На днях в газете «Аргументы неделi» (№ 6 за этот год) я с большим интересом прочитала статью Надежды Поповой «В дырявых сетях Интернета» о реализации программы «Электронная Россия». В статье в частности приводится такая информация:
«Согласно опросу ВЦИОМа 69% россиян не пользуются Интернетом. И лишь 11% забираются во Всемирную паутину ежедневно. Только 1 раз в неделю в Сеть подключается 9% респондентов, а эпизодически – 3%. Активных пользователей сети Интернет в России на 1 тыс. населения – 42,3 человека (в Швеции – 573,1, в Норвегии – 502,6, на Ямайке – 228,4). С 2002 г. в России действует президентская программа «Компьютер – в каждую школу» Связисты пообещали подключить к Паутине 52940 школ. <…> Но подключили меньше половины. С января 2009 г. Всемирная паутина перестала подавать признаки жизни более чем в 17 тыс. школах страны. В феврале из Сети могут уйти ещё несколько тысяч учебных заведений».
Привела эту обширную цитату потому, что буквально накануне побывала в Рязанской средней школе № 41, где действует Интернет, и где собрались в тот день, 10 февраля, рязанские литераторы и учителя школы, чтобы обсудить участие рязанцев в портале (сайте) «История культура и традиции Рязанского края». А поводом к разговору послужило то, что как раз недавно портал предоставил этой школе один из своих разделов.Обсуждение сопровождалось демонстрацией разделов портала на большом экране. За пультом наравне с учителем сидел шестиклассник. И в этом никто из собравшихся не заметил положительного момента. Как должное все приняли и сам факт демонстрации портала на большом экране, «в прямом эфире». Возможно, потому, что присутствующих больше интересовала тема беседы, нежели техника. А напрасно.
Как показала сама беседа, именно техника и технология выхода в Интернет и являются основными причинами того, что рязанцы, для кого в основном и создавался портал, представлены на нём весьма скромно, что не может не огорчать его создателей.Портал (это частное благотворительное предприятие) задуман был для того, во-первых, чтобы пользователи Интернета как можно больше узнали о культуре Рязанского края, настоящей и прошлой. Во-вторых, для того, чтобы литераторы, краеведы, искусствоведы, в общем, люди пишущие, получили дополнительную информационную площадку, поскольку в печатных органах областной информации бывает весьма затруднительно для тех, кто не состоит в их штате, опубликовать свои материалы. В-третьих, для того, наконец, чтобы рязанцы освоили новое средство массовой информации.
Увы, прошло уже более года со дня организации портала, к нему ежедневно обращается около 1000 пользователей, и рязанцы всё ещё в меньшинстве.Причём обращаются к нему в большинстве своём люди молодые, студенты и школьники, лихо управляющиеся с кнопками, когда им нужно что-то «скачать» для занятий, то есть потребители, в прямом смысле слова «пользователи».
Что касается тех, кто готов поделиться своими знаниями, своими творческими наработками, то их вообще можно по пальцам пересчитать, что я и сделала. Активных посетителей, авторов, портала оказалось только десять. Из них лишь два человека являются членами Союза российских писателей. И это при том, что писатели одно время грезили о своём сайте, но им не хватило ни средств, ни энергии, чтобы его создать. Не приняли писатели и предложения администрации портала поместить на нём электронную копию писательской газеты «Рязанское узорочье». Странно, очень странно.
Многие же из тех, кто сам располагает информацией и готов ею поделиться, люди старшего поколения, пасуют перед компьютерным кнопочным хитросплетением. Среди собравшихся в школе их было большинство, хотя в основном это всё люди пишущие, произведения которых публикуются и даже удостаиваются разных почётных наград. В беседе принимали участие лауреаты конкурса портала «Лучший рассказ о любви», областных премий имени Я.П. Полонского, И.И. Срезневского, «Хрустальный журавль». Увы, увы, лишь один из лауреатов чувствует себя в Интернете весьма уверенно.
Замечу однако, что среди литераторов старшего поколения стало чуть ли не признаком хорошего тона пренебрежение к Интернету. Недавно видела в одной из телепрограмм весьма известного журналиста, который, бравируя, сообщил, что не пользуется не только Интернетом, но и компьютером вообще. Он и ему подобные напоминают мне мою безграмотную и очень самолюбивую бабушку, которая в 60 лет говорила: «До 60 лет дожила, не зная этих букв, и ещё лет десять без них проживу». Действительно, она прожила без них до 70, потом всё-таки научилась читать и писать и прожила ещё более двадцати лет, не расставаясь с книгой.
В общем, хотим того или не хотим, но мы, люди старшего и среднего поколения, носители информации, должны признать, что в нашу жизнь надолго, даже навсегда вошло новое информационное поле и необходимо его пока не поздно осваивать.
«Бабушка,– говорил, прощаясь со мной, мой четырёхлетний внук,– ты приезжай к нам и когда папы дома не будет: я покажу тебе, как включать компьютер». Наблюдая за нашей с его отцом работой, он понял, что в компьютерных делах я отнюдь не мастак. Признаю это без бравады. И очень опасаюсь того, что, пока обладатели полезной информации осваивают кнопочную премудрость, в Сеть Интернета устремляются ловкие юные умельцы и могут бесславно застрять в ней доверчивой мошкарой, хоть сеть эта и «дырявая».
Ирина Красногорская
Ссылки:
[1] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/df5808f5b2c56c03.jpg
[2] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/451fea3fdaea9492.jpg
[3] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/89b955c362f2907d.jpg
[4] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/c8844fa0e76fe8b0.jpg
[5] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/8e1b8fa05c5975ed.jpg
[6] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/952d7237bc805827.jpg
[7] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/38c937fbb13732fb.jpg
[8] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/f3f2b036ba8d9883.jpg
[9] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/2d71dc33118f4a02.jpg
[10] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/c616230281ac676b.jpg
[11] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/3b31c79e1c6a3b8d.jpg
[12] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/07e130458ab041f1.jpg