В мае всегда настигает "визуальный авитаминоз", остро не хватает яркости и разнообразия красок. От этого недомогания лучшее средство - выставка молодых художников. Там буйство красок и полет фантазии, сочные сочетания и смелые решения. Парадоксально, что интересные картины здесь могут появиться как вследствие хорошо усвоенного урока, так и нарушения всех законов и правил из-за недоученности или юношеского отрицания постулатов науки. Причем, результат всегда впечатляющий.
В начале мая очередной и последний приступ "визуального авитаминоза" досаждает особенно сильно. Как от недостатка витаминов А, В, С и далее по алфавиту шелушится кожа на пальцах и ухудшается настроение, так от ч/б городской зимы и серости ранней весны тускнеют глаза и тянет в сон. И даже свежая трава, молодые листочки и красные флаги, появляющиеся в начале мая, не спасают. Это все равно, что восстанавливать баланс витаминов, закидываясь горстями аскорбинкой.
Слава богу, что в Рязани с этой напастью справиться легко. Средний уровень изобразительного искусства, производимого в нашем городе, значительно выше, чем в других областных центрах средней и (не только) полосы России.
В этом заслуга, конечно, Выставочного зала (что на улице Есенина) Рязанского Союза художников России, в котором регулярно проводятся тематические экспозиции местных авторов ("Весна-Осень" и "Молодежная"), персоналки рязанских и приглашенных мастеров. Не отстает Детская картинная галерея. Внушительна и интересна постоянная экспозиция Художественного музея, причем подбор очень разнообразный и качественный, например, есть Айвазовский и Кандинский. Интересные экспозиции готовят филиалы музея.
Неизменно замечательные выставки предлагает галерея Областной юношеской библиотеки (что на Грибоедова). Работают галереи еще в нескольких библиотеках города. Открываются частные галереи-клубы. Рязанские фотохудожники выставляют занимательные подборки, причем не только в галерейных залах, также они облюбовали вестибюли некоторых торговых центров.
В общем, художнику в Рязани выделиться непросто, все на виду и конкуренция велика. Ведь кроме Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера сейчас "на художника учат" в Институте культуры и Художественном лицее, а уж всевозможных студий, кружков и школ и вовсе не сосчитать. Впрочем, не обязательно заканчивать какие-то учебные заведения, был бы талант, трудолюбие и возможность выставляться и, как доказал на своем примере замечательный живописец Андрей Миронов, без внимания и успеха не останешься. Но все равно РХУ сегодня это марка. В этом году училище отметило 90-летний юбилей, что поделаешь – опыт, "фирма"!
Работы выпускников РХУ и были представлены на выставке "Не спи, не спи, художник", так что я шел на вернисаж в безоговорочной надежде на полную победу над "визуальным авитаминозом".
Название экспозиции было взято из стихотворения Бориса Пастернака, четыре строчки которого были выставлены в качестве эпиграфа к вернисажу. Вот они:
Не спи, не спи, художник,Быстро поразмыслим: если это обращение к себе, мол, "соберись, тряпка", то я не в восторге, и так в дрему тянет, а если – окрик, вызов зрителю, коллегам по цеху, то замечательно – это нам подходит. Дальше я читать не стал. На выставке полагается в основном все-таки смотреть.
С первых шагов поражает обилие пейзажей и натюрмортов. Все-таки от выставки молодых художников ждешь большего разнообразия жанров и композиционных решений.
Но прямо от дверей вижу:Картина поражает не только какой-то неземной нежностью красок, но и переплетением силуэтных (сюжетных) линий. Так, кажется, что девушка, сидящая среди журавлей, сама ангел, настолько естественно вздымаются крылья за ее спиной. А в левой части полотна абрис дерева походит на силуэт журавля. Тонкое дерево и ломкий силуэт птицы. Замечательное полотно. Остальные полотна на этой стене тоже интересны, но "В заповеднике" несомненная удача автора – трепетная работа.
Следующий "рубеж" – ряд графических листов. Сусанна Ханоян. Чувствуется и легкость, и точность штриха. Удивительно передано движение ветра и волн на работе "Море". Больше других зацепил лист:Колена винтовой лестницы, как будто ныряют туда и обратно за ткань бытия, сотканную из переплетения разных фактур и плоскостей лестницы и стены дома. Спиральный сюжет дублируется в изгибах ствола дерева. Две стихии рукотворная и природная бесконфликтно властвуют параллельно друг другу. И единственная связь между ними – сиюминутные мелочи на бельевых веревках.
"Без названия" Александр ОконечниковТабличку, наверное, забыли прикрепить, поэтому пока эта работа без названия. Оно здесь и без надобности – весь сюжет в сочетании почти чистых цветов. Сочность овощей оттенена глубоким цветом фона, темным под тяжелой тыквой и светлым под мелкими яблоками, так что равновесие соблюдено, и оно успокаивает. Лишь необходимой для провокации внимания точкой качения выступают яблоко и початок кукурузы, сложившиеся в голову птицы. А, да это птица, сбитая большим камнем. Или просто мощная композиция.
"Ночной дождь" Даша ГумбатоваНет слов, залитые дождем сумерки переданы очень хорошо. Огни домов так расплываются в мягкие вспышки, когда смотришь на ночной город через мокрое стекло – брызги света и безбрежное ровное небо с утонувшей луной.
"Дыхание весны" Юлия ГольцеваОпять картина Юлии Гольцевой. Вновь трепетное чувство дружбы между мальчиком и жеребенком, созданное то ли дрожанием воздуха в проеме двери, то ли черт ее знает чем из арсенала художника.
"Ветреный мальчик" Ксения ЕнараховаСамые странные композиции на выставке. Полет фантазии в полной рост. Но некоторым фантазиям автора, как, например, "Ветреный мальчик" почти не веришь. Все понятно, но не "втыкает".
А другую "Животные на Луне"принимаешь как свою. Именно так выглядел бы Снусмумрик забрось его тяга странствий на Луну. Именно так я его вижу на этой странной планете.
Возвращаюсь обратно. И вот что я пропустил:Жаркое дыхание юга. Чистый воздух долины и еле заметная дымка над горной грядой. Все передано изумительно. И почему-то совсем не скучно, как часто бывает от подобных сюжетов. Не "просветленная оптика" мистика, а цепкий взгляд путешественника, оценивающего предстоящий путь.
"Натюрморт с дубовыми листьями" Юлия ГольцеваЭта художница - безусловный фаворит на этой выставке. Кажется, даже чисто математически на экспозиции ее работ больше чем других, и мне они понравились сильнее других. В этом же натюрморте Юлии удалось привнести в "мертвую натуру" движение. На заднем плане осыпаются листья. Они кружат вокруг застывшего в позе букета цветов. Удивительное нововведение.
Прием "Натюрморт с движением" используется и в других работах Гольцевой, причем с усилением контраста "неподвижно-мертвый и подвижный-живой". Так, в качестве подвижной среды, фоном цветочных композиций, выступают вода в лесных проталинах, юркая птичка или огни вечернего города за окном. В общем, браво Юлия. Респект, как говорит молодежь.
Так что вопрос: "К кому обращаются организаторы выставки фразой "Не спи, не спи, художник"? остается открытым. Есть варианты. И вам стоит проверить их самому.
Михаил КуницынСсылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u875/Gumbatova.jpg
[2] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u875/Enaroxova.jpg