— Я не считаю, что можно говорить о какой-то реальной и серьезной деградации. На самом деле наша культура и искусство по-прежнему очень сильны. Другое дело, что наша культура и искусство в своих качественных проявлениях находятся, если не в подполье, то, во всяком случае, то где-то рядом и не являются мейнстримом (от английского слова Мейнстрим (англ. mainstream — основное течение) — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определённого отрезка времени. Прим. автора). У нас и прекрасные писатели, отличные кино и театр, и все эти люди очень хорошо известны на Западе. Они издаются за границей, там гастролируют, получают премии на фестивалях и т.д. Но проблема в том, что для усредненных, простых российских людей все эти вещи мало доступны. Если взять кино, то у нас были фильмы того же Звягинцева, Сокурова и Германа-младшего, которые собрали массу призов на международных кинофестивалях – в Берлине, в Риме и в Венеции. Однако 95% россиян ни одного из этих фильмов не видело, потому что у нас в кинотеатрах идут фильмы типа «Ночной дозор», «Дневной дозор», «9-я рота», какие-то еще блокбастеры и патриотические драмы, тупейшие комедии и т. д. Проблема не в том, что у нас перевелась в стране качественная культура и искусство, а проблема в том, что политика государства, которая в первую очередь транслируется через СМИ (и в первейшую очередь это касается телевидения), состоит в том, чтобы «кормить» народ омерзительной, бессмысленно-попсовой и псевдокультурной баландой. Это касается кино, музыки, литературы. Если музыка, то это – Дима Билан, если литература, то это какие-то детективы, если это кино, то я вам уже приводил примеры и т. д. Поэтому и создается впечатление, особенно, если не жить внутри России, тем более в Москве или Петербурге – в городах с мощнейшей культурной жизнью, которой могли бы позавидовать Берлин, Париж и Лондон, если судить о России по тому, что показывают наши телеканалы – Первый канал, РТР-Планета, НТВ-Мир и т. д., то на самом деле может показаться, что у нас чудовищное бескультурное болото.
— А как Вы думаете: снятие цензуры отрицательно сказалось на этом процессе?— Я, честно говоря, не большой знаток российского юмора. Телевидение, где, в основном, весь юмор и гнездится, я вообще не смотрю. Естественно, у нас имеются всякие помойные юмористы типа Михаила Задорнова, Евгения Петросяна или других, чьих имен и фамилий я не знаю. Но, по-моему, еще никто не отменял Жванецкого. Наверное, он находится в серьезном меньшинстве, среди всяких уродов, но он все-таки есть! Думаю, что есть и другие неплохие юмористы, тот же Виктор Шендерович или Игорь Иртеньев. Как мне кажется, цензурные соображения на их творчество совершенно не влияют!
Беседовал Евгений Кудряц
Газета «Кругозор» № 2, март 2010 года
Музыкальный критик Артемий Троицкий вихрем ворвался в мир журналистики. Его дебютом стала рецензия на альбом группы «The Beatles» «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», опубликованная в школьном самодельном журнале. С тех пор прошло более 20 лет, сфера интересов Троицкого расширилась: он являлся организатором подпольных концертов и фестивалей советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Кино», «Зоопарк», Башлачев. В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.В 1980-90-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А». Последним местом деятельности Троицкого на телевидении стала программа «Культтовары» на телеканале «Культура». С 1991 по начало 1994 года работал главным редактором музредакции Российского Телевидения, написал и издал несколько книг. Ведет программу на «Эхе Москвы». Женат, имеет дочь Александру. С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» «Государственного университета управления». Ведет мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ. В 1987 году Артемий Троицкий выпустил в Англии (затем в Америке, Японии и странах Европы) книгу «Назад в СССР» об истории советской рок-музыки, которая вышла в СССР под названием «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» только в 1991 году. В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России.
Журналист Ру [1]
Ссылки:
[1] http://journalisti.ru/?p=13342