От святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - через святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси – сеялись в нашем Отечестве благодатные семена просвещения. Первые учителя были людьми духовного звания. Книги, по которым учились грамоте, тоже были духовные: Псалтирь, Евангелие, Жития святых. Центрами просвещения и распространения грамотности являлись монастыри и приходские храмы. Так продолжалось до начала восемнадцатого века.
Реформаторская деятельность Петра I дала мощный толчок для развития многих сфер в жизни страны. Острая потребность государства в образованных людях требовала решить одну из главных проблем времени – проблему просвещения.
В 1714 году государь предписал учредить училища при архиерейских домах и монастырях и учить в них всякого чина детей цифири и геометрии.
В Переяславле-Рязанском епархией тогда управлял ревнитель просвещения Стефан Яворский, сподвижник Петра Великого.
По воле царя, после смерти Патриарха Адриана, Стефан в 1702 году стал Местоблюстителем Патриаршего престола, а в 1721 году – первым Президентом недавно учрежденного Святейшего Синода (один из высших государственных органов в России).
Две наиважнейшие государственные должности митрополита Стефана отлучали его от дел епархиальных. Естественно было ожидать учреждение в своей епархии школы прежде всех других городов, но не доставало времени. Да и учитель из Санкт-Петербурга прибыл только в декабре 1721 года.
Первым учителем цифирной школы на Рязанской земле был сведущий в математических науках Петр Павлов, присланный из Петербургской морской академии.
Хлопот по школе было много: раздобыть буквари, арифметику Магницкого, таблицы умножения, грифельные доски, грифели и циркули, свечи и бумагу.
Тяжело собрать и учеников. Только к маю по воеводскому указу съехались недоросли, которых надо было определить на житье и прокорм. Помещение для школы было устроено в Симеоновском монастыре, что на Скоморошьей горке (ныне площадь 26 Бакинских комиссаров).
7 мая 1722 года, по благословению Стефана Яворского, в Переяславле-Рязанском была открыта арифметическая (цифирная) школа.
Собрали с большим трудом 65 человек «разного званья». Возраст учеников – от 10 до 17, а то и 20 лет. В помощь учителю на две классные комнаты приставили трех отставных солдат. Они топили печи, караулили школу, а во время занятий прохаживались по классам с палками в руках. Мера оказалась не лишней – недорослям, оторванным от вольной деревенской жизни, наука давалась трудно.
За пропуски занятий и нарушение дисциплины сажали в карцер на хлеб и воду, били плетьми и батогами и даже сдавали в солдаты. Многие не выдерживали школьных премудростей и порядков и спасались бегством. Их возвращали нередко с солдатами.
Учили здесь читать и писать, арифметике и геометрии. Первый учебный год длился с мая по август. Занятия возобновились с октября 1722 года. О том, кто каким наукам обучается и с какими успехами, рязанский воевода доносил Петру I.
В 1924 году преемник Стефана епископ Сильвестр вознамерился открыть для духовного сословия свою, архиерейскую школу (славяно-латинскую), но опять не находилось нужных учителей.
В сентябре того же года три духовных лица были отправлены в Новгородскую греко-славянскую школу для приготовления к учительской деятельности. По возвращении их в Переяславль-Рязанский, в 1926 году началось обучение в архиерейской школе. Учили в ней букварю, славянской грамматике, часослову, псалтири, церковному пению, потом стали прибавлять и другие предметы: латинский язык, риторику, греческий.
Бывало, что за немощью владыки или отлучкою его, либо за неимением учителей школу закрывали, потом открывали… Так продолжалось до 1740 года, но потом школьное дело наладилось.
В 1740 году церковным должностным лицам было предписано: всех детей от 10 до 15 лет высылать в казенный приказ для обучения в латинской школе, которую в 1751 году переименовали в «Епаршескую семинарию». Так на основе латинской школы возникла Рязанская духовная семинария.
Она первоначально размещалась в Свято-Духовском монастыре, потом у Борисо-Глебского храма, затем в Троицком монастыре, но увеличение числа учеников вызвало необходимость специального помещения.
В 1753 году на месте Владычной слободы (около Владимирской церкви) были снесены дворы архиерейских крестьян, а в 1954-м появились многочисленные деревянные строения, в которые была переведена семинария.
В 1814 году в России произошло преобразование семинарий. Они были причислены к учебным округам и подчинены соответствующим духовным академиям. Рязанская семинария вошла в состав Московского учебного округа и подчинялась Московской духовной академии.
Семинаристов разделили на «успешных, способных проходить науки известного класса, и неспособных». Для этого был проведен экзамен и распределение по классам, в зависимости от знаний. Неспособных к продолжению учения в семинарии определили на «соответствующие места по епархиальному ведомству».
1812–1816 гг. вместо деревянных построек были сооружены каменные учебный и спальный корпуса и другие помещения духовной семинарии. Проект основного (учебного) здания сделан петербургским архитектором А.А. Михайловым. В 1817 году вокруг территории семинарии была построена каменная ограда.
За время своего существования семинария обросла служебными помещениями. В кратком описании усадьбы духовной семинарии, составленном в 1918 году, отмечалось, что на большой ее площади имелись три плодовых сада и участок для прогулок учащихся, засаженный декоративными деревьями. На усадьбе размещалось шесть каменных зданий: двухэтажные классный и спальный корпуса, баня с прачечной, машинное отделение для нужд центрального водяного отопления и электрического освещения, кладовые и погреба. Имелись и деревянные здания: больница, служительская казарма и др.
Ректором семинарии обычно был настоятель Спасского монастыря, который, как правило, преподавал богословие. Учебный процесс контролировал инспектор, а с увеличением числа семинаристов ввели должность помощников инспектора, число которых доходило до четырех. Численный состав преподавателей тоже со временем увеличивался: в 1832 году их было 10, а в 1900 – 21 человек.
В семинарии была самая суровая и жесткая дисциплина. Проступки (пропуски занятий, лишение пищи, стояние на коленях в церкви, тяжелые работы, телесные наказания и, наконец, в зависимости от тяжести проступка, – исключение из семинарии и из духовного звания. Уход из семинарии был обычным явлением.
Экзамены проходили 2 раза в год. По их результатам правлением семинарии составлялись разрядные списки. Семинаристов, сдавших по 1-му и 2-му разрядам, переводили в следующий класс; сдавших по 3-му разряду – оставляли на второй год, а самых неуспешных отчисляли.
Отучившись в церковно-приходской школе, потом в духовном училище и семинарии (2+6+6), выпускники имели фундаментальную подготовку. Кроме основных предметов (богословие, философия, риторика, славяно-российская грамматика, латинская грамматика) и практического руководства для пастырей, изучались русская словесность и история русской литературы, всеобщая и русская гражданская история, логика, психология, дидактика, физика, математика, география, греческий, французский, немецкий и еврейский языки, архитектура и живопись.
К месту сказать, живописи и иконописанию в 1870–1905 годы сминаристов обучал знаменитый Николай Васильевич Шумов, который жил на этой же улице – напротив семинарии.
Обязательными были церковное пение и музыка. Большой семинарский хор, славившийся в Рязани, пел в кафедральном соборе при архиерейском служении. А Владимирскую церковь, любимую прихожанами за церковное пение, называли «Рязанской консерваторией».
Учились в семинарии в основном дети епархиального духовенства, которые обычно тоже становились сельскими священниками и несли духовность и знания в самые отдаленные уголки губернии.
Следует заметить, что выпускников семинарии посвящали в священнический сан только после женитьбы. Чаще всего «матушками» вчерашних семинаристов становились выпускницы Епархиального женского училища. Образованные, высокодуховные супруги добросовестно относились к делу своего высокого пастырского служения.
Настоятеля церкви, получившего ставленную грамоту на священническое место, уездный учебный комитет вскоре утверждал наставником (преподавателем Закона Божия) в приходское начальное училище. Многим законоучителям приходилось вести и все остальные предметы, а также заведовать церковно-приходскими школами.
Выпускники Рязанской духовной семинарии составляют гордость не только земли Рязанской, но и всей России. Здесь получили среднее образование 17 знаменитых иерархов Русской православной церкви:
Гавриил (Егор Иванович Городков (1785–1862) – архиепископ Рязанский (1837 – 1858). Магистр богословия знаменитейшего в истории нашего духовного просвещения 1-го выпуска Санкт-Петербургской духовной академии (1814); муж благочестивый, кроткий, любвеобильный, милостивый, сиявший какою-то удивительной, не земною красотой своего внешнего облика и душевного внутреннего склада. Профессор богословия Рязанской духовной семинарии, местночтимый святой.
Димитрий (Муретов) – архиепископ Херсонский, проповедник и духовный писатель;
Серафим (Соболев) – архиепископ Софийский.
Наиболее видными представителями белого духовенства из питомцев семинарии являются:
Протоиерей Назарий Антонович Фаворов, доктор богословия, профессор Киевского университета св. Владимира, автор учебника «Руководство к церковному проповедничеству, или Гомилетика», выдержавшего множество изданий.
Николай Константинович Смирнов, придворный протоиерей.
Григорий Васильевич Чельцов, протоиерей Санкт-Петербургских градских богаделен, духовный писатель, автор учебника Закона Божьего (выдержал 45 изданий), служившего руководством для начальных училищ и подготовительных классов гимназий.
Василий Иоанович Гаретовский – протоиерей, около 16-ти лет занимавший должность ректора Рязанской семинарии, строитель двух семинарских корпусов (спального корпуса и епархиального общежития).
Феофилакт Антонович Орлов, протоиерей, преподаватель Рязанской духовной семинарии, строитель двух монументальных корпусов Рязанского епархиального женского училища. Личность глубокопросвещенная, оригинальная, редкая по своей самобытности, легендарной честности и поразительному трудолюбию. Удивительный языковед, свободно владевший греческим, латинским, еврейским, немецким и французским языками.
упомянутый выше архиепископ Гавриил (Городков), священномученик Иоанн Царскосельский (Кочуров), святой праведный Петр (Чельцов), исповедник Великодворский, священномученик Михаил Чельцов;
священномученик Димитрий Зарайский (Миловидов);
священномученики Касимовские:Анатолий (Правдолюбов), братья Илия и Константин (Бажановы), Михаил (Дмитрев), Александр (Туберовский), Евгений (Харьков).
Многие выпускники Рязанской духовной семинарии оставаясь в светском звании, получили широкую известность как преподаватели духовных академий и семинарий:Дроздов Николай Михайлович – доктор богословия Киевской духовной академии.
Самые одаренные, преуспев в науках, получили широкую известность в России и в мире: академик, нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов – старейшина физиологов мира;
ученые–медики: Иустин Евдокимович Дядьковский, Иван Тимофеевич Глебов, Алексей Герасимович Полотебнов;
ученый–языковед, академик и член Президиума АН СССР Виктор Владимирович Виноградов;
историк, академик АН СССР Матвей Кузьмич Любавский – ректор Императорского Московского университета с 1911 по 1917 гг.;
Рязанскую семинарию закончил и преподавал в ней Яхонтов Степан Дмитриевич, историк, краевед, активный деятель ученой архивной комиссии, собиратель и создатель рязанского музея и архива.
Из выпускников Рязанской семинарии вышли выдающиеся деятели искусства народный художник и поэт Павел Александрович Радимов, народные артисты РСФСР Николай Иванович Боголюбов и Николай Николаевич Озеров.
Осенью 1918 года духовная семинария прекратила свое существование. Ныне в центральной части учебного корпуса духовной семинарии размещен единственный в нашей стране музей воздушно-десантных войск, в здании спального корпуса – средняя школа № 6.
От Владимирской церкви – в бытность свою чаще называвшейся Семинарской – в «своем роде единственного памятника древнерусской архитектуры», – по словам Г.К. Вагнера, не осталось и следа.
Н.Б. Чельцова
Ссылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs1/duh_shkola2_0.jpg
[2] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs1/duh_shkola5_0.jpg