В одной из московских летописей 1405 года упоминается о том, что некие мастера расписывали храм Благовещения Пресвятой Богородицы на дворе великого князя, известный ныне как Благовещенский собор московского кремля. Первым стоит имя уже очень известного в ту пору иконописца Феофана Грека, которого москвичи не без труда переманили из Новгорода, вторым значится имя городецкого старца Прохора, имя третьего иконника встречается в летописи, по-видимому, в первый раз. Это был послушник Андронникова монастыря, и как пишет летопись, чернец лет сорока пяти, выдающегося ума и благообразной наружности с приятными чертами лица и удивительными глазами. Это был Андрей Рублев.
Основные сведения о жизни преподобного Андрея Рублева были собраны в 15-ом веке и записаны со слов современников Рублева знаменитым писателем Иосифом Волоцким. Святой старец стремился оставить нам духовный портрет великого художника, поэтому, собственно, биографических данных в его труде оказалось не так уж и много. О большинстве из них мы знаем лишь по предположениям ученых. Скорее всего, Андрей Рублев родился в знатной московской семье. Об этом говорит его фамилия, которую в те времена, да и значительно позднее, носили лишь привилегированные члены общества. Андрей Рублев получил блестящее образование сначала в Москве, а потом в Константинополе и Болгарии, куда за неимением собственных школ и университетов часто отправлялись на учебу те, кто имел желание и средства преумножить свои знания. В балканских мастерских, на Святой Земле и на Афоне тогда писалось довольно много икон по русским заказам и наши иконописцы были вынуждены проводить в дали от дома целые десятилетия.
Иконописец за работой
В 14-ом веке греческую богословскую мысль полностью занимали споры, которые разгорелись между архиепископом Салунским Григорием Паломой и ученым калабрийским монахом Варлаамом о фаворском свете. Святой Григорий учил, что свет преображения, который видели ученики спасителя на горе Фавор это божественная сила благодати, через которую каждый человек способен соединиться с Богом. Для чистых сердцем Бог, недоступный в своей сущности, открывает себя через несотворенные энергии обращенные к миру, через которые каждый человек может наполниться этим фаворским светом и путь к личному преображению, к этому фаворскому свету открывало учение афонских монахов, которому принадлежал и сам Григорий, о непрестанной сокровенной молитве и о борьбе с самим собой. Их называли исихастами, то есть молчальниками. Рублев принимает их учение и с этого момента для Андрея главной целью его жизни становится увидеть хотя бы отблеск этих фаворских лучей.
Вернувшись домой, Рублев покидает мир и становится иноком подмосковного Спасо-Андронникова монастыря. Вдали от придворной суеты у здешнего игумена часто встречаются ученики преподобного Сергия. Писатели, художники, ученые княжьи люди. Они спорят о том, какой будет Москва, когда окончательно окрепнет и сбросит со своих плеч татарское бремя и говорят о русском идеале, о Святой Руси – стране, в которой будут царствовать законы самопожертвования и любви. Эти идеи Андрею Рублеву предстоит зримо воплотить, а пока он совершенствуется духовно, поскольку без духовной зрелости избранная им профессия теряет смысл.
Спасо-Андронников монастырь
Искусство художника во времена Андрея Рублева ценилось древнерусским обществом неимоверно высоко. Попасть в дружину иконников без преувеличения сложнее, чем в наше время в отряд космонавтов. Иконописца знали в лицо. Им не мог стать человек безнравственный или пьющий. Законом запрещалось заниматься святым ремеслом убийцам, сквернословам, заносчивым, драчливым и нечестным людям. Позднее эти незыблемые правила стали постановлениями знаменитого стоглава, на этом же соборе русской православной церкви в 1551 году творчество Андрея Рублева было буквально канонизировано и его работы были включены в общий образец наравне с греческими живописцами.
По традиции, первой самостоятельно написанной иконой каждого живописца должен быть нерукотворный Спас. По преданию, во времена Спасителя жил в Малазийском городе Едесса князь Авгарь, зная, что иудеи ищут смерти Иисуса он отправил ко Христу послание с приглашением укрыться в своем княжестве. Господь поблагодарил благочестивого князя, но остался в Иудее, тогда Авгарь попросил своего лучшего художника написать портрет великого учителя. Мастер неотступно следовал за Христом и его учениками, но как ни старался не мог нарисовать Божественного лика. Видя, с каким рвением Едесский живописец выполняет свою работу Спаситель сжалился над ним, он велел подать кувшин с водой и вымыл лицо, а когда он опустил руки с полотенцем все увидели, что на ткани чудесным образом отобразился лик Господа. Так появилась на свет первая в мире икона. Эта святыня, исчезнувшая при разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году, стала воплощаться в работах сотен иконописцев.
Спас Нерукотворный
Надо сказать, что значит для христианина икона. В ветхом завете есть прямое запрещение изображать Бога и это понятно. Бога не видел никто и никогда, и изобразить его, значит обязательно ошибиться, значит исказить его образ. Поэтому никто не может нарисовать, то, что непостижимо ни уму, ни воображению человека. Именно поэтому непостижимый, невидимый, бесконечный и недоступный Создатель рождается на земле и сам становится человеком. В образе Иисуса Христа люди смогли увидеть своего Творца и Спасителя, а образ изначально значит по-гречески икона. Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, не уставали повторять афонские исихасты. Именно икона Бога учила людей каким должен стать настоящий человек.
К сожалению, мы не видели Спаса, письма бывшего государева мастера московского Рублева, но можем предполагать, какой это был шедевр русского искусства, глядя на образ Спасителя, написанный преподобным Андреем для главного собора Звенигородского Савина-Сторожевского монастыря. На этой иконе впервые в мировой истории христианства зрители могли прочитать, наверное, самую важную фразу евангелия - да любите друг друга.
Помимо росписи Благовещенского собора всего только два события в жизни Андрея Рублева находят отражение в летописи. Первое из них записано под 1408 годом - это работа над фресками главного в те годы русского собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, которую необходимо было обновить к приезду из Византии и вступления на престол нового митрополита Фотия. Здесь, во Владимире-на-Клязьме, судьба впервые сводит Андрея Рублева с другим великим иконописцем – Даниилом Черным. Неразрывная дружба свяжет их на всю оставшуюся жизнь и это был не просто творческий союз двух известных иконников, их связывало особое духовное единение. По свидетельству Иосифа Волоцкого это были чудные старцы, в свободное от работы время Даниил с Андреем садились рядом, молча созерцали лики на иконах, наполняясь от этого божественной радостью и светом.
Второй раз мы встречаем упоминание об удивительных друзьях в 1422 году, тогда церковь причислила к лику святых игумена Земли Русской преподобного Сергия. Тогда же началось строительство нового Троицкого каменного собора в Лавре. Построили быстро, почти за два года. Преемник Сергия игумен Никон торопится договориться о росписи храма. Он был уже стар и хотел довести начатое им дело до конца. Летописи сообщают: "Чудные добродетельные старцы и иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев настоятелем обители умолением быши приехать на роспись собора". К тому времени почтенные иконописцы уже только руководили дружиной, но главную храмовую икону настоятель просит написать Андрея Рублева лично. Мудрый старец знал чего просит и не ошибся в выборе. На росписях собора Рублев создает Троицу.
Троица Андрея Рублева
На Радонежской горе Маковец старый Андрей Рублев пишет икону, о которой веками мечтали христианские мыслители и богословы. Это была настоящая революция в мировой иконописи. Впервые человеку удалось сделать зримой непостижимую, недоступную нашему разуму, тайну триединого Бога. Три ипостаси Бога, три ангела, явившиеся некогда патриарху Аврааму на иконе Рублева стали одни. Как добился этого великий мастер, возможно жизненный опыт и мудрость вдохновили гения. Возможно, что ключ к написанию Троицы вручил Андрею сам Господь. Но так или иначе Рублеву удалось изобразить мир таким, каким его создал творец. Мир в котором царит любовь, справедливость, красота и готовность в любую секунду пожертвовать собою за други своя.
Трудно было найти лучший способ почтить память преподобного Сергия, который так любил повторять: "Воззрением на Святую Троицу побеждайте ненавистную рознь мира сего". Его учение сумел воплотить на иконе уже его современник. Для того, чтобы понять непостижимую тайну божественного единства и сделать ее доступной для нашего восприятия Андрею Рублеву было необходимо только одно качество. Он должен был быть святым. Соборный старец Андрей отошел ко Господу 11 февраля 1430 года. Даниил Черный пережил своего друга ненадолго. Предание о его кончине сохранил святой Иосиф Волоцкий. Когда Даниил уже отходил ко Господу у его смертного одра собрались монахи, которым он сказал, что видел одно видение. Ему явился преподобный Андрей Рублев, который в радости призывал его.
Публикация была создана на основе телепрограммы «Православная энциклопедия»
Ссылки:
[1] https://62info.ru/system/files/node_files/admin/rublev2.jpg
[2] https://62info.ru/system/files/node_files/admin/rublev3.jpg
[3] https://62info.ru/system/files/node_files/admin/rublev5.jpg