Текст статьи здесь: https://yadi.sk/i/2VSt_s8m3GRxx9 [2]
Текст статьи здесь: https://yadi.sk/i/2VSt_s8m3GRxx9 [2]
С.В. Пасынков
В фондах Кораблинского краеведческого музея хранится небольшая нательная металлическая иконка, инв. КП 809.[1] Она была найдена жителем села Семион в урочище «Крутая Межа», расположенного не вдалеке (северо-восточнее) от Толпинского городища. Городище (XI-XVIIвв.) расположено на берегу реки Прони между селами Незнаново и Семион.[2] ВXIXвеке на этом месте находилось село Толпино Ряжского уезда. Письменные источники указывают на Пятницкую церковь «древней постройки», расположенную в центре села, а археологические находки говорят о существовании на этом месте, в домонгольский период, города. До настоящего времени сохранились валы и рвы – остатки его оборонительных сооружений.[3]
Во время разборки кирпичных стен скотного двора в с. Семион Кораблинского района (бывший Ряжский уезд) были найдены длинные железные полосы. Первоначально на них не обратили должного внимания. Однако, когда нашли полосу с петлеобразным завершением на конце, было высказано предположение, что они от Пятницкой Церкви, что стояла на Толпино.
Теперь самое время вернуться к археологическим трудам Рязанской Ученой Архивной Комиссии в первые годы её существования, поскольку В.А. Городцев был прямым и весьма заинтересованным их свидетелем. Более того, под непосредственным впечатлением от этих изысканий он, собственно, и сам занялся археологией.
Рязанское Духовное Училище, где В.А. Городцев провёл свои отроческие, 1870-1875 годы, занимало в самом центре города, неподалёку от Кремля, красивое двухэтажное каменное здание «кирпичного стиля» по улице Соборной (позднее -улица Революции). Ныне здесь в довольно скромном корпусе располагается средняя общеобразовательная школа № 2. Следует, пожалуй, отметить, что школа эта не только украшена несколькими мемориальными досками в честь прославившихся впоследствии выпускников губернского Духовного Училища, но и пользуется на протяжении очень многих лет устойчиво высокой репутацией лучшей средней школы в Рязани.
Василий Алексеевич Городцев родился в пятницу 11 марта 1860 г. в селе Дубровичи, Рязанского уезда и губернии, в семье священнослужителя Никольской церкви Алексея Кузьмича Городцева... Очевидно, что комментарий к одной только этой фразе может и должен быть со временем развёрнут в солидную монографию. Здесь, однако, я ограничусь лишь краткими, необходимыми для общего понимания ситуации дополнениями.
В 2010 году исполняется 150 лет со дня рождения известного русского археолога Василия Алексеевича Городцова, уроженца с. Дубровичи Рязанской губернии. 21-22 апреля 2010г. в г. Рязани состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия Центральной России», посвященная 150-летию В.А. Городцова.
Мы публикуем полную стенограмму лекции одного из наиболее известных российских лингвистов, крупнейшего специалиста по древненовгородскому диалекту и изучению текстов берестяных грамот, действительного члена Российской Академии Наук Андрея Анатольевича Зализняка, прочитанной 23 ноября в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру».
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху средневековья строительство оборонительных сооружений составляло видную отрасль архитектуры. Да иначе и не могло быть! Ведь от этого зависело существование значительной части населения. Столкновения между войсками отдельных феодалов были в ту пору повседневным, обычным явлением. Опасность грозила населению сел и городов не только во время вторжения иноземных войск, но и когда никакой «официальной» войны не было, при этом не только в пограничных районах, но и в центральных частях страны. Военные действия тогда редко имели широкие масштабы; в них, как правило, участвовали очень небольшие армии, но зато эти военные действия происходили почти непрерывно, и жизнь мирного населения постоянно была под угрозой.
Потому-то крепостные сооружения и приобретали в эпоху средневековья такое большое значение. Само социальное положение феодала как представителя господствующего класса определялось тем, что он владел не только землей, но и укрепленным замком, позволявшим ему подчинить окрестное население и не бояться столкновений с войсками соседних феодалов. Замок — одновременно жилище феодала и крепость — одно из характернейших явлений феодальной эпохи. Но укрепления строили не только отдельные феодалы. Мощные крепости сооружала центральная власть раннефеодального государства; они защищали также и все средневековые города.
Экспедиция Специализированной научно-производственной группы по учету, охране и использованию памятников истории и культуры Рязанской обл. вела раскопки на территории Дураковского III поселения, входящего в комплекс средневековых археологических памятников Дураково (Рыбновский р-н Рязанской обл.). Работы проводились по гранту РГНФ и носили охранный характер в связи с быстрым размывом береговой кромки.
Интерес к исчезнувшим и бывшим городам у меня пробудился давно, когда я, будучи аспирантом МГУ, работал над диссертацией «Города Московской области». Изучая формирование сети городов Подмосковья, я обнаружил большое число экс-городов. Тогда это было чисто книжное знание. Много ездил по Подмосковью, побывал почти во всех действующих городах, но ни одного места, где некогда существовал город, затем исчезнувший или преобразованный в село, не посетил. Тем не менее в географическом словаре «Всё Подмосковье», вышедшем в 1967 г., написал краткие статьи обо всех известных мне экс-городах. Их оказалось три десятка.
Как показывают всё новые и новые открытия историков, в исторической науке невозможно поставить точку. Она предполагает скорее многоточие. Факты, сегодня кажущиеся окончательными, завтра дополнятся, уточнятся, а возможно, и полностью опровергнутся.
Так и данная публикация о возможном местонахождении упоминаемой в летописях Онузы не только уточняет спорный до сих пор вопрос, но и оставляет его открытым…
«Той же зимою пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем, и придя, сначала, стали станом на Онузе, и взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину-чародейку и двух мужчин с ней к рязанским князьям, требуя себе десятой части по всем... Князья же рязанские ... ответили послам Батыевым: “Коли нас не будет, то все ваше будет”».
Ссылки:
[1] https://62info.ru/history/node/15478
[2] https://yadi.sk/i/2VSt_s8m3GRxx9
[3] https://62info.ru/history/author/1
[4] https://62info.ru/history/node/14878
[5] https://62info.ru/history/node/14043
[6] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/30213ea1c9ee7d89_0.jpg
[7] https://62info.ru/history/node/9730
[8] https://62info.ru/history/node/9718
[9] https://62info.ru/history/node/9693
[10] https://62info.ru/history/node/9689
[11] https://62info.ru/history/node/5771
[12] https://62info.ru/history/node/1294
[13] https://62info.ru/history/node/1292
[14] https://62info.ru/history/node/386
[15] https://62info.ru/history/node/276
[16] https://62info.ru/history/system/files/node_images/Eduard/ffbc2b94a7100610.jpg
[17] https://62info.ru/history/system/files/node_images/Eduard/d6d34f81a7974a93.jpg
[18] https://62info.ru/history/author/5