Творчество знаменитого русского поэта Сергея Есенина изучено вдоль и поперек. Разложены по полочкам мельчайшие эпизоды его жизненного пути. С кем встречался, кого ненавидел и любил неуемный рязанец. Внесены в своеобразный «реестр» женщин Есенина его неофициальные и законные жены. Среди трех официальных жен Есенина обращает особое внимание американская танцовщица ирландского происхождения Айседора Дункан.
Биография Дункан феерична и трагична так же, как и биография Есенина. Айседора (Изадора) Дункан родилась в Америке, в портовом городе Сан-Франциско в 1877 году. С детских лет проявился ее незаурядный хореографический талант. Нигде не учась танцевальному искусству, она уже с шести лет сама давала уроки детям значительно старше по возрасту[1]. Все, чего она достигла в искусстве, Дункан обязана исключительно упорству и таланту. От голодной нужды — до миллионного состояния, от безвестности — до мировой славы.
Сохранились автобиографические воспоминания Дункан о далеко не безоблачном и нелегком начале артистической карьеры: «У моей матери, бедной учительницы музыки, часто не было, что поесть, но ей всегда удавалось сгладить наши мучения игрой сочинений Шуберта или Бетховена, под которые мы танцевали. Вот так я начинала свой путь танцовщицы»[2].
Путь ее в искусстве и в личной жизни не был усыпан розами. Судьба жестоко обошлась с Дункан — в автомобильной катастрофе погибли ее дети: мальчик и девочка, и сама Айседора не избежала этой участи.
... Летом 1921 года, по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского, Дункан приезжает в голодную, взбудораженную Россию делать новое революционное искусство. Здесь, в России, она организует балетную школу-студию для детей рабочих. Дункан отходит от классического балета и создает новое направление — пластический танец. Система Дункан включала в себя элементы гимнастики, проведение занятий в естественных природных условиях под танцевальную музыку, в одежде, не стесняющей движений. Вся система художественного и физического воспитания была направлена на формирование гармонически развитого, сильного и здорового человека. Выступления Дункан с воспитанницами школы пользовались ошеломляющим успехом и собирали сотни и тысячи восторженных почитателей.
Поэт Есенин не мог не заметить «королеву жестов», как называли Дункан, и, несмотря на восемнадцатилетнюю разницу в возрасте, они становятся мужем и женой. Кстати, этот брак Айседоры был предсказан ей французской гадалкой, чему Дункан несказанно удивилась, так как проповедовала свободную любовь и не хотела связывать себя брачными узами.
10 мая 1922 года молодожены отправляются за границу в многомесячное турне. Поездка предпринималась для того, чтобы пропагандировать литературу и искусство молодого Советского государства. Для этого планировалось устроение литературных вечеров Есенина и издание его стихотворных сборников. Для Дункан основная цель поездки заключалась в сборе средств для танцевальной школы посредством сольных выступлений. Айседора прилагала неимоверные усилия для организации выезда детей танцевальной школы на спектакли во Францию и в Америку, но наталкивалась на равнодушие чиновников и зависть недоброжелателей. Президиум Коллегии Народного комиссариата по просвещению, рассмотрев предложение французского правительства организовать в Париже спектакли Дункан с 20 русскими детьми, постановил: «Данное предложение отклонить»[3]. Отрицательное решение было принято и по американским гастролям: «Гастрольную поездку школы Дункан в Америку признать нежелательной»[4]. Административный директор школы-студии И.И. Шнейдер в письме к А.В. Луначарскому очень негативно отозвался о сплетнях, циркулирующих в Комитете по поводу Дункан и ее школы: «Стыдно за государственное учреждение, которое работу обывательских кумушек регистрирует у себя за «факты». Больно за великую артистку и женщину, гостью Советской России, где зарвавшиеся чиновники новейшей формации уже, так сказать, «официально оскорбляют А. Дункан»[5].
Деньги, которые зарабатывала Дункан своими выступлениями, разлетались, как листья на ветру. Крандиевская-Толстая вспоминала: «Дункан только что заложила свой дом в окрестностях Лондона и пела переговоры о продаже дома в Париже. Путешествие по Европе в пятиместном «бьюике», задуманное еще в Москве, совместно с Есениным, требовало денег <...>»[6]. В свою очередь, Есенин обвинял Айседору в неумении вести финансовые дела: «<...> Изадора ровно ни черта не понимает в практических делах, а мне очень больно смотреть на всю эту свору бандитов, которая ее окружает»[7].
Упреки Есенина не совсем соответствовали действительности, так как в «дунканском окружении» были лица, нанятые Айседорой специально для «обслуживания» Есенина в загранкомандировке и с его согласия. Тем временем культурно-пропагандистская и гастрольная деятельность супругов продолжалась. Для Сергея Есенина были организованы литературные выступления, а в Берлине выпущены сборники стихотворений. Но Европа и особенно Америка, куда переехала чета Есенин-Дункан, остались равнодушными к творчеству русского поэта. В очерке «Железный Миргород» Есенин так писал о потребительском отношении тамошних обывателей: «Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в «Business» и остального знать не желает. Искусство Америки на самой низшей степени развития»[8].
Есенин вызывал интерес у обывателя не как поэт, а как молодой муж известной танцовщицы. Там, за границей, пролегла трещина, ставшая неодолимой пропастью в непростых отношениях двух самобытных личностей. Славу Дункан Есенин не мог перенести. Он жаждал своей. В письме Есенина к Илье Шнейдеру в июне 1922 года говорилось: «Ирме мой нижайший привет. Изадора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже не Дункан-Есенина, а просто Есенина»[9].
Свои постоянные скандалы Есенин объяснял стремлением выделиться, прославиться: «Да, я скандалил. Мне нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения — это им понятно. Если я это делаю, я миллионер. Мне, значит, можно. Вот и уважение готово, и слава и честь! О, меня они лучше помнят, чем Дункан»[10].
3 августа 1923 года Есенин и Дункан возвратились в Россию. Предчувствуя скорую развязку, Дункан с горечью говорила: «Вот я привезла этого ребенка на его Родину, но у меня нет более ничего с ним <...>»[1]. Дункан делает последние попытки удержать Есенина возле себя, но он уже сделал выбор. В октябре 1923 года Есенин окончательно разрывает всякие отношения с Дункан. Он составляет первоначальный текст телеграммы такого содержания: «Я говорил еще в Париже, что в России я уйду, ты меня озлобила, люблю тебя, но жить с тобой не буду». Под диктовку Бениславской вырабатывается окончательный вариант: «Я люблю другую, женат и счастлив. Есенин». Вслед за есенинской телеграммой посылается телеграмма Галины Бениславской: «Писем, телеграмм Есенину больше не шлите. Он со мной. К вам не вернется никогда»[12].
Дункан тяжело переживала разрыв с Есениным. К личным невзгодам добавились и творческие. Некоторые ученицы Айседоры стали отходить от ее высоких принципов служения искусства, делая ставку только на скорейшее обогащение, а не на совершенствование исполнительского мастерства. В 1924 году для пополнения скудного бюджета своей школы-студии непревзойденная танцовщица уехала в Германию, а оттуда перебралась во Францию, где в сентябре 1927 года погибла в автомобильной катастрофе. Руководство Московским театром-студией имени Айседоры Дункан взяли в свои руки И. Шнейдер и приемная дочь Айседоры Дункан, Ирма (полное имя — Ирма Доретта Генриетта Эрих-Гримм). Старшая воспитанница Ирма была единственной ученицей Айседоры, которая последовала за своей учительницей в Советскую Россию в конце июня 1921 года.
Ирма Дункан много и успешно гастролировала по городам Советского Союза. В ноябре 1925 года Ирма вместе с воспитанницами школы-студии приезжает в Рязань. Афиши, расклеенные в общественных местах губернского города, извещали о предстоящем концерте талантливой танцовщицы Ирмы Дункан: «В воскресенье 22 ноября, в Колонном зале Дома коммунистического просвещения вечер танца знаменитой танцовщицы Ирмы Дункан и 15 студиек Государственной Московской Студии имени Айседоры Дункан. Действие будет проходить в особых сукнах, при свете прожекторов»[13].
Предусматривалось два выступления: «для детей по особой программе под названием «Детское утро» в час дня и в девять часов вечера для взрослых»[14]. Концертная программа состояла из двух отделений. В первом отделении танцы исполнялись под классическую музыку Шуберта, Глюка, Брамса, Штрауса, Рахманинова. Второе отделение — экспериментальное — было посвящено драматургии революционных песен: «Смело товарищи в ногу», «Интернационал», «Раз, два, три».
Переполненный Колонный зал Дома коммунистического просвещения восторженно приветствовал столичных артисток. Красота движений, гибкость и пластика, выразительность жестов и задор юных исполнительниц покорили зрителей. Особенно тепло принимались сценки «Игра в мяч» и «Ловля бабочки». На общем фоне выделялась своим танцевальным темпераментом «старшая сестра студиек», Ирма.
Своим приездом в Рязань Ирма Дункан передала символический прощальный привет Есенина землякам за тридцать пять дней до его роковой гибели в пятом номере ленинградской гостиницы «Англетер».
Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.
Примечания:
1. Дункан А. Моя жизнь. М., 1997 С. 9.14. Там же.