В личном архиве историка русской литературы Анны Ивановны Журавлевой сохранилась рукописная т.н. «Памятная книга» ее деда, Ивана Дмитриевича Журавлева (1874-1956), заполнявшаяся во время ученья в Рязанской духовной семинарии и некоторое время после ее окончания (1889-1896 гг.), — по преимуществу песенник, отчасти собрание любимых высказываний и поэтических цитат, отчасти альбом, куда иногда вписывали свои экспромты приятели.
«Памятная книга» как типичный рукописный песенник заполнена фольклоризованными текстами (Языкова, Козлова, Ф.Глинки, Ознобишина и мн. др.); тексты, в основном, видимо, записывались с голоса как песни (часто снабжены крюковыми нотами), и этой ориентацией не на письменный текст, а на пение объясняются постоянные отклонения от авторской редакции, более или менее существенные. Много классических народных песен и песен неизвестных авторов, в т. ч. песен редких, некоторые из которых в публикаторской практике связывались с культурой религиозных сект, а на самом деле, видимо, бытовали более широко (напр., «Что уныло завывает / Томный звон колоколов…» — фрагмент песни «Время радости настало», известной по сборнику «бегунских песен», опубликованному В.И.Срезневским)); есть «мещанские романсы», другие записи которых нам обнаружить не удалось («Ты разбейся, мечта…»).
Публикация песенника, как нам представляется, имеет смысл и потому, что дает представление о литературных вкусах поколения и социальной группы (любимый поэт, стихи которого практически не искажаются, имя которого всегда - в отличие от имен Пушкина и Лермонтова - всегда названо, когда приводятся его стихи, - Некрасов), и потому, что песенник содержит фольклорные модификации литературных произведений, ранее известные только в более поздних записях, и потому, что содержит некоторые редкие версии собственно фольклорных произведений.Г.В.Зыкова
Скачать файлы:
Ссылки:
[1] https://yadi.sk/i/MWBBjF-9hdsdZ
[2] https://yadi.sk/i/VmT2Q-O7hdsdb