В Рязанском ТЮЗе юным зрителям и их родителям была представлена замечательная пьеса Натальи Башевой «Щелкунчик» по мотивам сказки Эрнеста Гофмана.
Пьеса «Щелкунчик» – яркий пример романтического произведения. Произведения, которое просто искрит магией, чародейством, колдовством и, конечно, любовью. В первую очередь, это заслуга автора самой сказки. Эрнест Гофман – романтик с большой буквы, уверенный в том, что искусство – единственно возможный источник преобразования мира, и это напрямую отразилось в самой сказке. Он искусно смешивает чудеса и легенды всех времен и народов с личным вымыслом. Иногда этот вымысел то мрачно-болезненный, то грациозно-весёлый и насмешливый, подчас понятный только взрослым. Однако сказка есть сказка, и насколько взрослой она бы ни была, ее обычно рассказывают детям.
Так и поступили в рязанском ТЮЗе. Но не все так просто, как кажется. В умении сделать даже из серьезного произведения, детскую сказку и состоит профессионализм работников рязанского театра. Сценаристу Наталье Башевой и руководителю постановки заслуженному деятелю искусств РФ Василию Грищенко удалось из сказки филосовско-мистической создать сценическую версию умной, интересной и по-детски доброй истории, которую с удовольствием смотрели дети.
Отдельные моменты постановки смогли поразить своей новизной подхода к оригинальному произведению. Те места сказки Гофмана, в которых происходят довольно жестокие события – появление Мышильды или Мышиного Короля – обыграны максимально мягко. И даже финальная битва Щелкунчика с треглавым монстром Мышиным Королем была ловко и умело скрыта на сцене, при этом, совершенно не обеднив спектакль действием. Мышиный Король в исполнении Ильи Комарова наводил на детей такой ужас, что они часто вскрикивали и страх довольно долго не покидал их. Однако, вместе со страхом, в спектакле было и над чем посмеяться. Очень хорошо, что создатели понимают свою ответственность перед юными зрителями и стараются их оградить от жестокости и насилия, которое присуще сказке Гофмана.
Сказка – это все же что-то радостное, веселое, смешное, поэтому над этим актеры трудились с удвоенной энергией. Много смеха принесла детям сценическая связка Владимира Ковалева в роли папы и Дмитрия Мазепы в роли сына Фрица. Как тут можно было не хохотать, когда отец так гротескно отдает воинские приказы сыну, чуть ли не заставляя его маршировать на сцене?
Очень комично в постановке представлены образы Короля и Королевы в исполнении Дениса Кудрявцева и Людмилы Сорокиной. Дети – очень чуткий зритель и их смех очень хороший показатель впечатляющей актерской работы.
Все это меркло в лучах искренней любовной истории между Мари в исполнении Марии Фроловой и сначала куклой, а потом и полноправным действующим лицом Щелкунчиком в исполнении Валерия Рыбкина.
Магии в постановку добавлял инфернально-добродушный образ Дроссельмаера в исполнении Юрия Антонеева, и дети смотрели за происходящим на сцене, как завороженные.
Несмотря на то, что сказка Гофмана очень взрослая, романтичная и может быть понятна не каждому ребенку, но детям было совсем не скучно. Просто любая магия – это интересно, и ее в постановке хватает.
Подобные взрослые и в то же время детские сказки, безусловно, явление очень редкое и интересное, ведь главное – они могут заинтересовать не только ребенка, но и его родителей. Разве это не весомый повод, чтобы сходить со своими детьми в театр и окунутся в его магию?
Ссылки:
[1] http://www.pokolenier.ru/index.php?ns=10&id=1860