Даже непосвящённому очевидно, что деревянные дома старинной застройки – часть которых уцелела в центре Рязани – обладают своим неповторимым стилем. А люди, глубже изучившие этот вопрос, добавляют: старые дома имеют и собственный «язык». Ведь каждый элемент деревянной резьбы что-то означал. И если понять эти символы, то можно читать старые дома, как книгу.
Переоценка ценностей
«Старый город». В этом названии всё: и преклонение перед наследием прошлого, и страх потерять эти уникальные строения навсегда. Так часто называют рязанские историки и краеведы участок в центре современной Рязани, на котором, помимо каменных строений, было множество деревянных домов XIX – начала XX столетия (в более редких случаях – сохранились и дома XVIII в.).Разговоры об их уникальности – не фраза, не кабинетные домыслы. К сожалению, полноценному исследованию рязанского «Старого города» препятствует проблема его сохранения.
Как известно, не проходит и месяца, чтобы деревянных построек в Рязани не убавилось. Нередко – в результате «возгорания», причины которого «устанавливаются». Многие же возводимые на их месте новостройки возмущают историков и неравнодушных горожан – тем, что «уродуют облик города», визуально «стискивают» проезжую и пешеходную части…
Действительно, канули в прошлое те времена, когда рязанские улицы подчинялись строгой планировке, которая создавала комфортные условия сосуществования для всех – и жителей, и пешеходов, и проезжавших по улице экипажей. Ни одно здание, к примеру, не могло выбиваться за пределы так называемой «красной линии» (по ней выравнивались образующие улицу фасады домов). По сравнению с тем порядком, нынешние хаотично застроенные улицы напоминают челюсти с неровно растущими (и местами недостающими) зубами разной высоты.
И проблема даже не в «красивости», а в утрате особого чувства гармонии с окружающей средой, которое было городу присуще уже в силу его единой, продуманной планировки. А теперь – навсегда утеряно. Не говоря уже о том, насколько комфортными были 2-3-этажные дома «той» Рязани – с каменным первым этажом (как правило, хозяйственного назначения) и деревянным «верхом» для проживания.
«Город имел своё неповторимое очарование, – говорит один из ценителей старины. – Конечно, он был не чужд веяний близкой столицы (что и сказалось, например, в появлении архитектурного стиля «модерн» в начале 20-го в.). Но город не пыжился, чтобы походить на столицу, не пытался соответствовать чужим стандартам. Сегодня же Рязань застраивается без системы, новые дома – разностилевые, а в итоге город становится безликим. Он утратил прежний стиль, сочетавший красоту, гармонию и сдержанность…»
Не раз приходилось слышать, как гости города, посетившие Рязань впервые, восхищаются «красивыми старинными зданиями», которых у нас будто бы много. Восхищение вполне понятное, а вот зданий, увы, могло быть и больше.
Рязань, в которой мы не были
Но, строго говоря, что же такое «Старый город»? Поясняет рязанский историк-краевед Игорь Николаевич Канаев:Ул. Пожалостина, 5 – узоры домика сделаны по заказу кружевницы, которая пожелала, чтобы внешний вид жилья напоминал её работы.
- ...Кроме того, «Старый город» – это и неповторимая планировка, для которой были очень важны перекрёстки улиц и угловые дома. Они «держали» улицу, задавали её строй и ритм, определяя этажность остальных домов, - продолжает Игорь Канаев. - И почти все, за редким исключением, улицы вели к каким-либо доминантам, знаковым зданиям – чаще всего храмам. Например, Соборная, Вознесенская, Николо-Дворянская и сегодня ведут к церквям.
Состояние домов, представляющих собой архитектурную или историческую ценность (нередко – и то и другое), сегодня можно оценить на «удовлетворительно», считает краевед. Но это – в среднем: степень их сохранности заметно различается. Одни дома изменили до неузнаваемости свой облик — «благодаря» надстройкам и перепланировкам советских лет (как, например, случилось с домом по ул. Радищева, 35, в котором некоторое время проживала Н. И. Лебедева). Другие здания пережили «топорный» ремонт – возможно, и неплохой с хозяйственной точки зрения, но далеко не украсивший дома. И наконец, многие не уцелели из-за пожаров. Хотя мало какой пожар сравнится с небрежным отношением потомков к своему историческому наследию:
Дом Хвощинских на ул. Каляева (Семинарской) не представляет особой архитектурной ценности. Но в нём вполне мог бы разместиться литературный музей, посвящённый известной в 19 в. писательнице Надежде Хвощинской и её эпохе... Современное состояние здания
Старожилы Рязани, родившиеся в 50-е и выросшие здесь, ещё помнят, какие улицы в центре были почти сплошь деревянными: Садовая, Радищева, Лесопарковая, Затинная, Рыбацкая, Подбелка, ул. Щедрина… Ещё лет 30 назад сохранность «Старого города», по оценке И. Н. Канаева, составляла около 70 процентов. Само собой, дальнейшее их сохранение потребовало бы финансовых вложений в ремонт, качественную реставрацию старых зданий. Ведь ни одна, даже самая добротная, изба не простоит сто-двести лет без ремонта!
…Но этого не произошло. И одним из первых, кто предпринял попытку хотя бы документально, в виде фотоснимков, сохранить облик старинной Рязани, стал Александр Николаевич Бабий, художник, искусствовед, старший научный сотрудник Галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская».
Против огня и лома
В 60-е годы Александр Николаевич взял фотоаппарат и объехал практически всю Рязанскую область ради того, чтобы запечатлеть неповторимый облик уходящей старины.Сама идея создания такой фотоколлекции, как говорится, витала в научных кругах. Однако А. Н. Бабий считает это заслугой знаменитого рязанского этнографа Натальи Ивановны Лебедевой. Именно она подала тогда, в середине 60-х, ценный совет: чтобы поставить такие дома под охрану, надо их ценность доказать горисполкому. А чтобы доказать, нужно было их как-то задокументировать.
Эта мера оказалась спасением для некоторых домов в центре города: их наделили статусом охраняемых объектов. И всё же не раз Александр Николаевич становился свидетелем, как те домишки, которые он едва успел запечатлеть, сносили бульдозером. Или просто брали лопату и счищали с них эксклюзивную резьбу. Спрашивается, зачем?.. Оказывается – чтобы обшить строения «вагонкой», безликими ровными досками.Иногда краеведы обозначают даже, с какого момента уничтожение старинных построек было фактически узаконено. По одной из версий, начиная с партийной конференции 70-х гг., на которой первый секретарь обкома партии Н. С. Приезжев во всеуслышание произнёс: «Долго ли эти развалины будут уродовать лицо нашего города?» После чего мало кто из архитекторов, историков, искусствоведов осмеливался встать на защиту «Старого города». Те же, кто осмеливался это сделать, навлекали на себя вполне реальные неприятности, начиная с самого «безобидного» – визита в «вышестоящие инстанции».
Однако обратимся к самим уцелевшим домам. Что, если бы деревянные старожилы Рязани смогли заговорить? Они поведали бы много интересного…
Дома-обереги
Прежде всего, нам, привычным к иной городской архитектуре, при взгляде на эти дома бросается в глаза «деревянное кружево». Резьбу эту выполняли простые тумские, егорьевские, клепиковские мужики. Говорят, что у каждой бригады плотников был свой узнаваемый почерк, свои изюминки стиля. При этом основные типы резьбы были общими: прорезная, накладная, долблёная и многие другие.Откуда же народные умельцы брали столь богатые узоры? Безусловно, здесь играла роль не только преемственность ремесла – от старшего поколения к младшему, но и впечатления детства. И узоры на избах родной деревни, и с детства памятные вышивки, кружева.
Кроме того – добавляет Александр Николаевич – были так называемые «мыльные узоры»: своего рода образцы для вышивания, которые коробейники раздавали в «довесок» к таким нехитрым товарам, как мыло. Правда, в начале 20-го века некоторые зодчие стали пользоваться «Гартмановскими таблицами» – тогда в резьбе появились ничего не значащие «звёзды», «лапки», «стрелки» и другие механические украшения, которые уже никакого символического смысла в себе не несли.
Так благодаря замечательной преемственности памяти рязанские мастера запечатлели в архитектуре символы, значение которых зачастую было уже забыто. Лишь теперь, опираясь на труды археологов, историков, этнографов, мы можем пытаться истолковать эти знаки. И различим на большинстве из этих домов… древние славянские (и даже праславянские) языческие символы!
Даже человеку, мало знакомому с наукой этнографией, очевидно родство слов "окно" и "око". А любой этимологический словарь даёт подтверждение, что так и есть: «окъно» в древнерусском языке произошло от более древнего «око», то есть окна воспринимались как глаза дома (сразу вспоминается одна из загадок мудрой Февронии: «Нехорошо быть дому без ушей и без очей»...)
Наконец, венчала постройку крыша, благодаря украшающей фронтон резьбе напоминавшая нарядный «головной убор». Например, характерный элемент оформления крыши – резное «полотенце», которое спускалось по центру от самого конька.
Тайный язык «Старого города»
Вот эти-то детали дома – его украшения и одновременно символы-обереги – на сегодня и представляют собой феномен, ещё мало изученный. Но возьмём для примера уже известные символы.
Зигзагообразный орнамент (чаще всего на верхней части дома) – так называемый «бегунец», обозначавший у славян «небесные реки», «небесные воды», «потоки вод». Надо ли объяснять, как много значила для земледельца дань уважения божеству, которое «отвечало» за дождь?..
"Бегунец", идущий вдоль бокового фасада (ул. Урицкого, 62). Рисунок Бабия А. Н.
Нередко в узорах встречается легко узнаваемый «знак земли», – так называемый «ромб», известный, судя по книге Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян", ещё праславянским племенам эпохи бронзы – и уцелевший в народном искусстве вплоть до 19 в. Как можно узнать из этой чудесной книги, такие ромбы целой россыпью сопровождали народные вышивки с архаичным образом Рожаниц, а также основных женских божеств Лады и Лели.
«Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами: круг, крест, крест в круге, круг с 8- или 6-лепестковой розеткой», – находим у того же автора. И все эти солнечные знаки, как мы порой ещё можем убедиться своими глазами, в разных вариантах присутствуют в деревянной резьбе Рязанской губернии.
Однако встречаются и более редкие изображения – настоящие сюрпризы для исследователя.– На одном из ныне уничтоженных зданий с ул. Право-Лыбедской, - рассказывает Александр Николаевич Бабий, – мне попался даже такой оберег: небесные птицы, клюющие Древо жизни... (Назвать это дерево "Мировым" мешает его несходство с дубом, который символизировал данный образ у славян. Значит ли это, что перед нами библейское "Древо жизни", растущее посреди Эдемского сада? - Авт.).
Но главным среди этих оберегов считается так называемый «громовой знак», традиционно помещаемый на крыше. Это шестилучевое «солнце», вписанное в круг, также называемое «колесом Юпитера», известно не только на Рязанской земле: такой же символ до сих пор встречается, например, на «полотенцах» изб в северных областях России.
Как поясняет академик Б. А. Рыбаков, круг с шестилепестковой «розеткой» внутри – «громовой знак» – был очень многозначен. Выражал и идею Солнца, и идею божества, метавшего «гром и молнии», и идею «белого света», однако понятие «белый свет» было идентично «Роду»! А это и есть то самое божество, которое, по версии академика, занимало главное, первенствующее положение в славянском пантеоне. Что, вполне очевидно, и подтверждается положением «громового знака» – выше всех остальных, у самого конька крыши.
«Узор воспринимался народным сознанием как элемент оберегающий, заклинающий, – комментирует снимки Александр Николаевич. – И, как видим, эти строения несли в себе мощное оберегающее начало. По основанию дома, как по подолу русского костюма, идёт узор-оберег. По периметрам окон идёт тщательно продуманный смысловой узор наличников; и венчает всё строение благодарность небу – «громовой знак».Послесловие
Сегодня даже те, кто пытался отстоять и сохранить деревянные дома, приходят к пониманию, что дело обречено на провал. Те из построек, что пока ещё «живы», стали мало пригодны для проживания. Да и хозяева их, как правило, не спешат вкладываться в ремонт – живут в ожидании переселения из ветхого жилья в новое, с современной планировкой и всеми удобствами.
Но ещё есть время, чтобы сохранить хотя бы память об уникальной застройке дореволюционной Рязани. И это делается – общими силами энтузиастов, в числе которых, как известно, был и Евгений Николаевич Каширин. К настоящему моменту собраны сотни фотографий «Старого города», они ждут своего часа, чтобы быть изданными. Хотя и это - лишь начало. «Заниматься сохранением этих уникальных зданий нужно комплексно, – констатирует Александр Бабий: – Необходимо составить атлас этих домов, привлечь серьёзных исследователей для написания монографии о «Старом городе». То есть воспроизвести его хотя бы в документах, пока он ещё существует. А затем, если удастся найти спонсорскую помощь, воссоздать в Борках, как это давно планировалось, реконструированный «Старый город», представив все типы его домов».Здесь говорится о доме, который ещё сохранил свой облик. Однако всего через несколько дней, когда статья о «Старом городе» шла в номер, эти слова пришлось удалить – не стало прежнего дома № 3 в Газетном переулке... Здание изуродовал пожар – как гласила официальная версия, начавшийся «из-за неисправности электропроводки».
На реконструкцию дома, по оценке Центра сохранения объектов культурного наследия, требуется 25-30 млн. рублей. Понятно, что выделять их никто не собирается. Теперь и подавно: «сами понимаете, кризис», как сейчас принято отвечать на все вопросы. Впрочем, и до кризиса эти развалины, покинутые жильцами, простояли в таком виде больше двух лет. Стоят и теперь – кто бы мог подумать – в самом центре Рязани, в двух шагах от городской администрации.
Так прошлое на наших глазах превращается в документальные свидетельства о себе самом…
Ольга СидороваСсылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u813/_1.jpg
[2] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u813/_2.jpg
[3] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u813/_3.jpg
[4] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u813/ischez4.jpg
[5] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u813/_4.jpg
[6] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u813/_5.jpg
[7] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u813/_8.jpg