Cтранные топонимы на карте Рязанской области — свидетельство присутствия иных народов на наших землях в седой древности
— Этим летом занесло меня в ваши края — начальник откомандировал с деловым поручением, необходимо было объехать ряд деревень и поселков. Вообще-то я, по работе, побывал почти во всех регионах Центральной России. А вот на Рязанщину довелось отправиться впервые, — рассказал на днях при встрече один знакомый москвич. — Ну, думаю, наконец-то увижу знаменитую рязанскую глубинку, про которую столько читал у Есенина и Паустовского. Съездил, посмотрел. Каковы были мои впечатления?
Подозрительные топонимы
— Скажу прямо: край мне ваш очень понравился — широта, раздолье, зеленые луга, а воздух — не надышишься! Много красивых и душевных мест — взять хоть Солотчу или озеро Ласковское... Только знаешь, меня несколько удивил один нюанс. Во многих районах Рязанской области сплошь и рядом попадаются весьма необычные названия населенных пунктов. Ведь у нас как: если на дороге путешествующего в дебрях ЦФО вдруг попадется деревенька, то она, как правило, именуется очень по-русски — например, Малиновка, Сосновка, Березовка. Либо тоже «по-нашенски», но с учетом влияния советской эпохи — Октябрьская, Чапаевка, Комсомольская. Это правило работает практически во всех областях, находящихся поблизости от Москвы. За исключением, что удивительно, Рязанского края, который повсеместно принято называть сердцем земли Российской. Во многих районах вашей области то и дело попадаются странные, непривычные для уха топонимы. Например, Свестур, Ерахтур, Свинчус, Киструс и многие другие. Читая в атласе автопутешественника эти названия, невольно ловишь себя на мысли, будто попал куда-нибудь в Карелию. Или вообще находишься в ближнем зарубежье, где-нибудь в Прибалтике. И откуда у вас столько необычных топонимов расплодилось, а?
По холодным следам
Признаться, сперва и я не знал, что ответить моему знакомому из столицы. Вопрос он задал, что называется, в самое яблочко. Действительно, с чем связано происхождение этих и многих других непривычных для славянского уха географических наименований?
За ответом на сей вопрос придется обратиться к краеведам. А они считают, что обилие странных топонимов на Рязанщине обосновывается тем фактом, что в древние времена в наших землях обитали совсем другие племена — с непривычной для нас культурой, обычаями и весьма своеобразным языком.
Речь, как уже многие, наверное, догадались, идет о финно-уграх. Тысячу лет назад эти загадочные племена обитали на довольно обширных территориях современной России. Кто же они такие?
Финно-уграми величают этноязычную общность народов, живших на территориях Восточной Европы и Урала еще со времен неолита. Современные историки делят всех древних финно-угров на несколько условных подгрупп: пермо-финскую, прибалто-финскую и волжско-финскую.
К первой подгруппе относятся коми, удмурты и бесермяне. Прибалто-финнами принято считать собственно финнов, ингерманладцев, эстонцев, карелов и вепсов. А волжскими финнами — мордву (эрзяне и мокшане) и марийцев.
Чудь начудила и мерь намеряла
В древности почти вся Мещера была населена представителями загадочного племени мордва. Славяне пришли сюда значительно позже. Активно продвигаясь с юга по рекам на парусных челнах, вятичи ставили деревянные городки в «стратегических точках» — как правило, на холмах, возвышающихся над окружающей местностью, — чтобы было удобнее обороняться от противника. Любопытен тот факт, что колонизация новых земель проходила относительно мирно — без крупных кровопролитных сражений с большими жертвами. Славянские вожди обзаводились новыми территориями в основном за счет торговых сделок и договоренностей (например, путем брачных союзов) с лидерами местных финно-угорских племен. Еще одна немаловажная причина, повлиявшая на геополитический расклад в нашем регионе, заключалась в том, что славяне были в культурно-техническом отношении гораздо более развиты. Постепенно, год за годом, век за веком, мордва и прочие племена были ассимилированы русоволосыми пришельцами с юга. А те общины, кто не захотел подчиниться культурному влиянию вятичей, были постепенно оттеснены в болотистую и лесную глушь, «заморозив» себя в развитии на долгие столетия...
Согласно одной из теорий, собирательным названием финно-угорских племен у русских людей было понятие «чудь». Отсюда и проистекает русское слово «чудной» — то есть человек, у которого все не так, как у обычных (с точки зрения наших предков) людей. Другая одежда, другие верования, другие обычаи, другие песни и поговорки. До сих пор во многих мещерских деревнях бытуют легенды о чуди, древнем народе: «а кто-то тут раньше жил, какие-то чуди-люди». Кстати, в романе популярного российского писателя Владимира Панова «Тайный город» чудью называют потомков давно исчезнувшей цивилизации.
Горячие угро-финские парни
Так или иначе, но уже к началу XIX века большинство древних мещерских племен окончательно ассимилировались с великороссами. На местах бывших поселений финно-угров образовались деревни и села наших прапра- (и еще много «пра») бабушек и дедушек. Вот только сами названия с финно-угорскими корнями остались такими, какими и были в глубокую старину. Словно немые свидетели канувшей в Лету эпохи. Мы сейчас говорим, в первую очередь, о таких топонимах, как Пилис, Стубле, Киструс, Свинчус, Выжелес, Индрис, Курша, Чандрис и так далее.
Согласно уточненным данным современных исследователей, основным занятием древних рязанских представителей финно-угорской ветви являлось скотоводство, земледелие, охота и бортничество (сбор меда диких пчел).
Что означали в древности эти странные для русского уха топонимы? Ответ на сей вопрос мы, наверное, никогда не узнаем...
Хотя очень интересно, что сами необычные топонимы характерны не для среднерусских земель, а для... Прибалтики! Многие путешественники из Литвы или Латвии, проезжая через Рязанщину, с удивлением видят на автомобильной карте столь знакомые для них названия, отпечатанные, правда, кириллицей. «Мы словно попали на родину!» — улыбаются прибалты и в недоумении разводят руками. Наверное, подобные чувства испытывают современные российские исследователи Латинской Америки, когда обнаруживают в заросшей джунглями долине городок под названием Солнцево, Березняки или Московская станица — эти населенные пункты еще в XIX веке основали эмигранты-старообрядцы, переселившиеся подальше от грозного Синода аж на другую половину земного шара.
Эти загадочные мишары
Кстати, кроме финно-угорских племен весьма значительную роль при формировании топонимов Рязанского края сыграл «татаро-монгольский фактор». В частности, мы говорим о так называемом феномене «лесных татар» — мишарей. Ведь именно в наших лесах сформировалась мишарская народность. В самом слове «Мещера» можно уловить взаимосвязь с названием этноса — «мишары». История мишар тесно переплетается со славянами и мордвой. Как известно, впервые Мещера (в качестве географической области) упоминается еще в 1298-м году, когда ею завладел татарский мурза Бахмет Усейнов, выбивший из здешних лесов другого знатного татарина — Махмета Осан-Уланова. Сын Бахмета Беклемиш, во крещении Михайло, поставил в Мещере Андреев городок, в нем соорудил церковь и с собой крестил многих татар. У Михайло был сын Федор, у Федора — Юрий. О последнем в летописях говорится, что он со своим полком участвовал в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского, где геройски погиб, сражаясь со своими же единоверцами-«мамаевцами». С тех пор там начинается правление так называемой династии «мещерских князей».
Ко времени передачи Мещеры московским царем Василием Дмитриевичем хану Касыму в этих лесах уже сформировалась своеобразная татарско-мишарская этническая общность.
Любопытно, что именно из деревень мишарей исправно поставлялись крепкие юноши для службы в казачьих войсках. Забранных на службу казаков, в отличие от остальных, называли городовыми казаками. В основном московские власти использовали эту военную силу для охраны южной порубежной черты и охраны царских дипломатических миссий, отправляющихся с посольскими поручениями в Крым, Турцию, Ногайскую Орду...
«Мишарский» топонимический след на карте Рязанской области ярко отмечен такими названиями, как Ермишь, Шилокша, Вобша, Мокша, Шилокша, Шилово, Сарыклыч, Касимов и другими.
Вячеслав ГУСАРОВ."МК в Рязани" № 48 [1]
Ссылки:
[1] http://www.mkryazan.ru/prisheltsy-iz-drugogo-vremeni.html