Наконец-то я побывала на «дискуссионной площадке», организованной Рязанской Школой прав человека. История ее создания такова: на рубеже 2007-2008 годов историко-просветительское общество «Мемориал» организовало такого рода центры для дискуссий более чем в 20 городах России – в Курске, Туле, Красноярске, Назрани и многих других. В Рязани к деятельности этой площадки подключились и другие общественные правозащитные организации и политические движения. «Мемориал» и Школа прав человека сотрудничали в этом начинании. Прошло полтора десятка встреч рязанской общественности, в том числе пять – уже в наступившем году, и…
У Рязанской Школы прав человека и, соответственно, у дискуссионной площадки недавно вышел конфликт с властями, причем властями какими-то безликими, маскирующимися под «техногенные сложности» (подробнее – здесь: http://nasharyazan.ru/novost198.html [1]). Дискуссионная площадка переехала в здание Свободного лицея (очень хотелось бы, чтобы название его оправдывало себя как можно дольше!). Дебютным мероприятием на новом месте была дискуссия на тему: «Межнациональные отношения в России: вызовы нашего времени». В обсуждении принял участие преподаватель-конфликтолог Красноярского Аграрного университета, историк, писатель, публицист, офицер Российской Армии, прошедший обе чеченские кампании Дмитрий Краснопеев. (http://nasharyazan.ru/novost225.html [2])
Мой хороший друг со встречи на 1-м Всероссийском литературном семинаре «Очарованные словом» в сентябре 2005 года.В Рязани исследователь «чеченского вопроса» выступил перед учащимися нескольких школ, строительного колледжа (теперь у него более сложное название) и перед взрослыми людьми – педагогами, студентами, журналистами, представителями политических партий и движений «За права человека», «Союз славян», «Справедливость» и других. Я бы сказала – перед собравшимися неравнодушными людьми.
Замечательно, что в нашем городе существует полемическая «площадка». Пока еще рано называть ее «рязанской полемической школой». Школы полемики, как доказывает даже беглый обзор многовековой истории этого вопроса, именуются не по регионам, а по личностям, которые их сформировали (школа Сократа, школа Аристотеля, школа Демосфена). Но сам факт показателен. В спорах редко, вопреки античному утверждению, рождается истина. Люди тяжело расстаются со своими убеждениями, особенно с заблуждениями. Но в спорах озвучиваются все или многие возможные взгляды на предмет полемики. Кстати, на дискуссионной площадке приняты золотые, на мой взгляд, правила спора, восходящие к полемике Аристотеля и Платона: правила аргументированной и уравновешенной беседы, основанной на взаимном уважении полемистов друг к другу. «Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому», «У Вас есть право на собственное мнение, но нет монополии на факты», «Не говорите «Вы не правы», только «Я с Вами не согласен» - и так далее. В поддержку выступающего аудитория показывает белую сторону картонной карточки, в возражение – черную сторону. Более экспрессивные методы несогласия запрещены. Отрадно было участвовать в столь культурно обставленном споре. «Гимнастика ума» животворна, а «сон разума рождает чудовищ»…
Интересно, почему все же безликое социальное «нечто» ставило препоны деятельности дискуссионной площадки? Ведь там обсуждаются далеко не только политически острые темы! Да и от обсуждений до прямых действий обычно далеко! Или стихия власти по-прежнему боится думающих людей и формирования класса людей, способных мыслить и оценивать происходящее?..Я далека от мысли написать подробный отчет о том, что происходило на дискуссии в Свободном лицее 21 февраля. Она просто подтолкнула меня поделиться своими рассуждениями на тему услышанного. Так что все, написанное здесь, всего лишь мое личное мнение, а не, упаси Господь, пропаганда-агитация…
Дмитрий Краснопеев уже посещал Рязань два года назад и выступал перед старшеклассниками. Его взгляды на национализм не претерпели с тех пор сильных изменений. Разве что добавилось нетерпимости к самому этому явлению. Что понятно – за прошедшие два года в разных городах России произошло несколько крупных столкновений на межнациональной почве (счет их жертв пошел уже на сотни), и более, как ни страшно это звучит, привычным стало убийство представителя другой расы – либо явное изуверство над ним, имеющее целью «нанесение тяжких телесных повреждений».
Рязань, несмотря на то, что она не является (пока?) столицей российского национализма (его столицы – Москва и Питер, крупнейшие очаги – Екатеринбург, Нижний Новгород, Воронеж; недавно в этот список попала Пенза), не остается и в стороне от этого ужаса. Руководитель Школы прав человека, координатор дискуссионной площадки Софья Иванова, озвучила на вчерашней встрече некоторые цифры и факты. Прямая физическая опасность от различных организаций национал-патриотического толка исходит в адрес выходцев с Кавказа, из Средней Азии – и молодых людей, принадлежащих к неформальным объединениям, типа «готов» или «панков». На слуху еще осеннее убийство 13-летнего мальчика-панка в самом центре города… Убийцы, по данным милиции, были немногим старше убитого… В тех или иных межэтнических столкновениях расстались с жизнью или получили серьезные травмы в нашей «тихой» области несколько десятков человек. При том, что, согласно официальной статистике (по данным переписи населения 2002 года), в Рязанской области 94,5 процента граждан числятся русскими, 1 процент – украинцами, приблизительно по полпроцента – мордвинами и татарами (а ведь исторически финно-угры были коренным населением Рязанского княжества, а татары с XV века проживали довольно крупной диаспорой в Касимове), а дальнейшие численные выражения – вообще, простите, мелочь. Конечно, с официальной статистикой можно спорить, чем и занимаются рязанские правозащитники, доказывающие, что «исконных русаков» в Рязанской области – не более половины населения. И, между прочим, во время последней переписи населения более 13 тысяч человек не захотели назвать свою национальность.
Но мне упорно кажется, что национализм не выражается в цифрах. Да, цифровые данные в ином контексте – число «адептов» того или иного ответвления, прирост новых членов, количество массовых пропагандистских или провокативных акций и, конечно же, количество их жертв – подкрепляют грубой практикой теоретические рассуждения. И все же подлинная суть полемики – в ментальности тех, кто исповедует национализм, и тех, кто его не приемлет.
Дмитрий Краснопеев – из последних. На его лекциях я слышу развернутые пояснения по истории чеченского конфликта – ошибаются те, кто думает, что его отправная точка – это 31 декабря 1994 года. Вехи уходят в глубь веков – 1991 (конец СССР), 1957 (возвращение чеченского народа из места депортации – Казахстана), 1944 (депортация чеченцев в Казахстан), 1917, 1859 (пленение имама Шамиля), 1817 (основание крепости Грозный) –«кавказские войны», занявшие все XIX столетие… И вывод, который в чем-то восходит к евангельскому «для Бога несть ни эллина, ни иудея». Нет «плохих» и «хороших» национальностей. Существует объективное понятие ментальности – исторической психологии нации. Носитель иной ментальности не лучше и не хуже тебя – он просто ДРУГОЙ. Ни одна ментальность не может быть названа базовой. Мир прекрасен в своем многообразии.Исключение составляет лишь библейская теория избранности Богом для передачи в мир своих законов одному народу, первосвященник которого, Моисей, получил от Господа на горе Синай Скрижали с основами веры. Но в любом случае, мне кажется, невозможно ставить знак равенства между Библией и сионизмом. И – оставим сей вопрос теологам.
Любой пересказ чужих взглядов чреват их вольным или невольным искажением – опять же потому, что все мы РАЗНЫЕ. Я бы не хотела передавать взгляды Дмитрии Краснопеева. Их носители – его книги, статьи, его сайт (http://www.krasnopeevdv.ru/index.php [3]).Я бы добавила сюда пятый закон: «Национализм наиболее успешно распространяется в среде малообразованных и малокультурных людей».
Только необразованного – ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕОБРАЗОВАННОГО; не желающего учиться, накапливать информацию и тренировать ум - человека легко смутить и одурманить догмой. Образование не дает образованности, образованность не синоним культуры, это аксиома. В сказках всех умников побеждают дураки. Но давайте оставим такие сказки на откуп психологам! По мне, они воспевают парадоксальность мышления и нестандартные подходы к ситуации! А в политике, не в сказках, а в горькой реальности куда легче управлять людьми, готовно передавшими вождям право думать и решать за них. Не потому ли при всех деспотиях репрессии правящего эшелона направлены на уничтожение в первую очередь интеллектуальной прослойки – людей, много знающих и способных думать? Последние ярчайшие примеры – синхронные по времени репрессии в гитлеровской Германии и Советском Союзе. Там и там писателей, ученых, творческих и культурных деятелей отправляли в концлагеря. И от этой участи невозможно было «отмолчаться» или спрятаться. Об этом и написано знаменитое, переведенное почти на все языки мира стихотворение М. Нимёллера (см. эпиграф).
Между прочим, в этом контексте особый смысл приобретают помехи для деятельности дискуссионных клубов, вы не находите?Учительское сознание опасно догматизмом и ригоризмом. Повторяя из года в год одно и то же, они свыкаются с этими мыслями, как с Истиной. Если раньше об этом НЕ ГОВОРИЛИ, не значит, что этого НЕ БЫЛО! Державный национализм, насквозь политизированный, лежал в основе крупных политических кампаний, касавшихся целых народов. Только в ХХ веке это – переселение чеченцев, переселение немцев Поволжья, борьба с космополитизмом и готовящееся переселение евреев в Биробиджан… Все это называлось «превентивными мерами» против возможного формирования «пятых колонн» в тылу Советского государства, возможных сторонников внешних врагов. Может быть, отдельно взятые учителя рязанских школ не знали о переселении чеченцев в Казахстан, а немцев Поволжья в Сибирь. Но учителя школ в Казахстане, Сибири, Чечне (ведь дети переселенных народов тоже получали педагогическое образование!) прекрасно об этом ЗНАЛИ всегда – и осмеливались передавать знание своим ученикам. Недостаток знания о проблеме не подразумевает отсутствие проблемы…
Всплеск национализма на циклопическом постсоветском пространстве не мог не произойти сегодня. И отнюдь не только по экономическим и политическим причинам. Всплеск национализма не мог не произойти, потому что сознание представителей «многонациональной общности советский народ» подготовлено к нему, более того, на него запрограммировано. Нынешние скинхеды – люди в массе своей молодые (кроме их идеологов), но получают уроки национализма от родителей и наставников, которые по возрасту сплошь выходцы из советской эпохи.
Можно со мной не соглашаться. Но у меня большие претензии к программе общеобразовательной средней школы. Как к распространителю «базового» национализма – который, впрочем, принимал формы, подпадающие под другие определения.На уроках литературы в пятом классе все советские школьники, вне зависимости от их национальности, читали это вот знаменитое произведение, содержащее эти вот эпохальные слова:
«Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».
Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба».
Прекрасное, героическое произведение о борьбе запорожских казаков против шляхетских захватчиков, написанное украинским дворянином… Русским повесть «Тарас Бульба» поднимает боевой и патриотический дух, горячит кровь и веселит сердце. Можно ли назвать эти слова Тараса Бульбы пропагандой великодержавного шовинизма? Об этом лучше спросить у школьников, принадлежащих к любой другой национальности. Сразу после урока, на котором им внушали о «товарищеском превосходстве» русского человека…С. Михалков, «Разговор с сыном».
Сам же Сергей Михалков в своей книге «Все начинается с детства» (первое издание – в 1965 году) писал, что, прочитав на пионерском сборе эти стихи, школьник приходит домой и слышит: «Опять этот армяшка за стеной пиликает!». Вероятнее всего, «единая многонациональная общность советский народ» была из числа тех же фикций, что и бесклассовое общество, и строительство коммунизма к 1980 году… Эта фикция распалась на множество наций, малочисленных, но исполненных большого национального самосознания. Кто возьмется утверждать безапелляционно – не ответ ли это идее «единой многонациональной общности» с титульной нацией великороссов, которые самые лучшие товарищи?..Маятник качнулся в обратную сторону. То, что усиленно внушали в школе, выросшие ученики опровергают любой ценой, выплескивая вместе с водой детей. Уже не в первый раз я поражаюсь: что за странное НЛП было скрыто в деятельности советской системы образования, что все посеянное на уроках «разумное, доброе, вечное» превращалось сразу же за порогом школы в свою полную противоположность и воплощалось соответственно?..
Но зато записанный на подкорку тех же самых советских школьников «образ врага» - абстрактного, трудноопределимого, всякого ЧУЖОГО – работает в нужном направлении. А кто самый главный чужой? Ну, явно, тот, у кого черты лица не такие, как у меня, и манеры отличаются. А бывает, что разрабатывают целые системы распознавания врагов...Управлять грузовиком…»?
По-моему, это все сродни первому театральному закону: если ружье висит на стене, оно должно выстрелить. Наши ружья не висели на стене – лежали под рукой, заряженные, тщательно ежедневно смазанные. Нашему бронепоезду на запасном пути подкладывали дрова в топку ежечасно. Наша батальная история культивировалась, как Священное писание. «Воинская слава России» продолжает доминировать над всеми другими страницами прошлого. Достаточно сравнить навскидку число памятников советским воинам – и других (исключая Ленина). Солдат-освободителей, наверное, будет столько же, сколько всех писателей, ученых, артистов, революционеров, промышленников, героев труда и жертв политических репрессий…В чем виноват Владимир Смирнов? Он отучился в среднестатистической советской школе и мыслит в тех рамках, которые я только что очертила.
О том, как несла Российская империя цивилизацию «менее развитым народам» Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, нивхи, например, подлинные хозяева Амура, со своей точки зрения уже ничего не расскажут. Их просто не осталось как этнической единицы – национальной общности. Хакасы и ханты-манси еще могут кое-что рассказать… Но все меньше и меньше, ибо все меньше и меньше людей записывают себе в паспорта эту национальность… Хозяев полулегендарной «Золотой бабы», богини, сотворившей мир хантов-манси, в 20-е годы прошлого века уничтожали тысячами, допытываясь, где хранится эта самая Золотая баба. Кто говорит, что ее нашли и переплавили. Кому приятнее верить, что она спряталась до поры в глубинах «своего» мира.«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Дмитрий Краснопеев дает неожиданное собственное определение патриотизма: «Патриотизм – это конструктивное соучастие в жизни общества, учитывая, что основной ценностью общества является человек». Неожиданно оно тем, что в нем нет ни слова о национальностях и местах проживания «патриотов». Но есть веское слово о ценности ЧЕЛОВЕКА, вне его этнической и прочей принадлежности. Пожалуй, человек и есть единственная ценность в подлунном мире…С Дмитрием в унисон мыслил другой участник дискуссии аспирант, юрист Константин Прокопец: «Патриотизм – это любовь», - сказал этот еще совсем молодой, но духовно зрелый человек. Мне очень понравились два вывода Константина Прокопца. Один вы уже прочитали. Второй касался «политтехнологий»: «Государству, похоже, невыгодно бороться с проявлениями национализма, выгоднее их поддерживать и направлять в нужное русло». Предположение это полно вопросов-матрешек: нужно кому (государству?), направлять энергию в русло (какое?) – и так далее. Но, знаете – очень похоже на правду! Хотя здесь очень бы хотелось ошибиться.
«Патриотизм» вообще – из числа тех слов-призраков и понятий-призраков, которые вроде бы всем ясны – и посему способны в умелых руках поворачиваться, что дышло. Порождая вокруг прекрасного чувства ужасные социальные факты… Вокруг патриотизма очень часты подмены понятий и злоупотребления его возвышенным значением – чтобы не сказать грубее. Одно из уродливых, на мой взгляд, социокультурных явлений современности – «местечковый патриотизм».…Кстати, ксенофобия – она не только в пренебрежительном отношении «русских» к «инородцам». Она – и во фразе кадровика московского предприятия: «Кадровая политика нашей организации ориентирована на жителей Москвы и ближайшего Подмосковья». И во взглядах москвичей – свысока – на прописанных в других городах. Но рязанцы умудряются все же обходить кадровые запреты и работают в столице кем повезет – от охранников до домработниц. А предприниматели закупают свой товар на московских оптовых рынках, чтобы перепродать его в Рязани. Но почему-то пребывание в шкуре «человека второго сорта» (в глазах жителя Москвы) по признаку постоянной прописки ничего не напоминает «бытовому националисту» из любой нестоличной области. Он продолжает находить основания для своих националистических воззрений.
И на вышеописанном экономическом фоне рязанец, едущий на работу в Москву, читает на щите: «Наш край – наша гордость!».И кому легче от того, что такая же «местечковость» творится, условно говоря, и в Курске, и в Орле, и в Абакане? Скорее всего, к «местному патриотизму» прибегают в тех регионах, где дела идут неважно, чтобы его пестротой и трескучестью затмить населению глаза, отвлечь их от резонных вопросов властям, почему в такой прекрасной точке земного шара так хреново живется?..
«Два чувства дивно близки нам —Любовь к отеческим гробам».
Любить свою родину – не означает превозносить ее над другими городами и странами. «Самый любимый» - не равнозначно «самый лучший». По-моему, Пушкин дал точнейшее определение подлинного патриотизма. Истерии по поводу «лучшести» какого-либо региона недобросовестны и нездоровы – и тем страшны. Это подмена подлинных чувств их фальсификацией. Что происходит в поле национализма?.. Насильственное формирование «ура-патриотизма», подмена заботы о качестве жизни граждан страны заботой о «верноподданных» настроениях. Из той же оперы, только покрупнее.Я понимаю, что это объективно (пока?) невыполнимо. Но помечтать можно?!.. Пока еще в нашей стране не воплощается в жизнь стихотворение Мартина Нимёллера?!..
Ссылки:
[1] http://nasharyazan.ru/novost198.html
[2] http://nasharyazan.ru/novost225.html
[3] http://www.krasnopeevdv.ru/index.php