Александр и Татьяна Шустовы
Григорий Степанович Пирогов.
Фото с обложки книги «Арии из репертуара Г.С.Пирогова».
Москва. 1985.
Собирая материалы о жизни и творчестве Григория Степановича Пирогова, в Интернете читаю: «Пирогов Григорий Степанович (1885-1931) - оперный певец, солист Большого театра, обладатель замечательного баса. Созданные им образы Бориса Годунова, Мельника, царя Дадона, Мефистотеля, князя Галицкого вошли в сокровищницу мирового оперного искусства. Родился в селе Новоселки Елатомского уезда Тамбовской губернии».
Как говорится «было бы смешно, если бы не было так грустно».
Казусы такого рода закономерны, когда столько «белых пятен» в его биографии. Григорий Степанович, видимо, и сам не очень заботился о «раскручивании» своего имени. Но великому русскому певцу и артисту явно не повезло и на исследователей его творчества и на последователей. Почти нет серьёзных работ, посвящённых его творчеству, а также истории его семьи и всей семьи Пироговых.
Более того, зачастую и эти работы содержат мягко говоря неточности.
Обратимся к метрическим книгам Введенской церкви села Новосёлок Рязанского уезда, хранящимся в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО).
Родился Григорий Степанович Пирогов 30(17) января 1885 года, а не 24(12) января 1885 года как указано в многочисленных источниках («Большая советская энциклопедия», «Рязанской энциклопедия» и т.д.).
Сведения о том, что Григорий Степанович во второй половине 90-х годов XIX века навсегда покинул родное село Новоселки, не подтверждаются. По тем же книгам (далее все даты приведены по «старому» стилю): 26 ноября 1897 года он – восприемник (крёстный) племянницы Анны (дочери сестры Пелагеи); 12 января 1900 года - поручитель по невесте при венчании двоюродной сестры Натальи; 11 ноября 1902 года – восприемник Василия (сына той же Натальи). А 3 мая 1903 года в возрасте 18 лет Григорий Степанович венчается во Введенской церкви с 16-летней «крестьянской девицей того ж села Новосёлки» Марией Дмитриевной Хлыстовой. В том же 1903 году Григорий Пирогов поступает в Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества, а в 1904 году в их семье рождается первый ребёнок – сын Василий.
Очень характерны в этом отношении и сведения о судьбах пятерых сестер Пироговых. По опубликованным источникам трое из них умерли в младенчестве, четвёртая - Пелагея – дожила до глубокой старости. Пятая – Мария - вышла замуж за дипломата и умерла в Персии. Однако, согласно метрическим книгам Введенской церкви якобы «умершие в младенчестве»: Анна Степановна Пирогова, родившаяся 2 сентября 1880 года, 26 января 1897 года (в 16 лет!) крестила сестру Марию; Анисья Степановна Пирогова, родившаяся 24 декабря 1882 года, 2 мая 1899 года (в 16 лет!) венчалась во Введенской церкви с Иваном Ивановичем Облезовым.
Опубликованные воспоминания о жизни и творчестве Григория Пирогова немногочисленны и разбросаны по разным источникам. Можно предположить, что многое ещё можно разыскать.
Обратимся к архиву нашего земляка, художника-графика и краеведа Николая Оскаровича Фреймана (1885 - 1977), хранящемуся в Государственном архиве Рязанской области, в его личном фонде. Одна из страничек его воспоминаний называется: «Дебют Григория Пирогова».
Дом Рудометкиных на Введенской площади г. Рязани. Фото из архива Н.О. Фреймана. Надпись на обратной стороне фотографии, сделанная рукой Николая Оскаровича: «Дом Рудометкиных на Введенской площади, в 1900 гг. здесь выступал Григорий Пирогов. Пел (без рояля) «Вот мчится тройка почтовая» и др. русск. народн. песни. Был одет в поддевку, красную рубашку, плисовые шаровары, сапоги. С гармон. На голове черный картузик. Светлые волосы волнистой кипой. Толпа на улице аплодировала артисту».
«Григория я узнал еще тогда, когда он собирался ехать в Москву, чтобы поступить в консерваторию. Из этой эпохи его музыкального развития и явления как певца я помню случай одного из первых его выступлений в концерте.
Был летний вечер. На площади Введенской церкви, перед домом Рудометкиных собралось много народу. Я случайно очутился там, и, узнав, что все ждут пения Пирогова, тоже заинтересовался и, пробравшись к дому, стал ждать. Дом Рудометкиных вытянулся по улице, ведущей к Рюминской роще. По углам дома выступали два фонаря. В левом фонаре и по улице все окна были открытые настеж. Я рассмотрел, что в фонаре комнаты пол был поднят на две ступени, и помещение фонаря было приспособлено под гостинную с диваном и устелено ковром.
В толпе перед домом шел довольно оживленный разговор, который скоро вдруг затих.Было видно, как перед этой эстрадой, начали проходить с правой стороны комнаты люди, дамы и кавалеры, и садиться на стулья. Когда все разместились то, очевидно, по проходу, прошел парень в красной рубашке, в летней поддевке, плисовых штанах черных и сапогах. Он вошел на возвышение, поклонился собравшимся. Тряхнул головой, на которой очень декоративно рассыпались пышные волосы светло золотистого цвета. Он сказал, что аккомпанемента нет, но он споет: «Вот мчится тройка удалая по Волге матушке зимой».
Когда он запел, я был поражен его сильным и бархатным звуком голоса.
И сидящие в доме и стоящие под окном разразились криками «браво» и аплодисментами. Пел он великолепно. Очень выразительно и с чувством. Улица орала и требовала повторения».
Григорий Степанович Пирогов.
Фото с конверта грампластинки 1983 года фирмы «Мелодия»:
«Из сокровищницы мирового исполнительского исскуства. Часть 4 . Вокалисты. Григорий Пирогов, бас. Иван Грызунов, баритон. Леонида Балановская, сопрано. Антон Боначич, тенор».
И дело не в том, что тамбовчане по ошибке «перенесли» место рождения Григория Пирогова из Рязанского уезда в Елатомский. Братья Пироговы – достояние всей России. Но хранить-то это достояние доверено рязанцам. Хранить, изучать, приумножать. Только тогда мы сможем по настоящему сами его оценить и донести до всей России. В том числе и соседям в Тамбове.
Нас ещё ждёт «дебют Григория Пирогова».