Блестящая книга, написанная известным журналистом, литератором, драматургом, искусствоведом и издателем С.Н.Худековым, - приглашение к увлекательному путешествию в историю танца как вида искусства, где автор выступает надежным и квалифицированным проводником.
Автор книги был лично знаком с выдающимися танцовщиками и балетмейстерами XX века, написал несколько либретто к постановкам М.И.Петипа, создал прекрасный роман "Балетный мирок", собрал уникальную коллекцию редчайших рисунков, фотографий и документов по истории балета. Его незаурядные знания, многолетний опыт и многогранные дарования самым удачным образом сложились под переплетом этой книги. Это богато иллюстрированное издание станет прекрасным подарком для ценителей искусства.
Источник: Издательство "ЭКСМО" [1]
Отзывы:
"Балет, безусловно, – самый универсальный вид театрального действа. Может быть, поэтому он так любим во всём мире. Четыре тысячи таких любителей теперь смогут сделать себе замечательный подарок в виде этой книги. Правда, он мог быть ещё замечательнее, если бы издательство «ЭКСМО» смогло осилить бумагу сортом повыше и видеоряд более качественного исполнения. Время, однако, такое, что по одёжке приходится протягивать ножки. Спасибо и на том.
Благо сам текст книги вызывает одни восторги, никаких нареканий. Мы-то думали, что с таким «импрессионистическим» блеском о балете способен писать один только привычный нам за полвека обозреватель балетной продукции Вадим Гаевский. Оказывается, у него были поистине великие предшественники. И, прежде всех, автор этой книги – русский дворянин и крупный землевладелец, основатель «изящного садоводства», а заодно и главный редактор «Петербургской газеты» Сергей Николаевич Худеков (1837–1928).
Здесь, в его знаменитой некогда книге, не один «импрессионизм», но и основательнейшие энциклопедические знания и сведения о предмете. Надо было быть серьёзным историком, собирателем – редчайших рисунков, литографий, фотографий и других документов, имеющих отношение к истории балета, плюс к этому и талантливым очеркистом, чтобы создать такой пространный опус, который прочитывается на одном дыхании. Уникальное иконографическое собрание Худекова и легло в основу издания, впервые вышедшего (в нескольких томах) в России ещё в начале ХХ века.
Так что труд этот – при всём остроумном блеске и повествовательной лёгкости изложения – классический. Будь он иначе построен, он вполне мог бы называться и «Энциклопедией танца». Читатель найдёт здесь подробные и весьма живописные описания наи-более примечательных, эпохальных явлений в многовековой истории танца – от ритуальных храмовых действ Древнего Египта, Вавилона, Китая до античности, от средневековых плясок святого Витта и шествий флагеллантов до карнавальных гуляний Возрождения, от церемонных балов при дворе «Короля-солнца» до кафе-шантанов Парижа и Вены конца девятнадцатого века. К сожалению, в пожаре 1917 года, когда громили рязанское поместье Худекова, погибла заключительная часть труда всей его жизни – описание «дягилевского взрыва» русского балета, европейских триумфов Нижинского, Павловой и Карсавиной. Обрубленной оказалась, таким образом, наиболее интересная для нас – русская часть капитальной истории танца.
Зато всякий интересующийся предметом читатель обретёт в этой книге изящные очерки-портреты о самых знаменитых хореографах и танцовщиках прошлого – от Новера и Добервиля до Тальони, Фани Эльслер и Фани Черрито. Кроме того, отдельных главок удостоены описания техники некоторых танцев, популярных в разные эпохи, – таких как павана, гальярда, куранта, менуэт, сарабанда, гавот, шакона, тамбурин и многие другие.
В целом – значительное и привлекательное культурное деяние, которое должно быть примером и для других наших издательств, ежели они не желают сводить свою деятельность к навариванию барышей на низкопробной литературе. Сколько подобных переизданий могли бы ещё порадовать взыскательного современного читателя, отлучённого от книжных сокровищ прошлого!"
"Да, да, тот самый Худеков. Книга, которую до сего времени можно было отыскать только у букинистов (чтобы использовать, как написал Озон, для представительского подарка).Бумага белая, но качество ее и печати – средние. Иллюстраций много, но они черно-белые, хотя имеется несколько вкладок с цветными картинками не лучшего качества.
Своей цене издание, на мой взгляд, соответствует, учитывая сегодняшний уровень цен на книги.
Книга будет интересна тем, кому полнота и историческая достоверность ее содержания не принципиальны. Тех же, кто жаждал получить «настоящего Худекова», ждет большое разочарование.
Очень трудно поставить оценку, но скрестив радость тех, кому есть, что почитать, не дожидаясь получения представительского подарка (5 баллов), с глубоким разочарованием тех, кто ждал полного Худекова (2 балла), ставлю 3 балла."
ОЗОН [3]
Другие материалы на тему Худекова С.Н. смотрите здесь [4]
В Рязани и у издателя можно приобрести другую замечательную книгу: Петербургский Фигаро и его звёздное окружение [5] - плод многолетних архивных исследований. Данная книга будет и в Москве в период работы 11-й международной книжной выставки "Нон-Фикшн" в ЦДХ.
Ссылки:
[1] http://www.eksmo.ru/catalog_books/catalogs/detail.php?ELEMENT_ID=237023&PAGEN_2=2
[2] http://www.litrossia.ru/2009/43/04639.html
[3] http://www.ozon.ru/context/detail/id/4320216/#comments
[4] https://62info.ru/node/273
[5] https://62info.ru/node/807