Прислать материал

Культурный фон. Зачем и для кого в Рязани открылась школа колокольного звона

С февраля в Рязани открылись курсы звонарей. Это совместный проект Спасо-Преображенского монастыря и православной духовной семинарии. Зачем нужна эта школа звона и кто может прийти на занятия, 62ИНФО рассказали проректор семинарии по научно-методической работе Дмитрий Белошенков и преподаватель семинарии монах Прохор.

Как рассказал отец Прохор, ранее звонарей в Рязани готовил лишь региональный филиал Московского института культуры. Новый проект — первый церковный в данном направлении.

Изначально планировалось, что курсы будут направлены только на студентов семинарии, так как будущие священнослужители должны знать устав колокольного звона. Однако потом организаторы школы поняли, что и мирянам эти курсы будут интересны. Тогда решили пригласить всех желающих.

«В основном это православные люди, близкие к церкви, которые себя хотят попробовать на таком поприще. Это мужчины, женщины, родители приводят детей. Многие молодые ребята ходят в храм и хотят участвовать в богослужении, быть причастными и таким образом в том числе», — рассказал отец Прохор.

Первую группу набрали уже в конце января, в неё вошли 18 человек. Такого количества желающих в семинарии не ожидали. Стоит отметить, что в первую группу уже нельзя записаться. Вторую планируется набирать ближе к лету.

«Это миряне, прихожане нескольких рязанских храмов. Есть даже семейная пара», — отметил отец Прохор.

Колокола (1).jpg

Как пояснил Дмитрий Белошенков миряне интересуются курсами по многим причинам. Колокольный звон имеет свою символику. Изучив его, человек сможет осознанно слушать эту музыку и понимать, что происходит в храме, или какой сегодня праздник.

«Колокола выполняют не только сигнальную функцию, но и приобщают к культуре. Колокольный звон позволяет нам услышать тот культурный фон, который окружал наших предков», — отметил Белошенков.

Он подчеркнул, что в России есть колокола, которым несколько сотен лет. Это позволяет современникам услышать тот же звон, что слышали люди, например, в 17 веке.

Третья группа людей, которых могут заинтересовать курсы, — звонари-самоучки. Здесь они смогут получить новые знания и применить их в своём храме.

«Монастырь обратил внимание на голод по одному из значимых элементов православной культуры. Иконопись худо-бедно возрождается, пение тоже в какой-то степени», — отметил Белошенков.

Сложность обучения заключается в том, что просто так забраться на колокольню и потренироваться нельзя. Как было сказано выше, мелодия в данном случае выступает сигналом и имеет чёткое назначение. Поэтому семинария оборудовала специальный класс с малой звонницей. В этом помог Московский центр колокольного звона при храме Святого Николы ЗаяИцкого.

Колокола (2).jpg

По словам Белошенкова, обучившись на таком комплексе, человек сможет ориентироваться на любой звоннице. Отец Прохор отметил, что многие небольшие храмы имеют похожий набор колоколов.

Преподавать в школе будет отец Прохор, который звонит с 13 лет. Подростком он начал играть на колокольне в деревенском храме в Московской области. Там было девять колоколов и 10 бил – специальных металлических пластин, предназначенных для звона. Одна из них являлась самой большой в России на тот момент и была размером с дверной проём. В храме было принято играть одновременно на колоколах и билах. Учителем отца Прохора стал Георгий Власов, обладающий по словам собеседников 62ИНФО талантом игры на многих инструментах: гуслях, баяне, фортепьяно, колоколах и так далее. Сейчас же в семинарии отец Прохор выполняет роль индивидуального наставника: занимается воспитательной и учебной работой.

Он расскажет и теоретическую часть, и проведет практические занятия. Программа, по словам отца Прохора, не такая обширная как в институте культуры, но достаточно полная для того, чтобы научиться игре.

«Практика показывает, что можно научиться играть на колоколах, не вникая в профессиональные музыкальные предметы», — рассказал отец Прохор.

Обучение будет идти три-четыре месяца по два-три занятия в неделю. Всё зависит от способностей каждого ученика.

«Наша идея выходит несколько шире, чем школа звона. Это сообщество звонарей, чтобы они могли поделиться опытом», — рассказал Белошенков.

Он отметил, что при Иоанно-Богословском монастыре организовывают фестиваль звонарей. Однако принять в нём участвуют только рязанцы. Те, кто живёт в более отдаленных городах и районах области, не могут потратить много времени на дорогу и общение, так как должны нести службу.

Колокола (3).jpg

Если отец Прохор в данном вопросе практик, то проректор семинарии скорее романтик. Профессиональное чутье звонаря он сравнивает с работой сомелье.

«Как дегустатор пробует вино: первый вкус — что попало на язык. Это первый удар колокола. Потом основной тон. Он держит напиток во рту, раскрывается букет и аромат. Также и звук колокола ударил и начинает раскрываться. Потом послевкусие, когда он проглатывает вино, появляется привкус дубовой бочки. Когда у колокола звук затихает, появляются субтоны, которые зависят от того, как он подвешен к балке, крепится — много разных нюансов», — рассказал Белошенков.

Поэтому, по его словам, для того, чтобы звонить в колокол по нему мало просто ударить.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Кристина Феофанова
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров