В.А.Коростелев
Гипотеза происхождения названия города Скопин от греческого слова «скопео», появившегося в русских письменных источниках много веков назад, как «скопос» - наблюдатель, страж, заинтересовала не только историков, но и филологов.Предположение получило дальнейшее обоснование. На месте возникшего городка и в ближайших окрестностях действительно выставлялись дозоры – стражи, наблюдатели. Кроме того, исторические документы указывают , что с большой вероятностью, греческий корень в название города мог придти посредством священнослужителей, при закладке и освящении городка Скопин.
В эпоху Ивана Грозного существовал чин закладки города. Этот ритуал согласно указам Великого князя неукоснительно соблюдался. Такие указы сохранились по Свияжску (1552 г.), Ельцу (1592 г), Смоленску (1594 г.), Цареву-Борисову (1600 г.), Козлову (1636 г.) и другим вновь построенным и старым городам. Например, в указе воеводам, строителям Козлова указывалось: «А на том месте, где по их рассмотрению городу быть, изготовляя лес, прося у Бога милости, и у Пречистой Богородицы помощи и всех святых и пев молебен город обложить». В сохранившейся богослужебной книге 16-го века, иначе требнике и книгах позднего времени прописан чин закладки города. Освящение начиналось с главной площади и мест для крепостных стен с именованием города и храма. Возносилась молитва о счастливой жизни и будущих горожан: «…в единстве и о целомудрии настави… домы их умножи всякого блага…»
Архив бояр Романовых не сохранился. Однако известно, что руководил строительством всех инженерных сооружений и городов Разрядный приказ. Не без основания можно утверждать об освящении Скопина, как и других городов, находившимися на службе в Разряде ружными попами. Видимо ими , по согласованию с владельцами городка, было выбрано его имя, в полной мере отражавшее его предназначение - стоять на страже.
Пример названия города на греческий манер - Епифань. «Епифания» в переводе с греческого богоявление. Традиция в именовании городов от греческих слов сохранилась и в 18-м веке: Севастополь – «священный город», Симферополь – «город пользы», Ставрополь – «город креста» .
Место для острожка была выбрано на возвышенном месте у Вёрды, между речками Шершовкой и Песоченкой, на нынешней Красной площади. Возводился он, как и во всех пограничных городах, одновременно с располагавшимся внутри деревянным храмом.Северная стена острожка проходила вдоль оврага. Его рельеф сохранился до наших дней. Это спуск по ул. Красной площади в сторону ул.Горького. Раньше по дну оврага протекал ручей, получивший название Острожного. В начале 18-го века, у северной стены, за оврагом построят казенные соляные магазины и позже вместо сгоревшего в 1755 году, новый магистрат. Вдоль восточной стены, ближе к началу нынещней ул.Ленина, разместят купеческие и мещанские лавки в три ряда, а около Пятницы самый большой в городе казенный питейный двор.
Не единожды город разорялся, в 1618 году «запорожскими черкасами» гетмана Сагайдачного. После упорной обороны город пал, но этим выиграли время для подготовки к обороне Михайлова, который отстояли. В рукописном отчете того времени о кровавом походе написано: «В шестнадцати милях от Данкова город Скопин на Сосне реке (Вёрде, прим.авт.) отрядом взяли, сожгли». Довершили разорения скопинской земли кочевники. Ряжск и Скопин были снова разорены, ряжские села превратились в пустоши, а о соборной церкви Скопина в писцовой книге сказано: « И та церковь войны крымских и ногайских людей стоит без пения». После пожаров и разоренья священные город и храмы каждый раз возрождались .
Ссылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs3/SAM_6282_0.jpg