СТАРАЯ РЯЗАНЬ
Городище (площадь 48 га) на правом высоком и крутом берегу р. Ока в нескольких км. ниже впадения в нее р. Проня, неподалеку от современного г. Спасск-Рязанский, остатки бывшей столицы (в XII-XIII вв.) Рязанского княжества – Рязани.По археологическим данным, славянское поселение возникло здесь в X в., на месте городища Городецкой культуры и языческого святилища.
Городецкая культура (культура городищ «рогожной керамики») – археологическая культура, распространенная в VII в.до н.э. – V в.н.э. в среднем и нижнем течении р.Ока, в бассейне рек Мокшна и Цна и в Среднем Поволжье. Названа по Городецкому городищу близ г. Спасска-Рязанского, раскопанному в 1898г. В.А.Городцовым. Городецкая культура сложилась на основе местных культур эпохи бронзы при участии племен абашевской и срубной культур.
Абашевская культура – археологическая культура бронзового века 2-й половины II тысячелетия до н.э. на территории современной Воронежской области, Чувашии и Башкирии, предшествовавшая срубной культуре. Впервые курганы данной культуры были исследованы в 1925г. у с. Абашево в Чувашии В.Ф. Смолиным. В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями, орудия труда из камня, меди и кости, что свидетельствует об охоте, скотоводстве, земледелии и значительном развитии металлургии. Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье. По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана со среднеднепровской культурой.
Срубная культура – археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина II- го – начало I тысячелетия до нашей эры.), распространенная в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы. Представлена поселениями, курганными могильниками, кладами металлических изделий, литейных форм и инструментов для металлообработки. Выделена В.А. Городцовым в 1901г. Названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах Культура формировалась в Волжско – Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры (общность археологических культур эпохи энеолита – ранней бронзы III тысячелетие до н.э. в Каспийско-Черноморских странах. Потомки племен этой культуры на востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры) Распространение срубной культуры привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на востоке до Днепра на западе, о реки Кама и правых притоков реки Ока на севере до Азово-Черноморских степей на юге. Поселения срубной культуры располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища – полуземляные или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе – плоскодонные сосуды ручной лепки с геометрическим орнаментом, на позднем – простые горшки, орнамент беднее, в конце эпохи культуры – округлые лощенные сосуды. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе – короткие мечи, серпы, клепанные котлы); отдельные украшения из драгоценных металлов. В конце срубной культуры появляются признаки использования железа. Хозяйство племен срубной культуры в лесостепи – земледелие и придомное скотоводство.)
Городецкая культура представлена небольшими укреплениями, родовыми поселениями, реже – селищами, жертвенниками, на позднем этапе – и могильниками (преимущественно с трупоположениями). На поселениях открыты землянки, наземные жилища, керамика с отпечатками рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднее время – лощенная. Население занималось охотой, скотоводством, земледелием, поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем. Племена городецкой культуры были предками финно-угорских народов Среднего Поволжья. На раскопках найдены пряслица, костяные наконечники для стрел, бронзовые браслеты, костяные гарпуны, иглы, каменные топоры, черепки посуды и т.д.
Финно-Угры – группа племен и народностей, языковая общность которых сформировалась в Волго-Камском бассейне с прилегающими областями Среднего Урала, от побережья Балтийского моря на западе до Уральских гор на Востоке и далее в Западной Сибири и в бассейне среднего и нижнего течения реки Обь.Финно–Угры жили между более сильными и многочисленными тюркскими и славянскими племенами. Со временем племена были подчинены своими соседями, с которыми многие финские народности слились совершенно (напр., летописные мурома, весь и меря), оказав не менее значительное влияние на расовые признаки своих завоевателей, особенно русских и татар. К началу средневековья Финно–Угры были дифференцированы в языковом и культурном отношении на множество племен и племенных группировок.
Старя Рязань – укрепленное поселение, являющееся обращенным в сторону Поля (незаселенные лесостепные и степные земли, примыкающие с юга к русским землям) военным форпостом и крепостью Древнерусского государства, призванной обезопасить окско – волжский путь, который вел в богатые страны Востока. Одновременно оно являлось «погостом» - местом стоянки гостей - именитых купцов, ведущих торговлю в чужих землях, а так же станом для князей и сборщиков дани. При слабости внутреннего обмена ремесленники выполняли заказы самих горожан и проезжих торговцев – воинов. Первоначальный состав населения города был пестрым: представители княжеской администрации, ремесленники и крестьяне. Все насущные дела территориальной городской общины решало вече – собрание свободных граждан, на которое сходились все рязанцы. Возникновение маленького городка – Старая Рязань – стало мощным стимулом дальнейшей славянской колонизации земель на востоке.
Древнее городище располагалось на плато, ограниченном с севера оврагом, по которому протекает ручей Серебрянка. Большой овраг, частично разрушивший укрепления, проходит и с юга. Поселение, состоявшее из 2 частей: древней (Северное городище) и новой (Южное городище), вытянулось с юга на север вдоль берега реки. Она со всех сторон было защищено валами. Окруженная плодородными и густонаселенными землями, Рязань в домонгольский период превращается в цветущий город и становится крупным ремесленным и торговым центром на востоке Руси. Впервые г. Рязань упоминается в Ипатьевской летописи под 1096г. «В лето 6604. Святополк Изяславич и Володымер Мономах посласта в Чернегов к Олгу Святославичу, да ряд учинят о Рускои земле, при епископах и старцех, «како бысмо могли оборонити Русскую землю от поганых». Олег же гордяся речи: «несть лепо мене судити епископом, и чернцем, и смердом, и не хоте ити ко братом своим на совет, послушав своих злых советник». Святополк же и Володымер рекоша ему: «понеже ты не идеши с нами на поганых, ни на совет, Яве есть, яко зле о нас мыслиш, хотя помагати поганом»; и поидоша на него к Чернегову. Олег же избеже из Чернегова, в субботу, мая 3, и в Стародубе затворился, но и тамо Святополк и Володымер доставаху его, но из града бияхуся крепко; и стояху окрест града до 30 дний, донеже люди во граде начаша изнемогати. Тогда и Олего смирися и выйде из града, прося мира, и Даша ему на сем мир, яко да придет в Кие и тамо целует крест, со братом своим Давыдом, еже бытии с ними в любве; Олег же обеща и на том тогда крест целова. И возвратишася Святополк и Володымер восвояси; а Олег поиде к Смоленску, и не прияша его Смолняне, тоже идее к Рязаню».
В начале XI века было основано Северное городище. От берегового плато глубоким рвом и валом отрезали северо-западную оконечность мыса (около 3 га). К середине XII века уже сложилась уличная планировка города.Найдены так же братские могилы защитников города 1237г.