19 марта 2008г. исполняется 87 лет со дня рождения Евгения Григорьевича Попова (1921), российского хорового дирижера и композитора.
Деятельность Е.Г.Попова связана в основном с Рязанским русским народным хором, художественным руководителем которого он стал еще в 1950 году. Композитор всю свою жизнь посвятил глубокому изучению и популяризации народного музыкального творчества родного края. Ему удалось собрать и записать 250 рязанских народных песен. Многие из них были специально обработаны для хора и вошли в его репертуар. Немало песен написал и сам композитор, среди них песня о "рязанце" Федоре Полетаеве (национальном герое Италии и Советского Союза). Лирической волной через всё творчество композитора "проходят" песни, воспевающие природу и красоту родного края. Любовью к поэту-соотечественнику С.Есенину проникнуты песни на его стихи: "Береза", "Заиграй, сыграй, тальяночка", "Нивы сжаты, рощи голы", "Спит ковыль". Популярность песни "Над окошком месяц" давно преодолела границы Рязанской земли (в коллекции Гостелерадиофонда 14 вариантов в исполнении хоровых коллективов и ансамблей).
В Гостелерадиофонде представлены многие авторские записи, а также записи Рязанского русского народного хора под управлением Е.Попова.
20.03.08.
"Родная весна" фольклорных коллективов
Светлана Саутина, Евгений Леонов
В Рязани прошел фестиваль фольклорных коллективов "Родная весна". Он был посвящён дню рождения народного артиста России, композитора Евгения Григорьевича Попова, имя которого носит школа искусств № 4.
Традиционно открывают фестиваль хозяева – фольклорный ансамбль "Раёк" детской школы искусств имени Попова. Он существует уже 15 лет. И за это время его участники успели заявить о себе. Ансамбль "Раёк" – лауреат Всероссийских и областных конкурсов. Он пропагандирует народное творчество. И как говорят его участники, главное не только показать свои вокальные данные, но и сделать номер понятным зрителю. Ведь у каждого выступления своё смысловое значение.
По словам участницы ансамбля Марии Зениной, сначала надо было показать, как начинались гулянья. Поэтому первое – это хоровод. В выходной песне рассказывается, как люди начинали отдыхать. Песня разогревала исполнителей и публику, а затем следовал танец, чтобы завести народ.
Фестиваль не случайно проходит в детской школе искусств имени Попова. Как говорят организаторы фестиваля, это возможность ещё ближе познакомить его участников с именем выдающегося земляка.
С каждым годом растет число его участников. В этом году их около трёхсот. В планах организаторов расширить границы фестиваля, пригласив участников из других городов.
ГТРК ОКА
04.08.04.
Великий хормейстер
Песни Евгения Попова звучат по всей России, а на родине память о нем практически не увековечена.
Прошло десять лет, как 31 июля 1994 года ушел из жизни известный советский хоровой дирижер, композитор, собиратель Рязанского музыкального фольклора, заслуженный деятель искусств, народный артист РСФСР Евгений Григорьевич Попов, на протяжении 38 лет руководивший Рязанским русским народным хором.
С детства Женя был пленен русскими народными песнями, в семь лет научился играть на балалайке. Четыре класса учился в родном селе Гулынки Старожиловского района. После окончания сельской школы поступил в Рязанское музыкальное училище на курс С.А. Заливухина, Б.И. Алексеева. Прекрасный педагог был у него в Московской консерватории - Клавдий Борисович Птица, наш земляк, народный артист СССР, выдающийся мастер хорового искусства.
Окончив консерваторию, вернулся в родные рязанские края, где с 1950 года возглавил Рязанский областной хор русской народной песни, приняв его от Ирины Ивановны Косилкиной.
С первых дней существования главной своей задачей хор ставил сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиски новых произведений. Попов наметил четкую программу развития профессионального мастерства артистов, были введены занятия по музыкальной грамоте и сольфеджио, вокально-хоровой технике.
Евгений Попов собрал и обработал более 200 рязанских народных песен, 80 из которых вошли в репертуар коллектива. Более 30 лет Попов работал над созданием песенного цикла на стихи С.А. Есенина. Песня "Над окошком месяц" стала визитной карточкой хора. Именно за есенинский цикл песен хор стал лауреатом золотой медали имени академика В.Ф. Уткина. Под руководством Е.Г. Попова хор достиг высокого исполнительского уровня и обрел всесоюзную славу.
Имя Е.Г. Попова присвоено Рязанской школе искусств №4. К сожалению, школе так и не выделили обещанных средств на создание музея.
После письменного обращения инициативной группы рязанской общественности к министру культуры России и Губернатору области Г.И. Шпаку Рязанскому государственному русскому народному хору согласно постановлению главы администрации области от 30.11.2001 г. присвоено имя народного артиста Российской Федерации
Е.Г. Попова.
Этим же постановлением было рекомендовано:
- администрации города Рязани - установить на доме, где жил Е.Г. Попов (г.Рязань, ул. Горького, д.37), мемориальную доску;
- администрации Старожиловского района - установить мемориальную доску на доме, в котором родился Е.Г. Попов, в с.Гулынки;
- решить вопрос о приобретении дома Е.Г. Попова в селе Гулынки с целью его последующей музеефикации.
Ничего из намеченного пока не сделано. И уже более десяти лет решается вопрос об установке бюста Е.Г. Попова. Директор ГКО "Рязаньконцерт" Н.В. Панин сказал, что планирует за счет собственных средств изготовить подставку под бюст
Е.Г. Попова и установить его внутри здания концертного зала имени С.А. Есенина. Наверное, это будет первый результат намеченных в 2001 году мемориальных мероприятий. Хочется надеяться - не последний.
Анатолий Царьков, "Рязанские ведомости",04.08.2004г.
22.05.01.
"В стихах и песнях славится древняя рязанская земля..."
Вряд ли рязанцам надо представлять Государственный академический Рязанский русский народный хор и его нынешнего художественного руководителя Александра Александровича Козырева. Мы с ним немало поездили по районам области, участвуя в различных народных фестивалях и праздниках, и всюду я видел, как он пытливо и даже жадно искал, высматривал (и находил, конечно!) самобытные "блестки" традиционной нашей песенной культуры, пробившиеся к нам сквозь века! Увы, не ценим мы порой то, что близко, рядом с нами, считая это извечным. Сколько же утеряно из-за того, что мы "ленивы и нелюбопытны"? Рязанские народные песни - та сокровищница наших душ, которую надо бережно хранить и продолжать. Не это ли сокровенная задача нашего главного хора области? С Александром Александровичем говорили мы на эту тему достаточно много. И последняя наша беседа прошла буквально недавно, в дни одной знаменательной даты в истории хора - 80-летия его художественного руководителя, народного артиста России, композитора Евгения Григорьевича Попова.
- Александр Александрович, этот год проходит для Рязанского хора под знаком нескольких юбилеев: 19 марта исполнилось бы 80 лет Евгению Григорьевичу Попову. Следующая дата - 90 лет со дня рождения основательницы хора - Ирины Ивановны Косилкиной, которую отметили 10 апреля. А в ноябре грядет 55-летняя годовщина со дня основания хора...
- Даты - всегда своеобразное порубежье, повод осмыслять себя в нынешнем времени, оглянуться на вехи, пройденный путь и, как говорится, выверить себя по ним: не утрачено ли изначальное?
24 марта мы провели концерт-вечер песенного творчества композитора Евгения Попова. Нет, вовсе не к юбилейной дате - мы это делаем ежегодно, традиционно в марте. Но, готовясь к этому выступлению и осознавая его своеобразную итоговость, я как бы оглянулся на весь творческий путь коллектива, его историю.
Может быть, и не все рязанцы знают, как создавался хор, как начиналась его жизнь. Ведь изначальной его летописи по сути нет. Пытаюсь протянуть ниточку, восполнить пробелы, увести еще сохранившееся от забвения.
Представьте неблизкие уже 30-е годы, рязанскую глубинку. И вот здесь, в селе Большая Журавинка Ряжского района, местные крестьяне собираются на спевки. Да не на завалинке. Не за околицей в хороводе. Не на посиделках, а в хор. Время так предопределило - не смолкла тогда песня русская. Справедливости ради стоит сказать, пожалуй, что в ту пору в Ряжском районе существовало немало других сельских хоровых коллективов: Фофановский, к примеру, Еголдаевский... Но наибольший успех выпал на долю журавинцев - их ценили за особую манеру пения - со звонким, "полетным" звуком, с красочными подголосками и неповторимым, интересным репертуаром - от "своего села".
В те годы в хоре "играло" (во многих рязанских и русских селах до сих пор говорят не "петь", а "играть") небольшое число певцов-самородков, уроженцев Большой Журавинки. А первое публичное выступление журавинцев состоялось в 1932 году и вызвало самый живой интерес.
И с 30-х годов этот самобытный коллектив возглавила Ирина Ивановна Косилкина, известная в селе певунья и сочинительница частушек. Она и определила дальнейшую его судьбу. Все довоенные годы хор был заметен (и отмечался неоднократно) на различных областных смотрах, часто приглашали его в Москву на творческие олимпиады (были такие раньше), где журавинцы, представляя рязанскую землю, показывали свое глубинно-русское народное исполнительское искусство.
А назывались журавинцы тогда безыскусно - "хором колхоза имени Карла Маркса".
В те годы основой репертуара хора были любимые песни села Большая Журавинка: "Ой, да закатилось красное солнышко", "Посеяли девки лен", "Рябина-рябинушка". Охотно пели и авторские песни тех лет - как бы сейчас сказали, периода колхозного строительства: таков был быт... Хотелось бы перечислить хоть несколько фамилий из той когорты: Веденина, Корольков, Андопова, Кулакова, Родкин, Андропова, Шибкова, Косилкина...
А в годы Великой Отечественной войны певицы журавинского хора Горбунова и Королькова с баянистом Летаевым в составе концертной бригады немало проехали по фронтовым дорогам, несколько месяцев выступали перед бойцами Красной Армии в непростых зачастую условиях, с риском для жизни...
- ...И вот год 46-й, который можно назвать судьбоносным (не побоюсь этого слова) в жизни хора!
- 27 октября 1946 года по решению областного Совета Журавинский хор русской песни был "переведен" в число профессиональных, став Государственным Рязанским русским народным хором. И первым же его профессиональным художественным руководителем стала Ирина Ивановна Косилкина. Для нее теперь встала трудная и ответственная задача: вести коллектив по незнакомой прежде стезе - профессионального исполнительства.
С первых дней она за основное взяла самое бережное отношение к местным певческим традициям. Однако этого в новой для нее роли, конечно же, говоря откровенно, было мало. Трудно было ей освоить музыкальную грамоту, но она, понимая необходимость этого в работе, была настойчива и неутомима. Едет в Тульскую область, в город Венев, учится там на курсах музыкального образования...
Ирина Ивановна много в это время ездит по селам, собирает песни, подлинные народные костюмы рязанского края - все для становления родного хора. Тогда же ею записаны народные русские песни, которые мы сейчас знаем и исполняем, такие, как "Ой, да по край леснику", "Ой, гуляйте, девки, время", "Сидит дрема", "Под за крышей воробей" и многие, многие другие: хороводные, свадебные, шуточные, плясовые...! И вот уж 90 лет, оказывается, со дня ее рождения. А у меня на рабочем столе в кабинете до сих пор лежат "настольными книгами" полевые записки Ирины Ивановны - тетрадки с нотными записями рязанских песен, которые делала она во время своих поездок.
Не могу не упомянуть, как своеобразно работала Ирина Ивановна Косилкина с хором, по принципам народной импровизации. На занятиях просила певцов "искать свои голоса". Это характерно для традиционного народного исполнения песен.
Приход в 1950 году Евгения Григорьевича Попова, выпускника Московской консерватории, уроженца села Гулынки Старожиловского района открыл, можно сказать, новую эпоху в творчестве коллектива. Тонкий музыкальный профессиональный подход руководителя к певческой культуре, высокие требования к уровню исполнения заложили новый, заметный пласт в облик хора. Начав хормейстером, он вскоре становится художественным руководителем.
Были введены занятия по музыкальной грамоте и сольфеджио, вокально-хоровой технике. Особое внимание уделялось певческому воспитанию. И коллектив заметно, в достаточно короткий срок, вырос в профессиональном отношении, высокие успехи на этом поприще позволили ему встать вровень с другими, известными в России, концертирующими хорами.
Особую страницу в творческой биографии хора занимают произведения, написанные самим руководителем (удачно написанные, отмечу сразу!) на стихи Сергея Есенина: "Спит ковыль", "Заиграй, сыграй, тальяночка", "Край любимый", "На лазоревые ткани...". Их хорошо знают слушатели. Начиналось же все в 50-е, на волне возвращения к творчеству певца "страны березового ситца".
Так, в 1956 году впервые прозвучала "Белая береза", которая с большим успехом исполняется и сейчас. Особую удачу как композитору Попову принесла песня "Над окошком месяц". Она стала музыкальным символом Рязани, визитной карточкой нашего хора - не это ли наибольший творческий успех!
Думаю, за одну только эту песню Евгению Григорьевичу давно уже можно поставить (и нужно!) памятник с благодарностью и признательностью.
Как горячий патриот своего края, Евгений Попов не мог не написать песен о любимой Рязани. Одна из первых песен о нашем древнем городе - "Где заря румянится", написанная в 60-е годы на стихи Смирнова-Смелого, сразу же легла на душу многим рязанцам. А затем была написана "Песня о Рязани" на стихи Бориса Жаворонкова, тоже полюбившаяся нашим слушателям. Она и сейчас звучит в исполнении нашего хора.
Продолжены, не забыты были (и это особенно важно) традиции собирания песенного фольклора, начатые Ириной Ивановной Косилкиной. Свыше 200 русских народных песен земли рязанской записал Евгений Григорьевич Попов, около 100 из них обработал для хора. И сегодня звучат "Ты рябина ли", "Ой, да закатилось красное солнышко", "Рябина-рябинушка"...В первые годы своей творческой работы в хоре Евгений Григорьевич неизменно обращался к фольклорному материалу, собранному Ириной Ивановной Косилкиной. Она в то время, оставаясь в коллективе консультантом по фольклору, всячески поддерживала его интерес к истокам народного исполнительства. И те ее тетради, которые теперь в культурном багаже нашего хора, постоянно им перелистывались.
Профессионализм в народном творчестве - это не избывание "лубяного", "исконного", это глубокое осмысление истоков. Да, мы коллектив концертный, сценический. Но без этой самой "сельщины" нет и нас. Теоретиками, может быть, еще и не осмыслено, как впишется "рязанская страница" в историю, однако мы поем. И нас слушают!
- Нет, Александр Александрович, своеобразно сложилась судьба-история вашего творческого коллектива. Его основоположником была простая русская женщина. Крестьянка, которая горячей своей любовью к народной песне сумела собрать вокруг себя первых колхозных певиц. Можно сказать своих подруг-товарок! А потом - выход на профессиональную сцену.
И что, иные нынче времена?
- Иные? Да! А то, что мы сохраняем и сохраним дальше, не избыть. Мы - традиция! Музыкально-ладовое русское мышление для нас не обязанность. Певческий стиль края, рязанская манера пения для нас - святая святых. Мы это помним и поем.
- Сегодня уже не пасторальные, "фольклорные времена", сегодня - 2001 год, новый век, новое тысячелетие. Однако к этому дню ваш коллектив имеет немало заслуженных наград и званий. Он - лауреат и дипломант всесоюзных и всероссийских конкурсов. Успешно гастролировал во многих странах, представляя русское самобытное искусство. Удостоен диплома Международного фольклорного фестиваля в Канаде. Выступали наши хористы на известном "Славянском базаре" в Витебске, на "Фольклорной весне" в Москве. А в 96-м Государственному Рязанскому русскому народному хору было присвоено высокое звание "академический". В апреле 2000-го творческий ваш коллектив был приглашен в столицу в Концертный зал имени Чайковского, где ему были вручены "Диплом лауреата" и премия "Золотой Аполлон" - за сохранение и развитие фольклорных традиций родной земли...
- "Выступает Государственный академический Рязанский русский народный хор!" - так начинает наша ведущая каждый концерт. И где бы мы ни были, в каком бы уголке России ни гастролировали бы, слушатели при этих словах всегда в ожидании встречи с исконно русским самобытным народным творческим коллективом рязанской земли, с ее традициями и образами.
В этом и кроется наше высокое звание и призвание каждодневного труда...
Сегодня, когда в эфире на экране ежедневно звучит масса самой разнообразной музыки и нередко, - музыки, мягко сказать, псевдокультурной, порой чуждой нашим музыкальным корням, нашим истокам, наш коллектив бережно работает творчески, сохраняя и развивая наши песенные традиции, наши обрядовые действа, наши наигрыши, показывая тем самым главное свое назначение в мире музыки, - беречь рязанские корни.
Записал Николай Реунов, "Рязанские ведомости", 22.05.2001г.