е годы. Население полностью поддерживает бывшего и настоящего президентов за эту колоссальную работу. Впервые за много лет стало не стыдно за державу. Очевидно, что она возрождается. Но пока все висит на нитке, которая в любую секунду может оборваться.
– Вы часто бываете в командировках по стране. Какой находите местную печать? Что хотели бы посоветовать и пожелать своим коллегам из региональных СМИ?
– Вижу, что в глубинке живет немало народных самородков, усердных тружеников, истинных интеллигентов, талантливейших людей. Нужно взращивать их. Потому что публицисты местного значения, прошедшие у себя, безусловно, большую школу, все-таки отстают от столичных. Их нужно готовить, как артистов или композиторов. В местной печати все победнее. Тиражи скромнее, иногда – это всего сотни экземпляров. Но, тем не менее, хочу отметить необыкновенную чистоту краеведческой литературы. Тысячу раз был прав Солженицын – надо беречь народ, дорожить его мудростью и обращаться с ним с большой любовью.
Беседовал Николай КАЗАНЦЕВ.
О собеседникеБУРКИН Александр Иванович родился в 1955 году. Окончил МГХПУ им. С. Г. Строганова, Российскую академию госслужбы при Президенте РФ, Дипломатическую Академию Министерства иностранных дел РФ. Кандидат искусствоведения. С 1997 года – председатель Центрального совета общероссийского общественного движения «Россия Православная». Главный редактор газеты «Десятина», журналов «Купина», «Россия Православная». Лауреат премии «Лучшие перья России 2002 г.»
"Журналист" [1]
Ссылки:
[1] http://www.journalist-virt.ru/mag.php?s=200901641