С.В. Пасынков
В фондах Кораблинского краеведческого музея хранится небольшая нательная металлическая иконка, инв. КП 809.[1] Она была найдена жителем села Семион в урочище «Крутая Межа», расположенного не вдалеке (северо-восточнее) от Толпинского городища. Городище (XI-XVIIвв.) расположено на берегу реки Прони между селами Незнаново и Семион.[2] ВXIXвеке на этом месте находилось село Толпино Ряжского уезда. Письменные источники указывают на Пятницкую церковь «древней постройки», расположенную в центре села, а археологические находки говорят о существовании на этом месте, в домонгольский период, города. До настоящего времени сохранились валы и рвы – остатки его оборонительных сооружений.[3]
Исследования последних лет позволили раскрыть новые страницы в истории Толпинского городища и Пятницкой церкви. В 2010 году в с.Семион, во время строительных работ, обнаружили белокаменную резьбу и барельефы от церкви вмц. Параскевы Пятницы. Как в последствии выяснилось, после разрушения храма в 1935 г., его камни пошли на строительство скотных дворов в колхозе им. Степана Разина.[4]
Необходимо отметить, что резьбу на камне аналогичную Пятницкой церкви, мы можем увидеть на Димитриевском соборе XII века г.Владимира.[5] На древность белых камней указали анализ известняка, выполненный Г.Н.Исаковой ( Геологический Институт РАН, г. Москва). Структура камня соответствует веневскому горизонту известняков.[6] В окрестностях г.Венева Тульской области издревле занимались добычей белого камня, а до XV века эти земли входили в Рязанское княжество.[7] Таким образом, старинная иконка из Кораблинского музея является очередным артефактом, раскрывающим и дополняющим древнюю историю Толпинского городища и его округи.
Иконка (рис.1) выполнена из белого металла, арочной формы, оборотная сторона гладкая, сверху петелька, размер (без петли) 16 х 15 мм. В центре композиции изображен сидящий на камне в длинном одеянии человек с нимбом вокруг головы. Его руки протянуты к стоящему перед ним крылатому Ангелу. Ангел так же простирает руки к человеку. Вся композиция заключена в выступающую гладкую рамку. Между рамкой и краем иконки просматриваются шарики, имитирующие зернь.
В научной литературе сюжет на нательной иконке именуется, как «Архангел Сихаил перед святым Сисинием». Аналогичные иконки-привески найдены: в Твери – первой пол.XVв. и старицком некрополе- рубеж XIV-XVвв.[8] В фондах Музея им.Рублева в Москве хранится створка иконы-энколпия XIVв. (рис. 2).[9] Сюжет на ней аналогичен Кораблинской иконке. По мнению А.А.Остапенко (Институт Археологии РАН, г. Москва), находку близ Толпинского городища можно датировать рубежом XIV-XVвв.[10]
Необходимо сказать, что св. Сисиний не вымышленный персонаж народных легенд и приданий. Святой мученик Сисиний служил епископом в греческом городе Кизике, в период царствования Диоклетиана (284-305гг.). Известен св.Сисиний как непримиримый борец с язычеством. Во время гонения на христиан был схвачен и после многих и тяжелых пыток обезглавлен. Память священнномученика Сисиния Кизического отмечается 23ноября (ст.стиль).[11]
Что касается Архангела Сихаила, то по каноническим текстам он не известен, а встречается только в апокрифических сказаниях, где выступает победителем бесов. Различные варианты сказания встречаются в греческой, эфиопской, армянской и др. традициях.[12] Основной сюжет сказаний сводится к следующему. Святой Сисиний сидит на Синайской горе. Из моря появляются 12(7) «лихорадок-женщин» («девиц-трясовиц»), посылающих болезни людям. Каждая из них имеет свое имя, по тем мукам которыми они терзают людей: тресея, огнея, озноба и др. Видя демонические существа, св.Сисиний обращается к Богу за помощью. Появляется Архангел Сихаил (по более поздним текстам-Михаил) « в руках держащий оружие пламенное». Бьет демонов, а те клянутся не приходить в дом , где произносится имя Сихаил.[13]
Подобные тексты «Сисиниевой молитвы», в различных интерпретациях, можно прочитать в Новгородских берестяных грамотах: №734 ( XIIв.), №930 (конец XIVв.) и №1022 ( XIIв.). В грамоте №1022, в начале, читается Пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» (в современном изложении), а в конце - трижды повторяется имя Сихаил.
Больше информации содержит грамота № 930 (рис.3). По мнению исследователей грамота является частью листа «вырванного из берестяной книги». Текст грамоты следующий :
Необходимо несколько подробнее рассмотреть имена «девиц-трясовиц», чтобы попытаться понять столь пристальное к ним внимание, нашедшее отражение даже в иконографии. Афанасьев А.Н. приводит славянский вариант их имен: 1- трясея (трясучка); 2-огнея или огненная; 3- ледея (ледиха), озноба; 4- гнетея, от слова гнет, давить, производит рвоту; 5- грынуша, грудина, причиняет хрипоту и харканье; 6- глухея, зкладывает уши; 7- ломея или костоломка; 8- пухнея, дутиха или отекная; 9- желтея, желтуха; 10-коркуша или корчея, т.е. ручные или ножные жилы крутит; 11 - глядея, не дает спать больному; 12 - огнеястра и невея = стар.слав.нава- смерть.
Согласно славянской мифологии эти «лихорадки-трясовицы» приносят людям различные болезни. Чтобы вылечиться или уберечься от этих демонических напастей в дом к больному приглашали священника. Он совершал водосвятный молебен и давал испить больному воду с Креста. При этом произносились следующие слова: «Крест-христианом хранитель, Крест – Ангелом слава, Крест – царем держава, Крест – недугом, бесом и трясовицем прогонитель, Крест рабу Божему(имярек) ограждение.»[14]
Интересный вариант народной молитвы от «трясовиц» был записан А.Н.Гавриловым в одном из сел Шиловского района Рязанской области : «Во имя Отца и Сына и Святого духа! Окаянные лихоманки, трясовицы-бесовицы! Заклинаю вас Господом нашим Иисусом Христом и Пречистою Владычецею нашей Богородицею, Архангелом Михаилом, преподобным Сисинием и святою Пятницей: побежите от раба Божия (имярек) прочь за глуху полночь, за озеро глубоко, за гору высокую, в пещеру огняну, клетку булатную, под запоры серебряны. От сей же минуты, от сего же часу – Аминь, Аминь, Аминь.»[15]
Имена «сестрам-лихорадкам» даны не случайно. Как уже отмечалось, каждое из них выражает муки больного: огнея - высокую температуру, трясея - сильную лихорадку, ледиха - озноб, пухнея - распухания, вздутия и т.д. Если эти и другие симптомы соединить вместе, то мы получим одну из самых страшных болезней человечества – чуму. Периодически «черная смерть» появлялась в разных регионах земного шара, унося миллионы человеческих жизней. Наиболее катастрофической была эпидемия в Европе в XIV веке. Только в 1348 году погибло 15 млн. человек, почти четверть населения Европы.
Знали о чуме и на Руси. Она периодически вспыхивала в разных городах. В 1378г. в Смоленске погибло всё население. 1388 год - эпидемия чумы в Пскове и Новгороде. В летописях того времени обычными были записи : «мор же бысть зело», «яко не бе кому их погребати».[16]
Вероятно XIV век является не случайным совпадением дат: написания новгородской берестяной грамоты №930, изготовления Толпинской иконки и чумой в Европе и на Руси. Исходя из этих рассуждений можно сказать, что Кораблинский образок со св. Сисинием, как и текст «Сисиниевой молитвы» на берестяной грамоте, призваны были защищать человека, в первую очередь, от чумы.
Материалы девятых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского (10-11 июня 2013г.). Рязань, 2014. Стр.6-11.
Ссылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs3/sfsd3_0.jpg
[2] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs3/sf333r4_0.jpg
[3] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs3/dsfswe_0.jpg
[4] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs3/sfd33_0.jpg