Тогда решили обратиться за милостью к «царю-батюшке».
Ходоками выбрали на сходе Егора Захарова и Сергея Петрова. Вся сходка дала «нерушимое слово» до возвращения ходоков от царя кормить их семьи «всем миром», всем селом. Но денег на дорогу ходокам собрать не смогли. Заняли их из «барских денег», находившихся у Чистякова, которому сходка дала расписку: «Подписуемся села Вышгород весь мир, что от него Чистякова 120 рублей получил». Вместо подписей стояли одиночные, двойные и тройные крестики.
Отправив ходоков в Питер к батюшке-царю, порешили до возвращения оброк не платить, повинности не выполнять, барскую землю не засевать. Весть об этом быстро долетела до станового пристава. Казенный документ тех времен повествует, что крестьяне «довольно азартно на него шумели и говорили дерзко, что они людей к допросам не дадут», «все единогласно говорили, что помещика иметь не хотят и повиноваться ему не будут».
После пристава в Вышгород приехало «временное отделение» из исправника, стряпчего и станового пристава. С окружающих селений «временное отделение» собрало до 700 мужиков, чтобы их руками «утихомирить бунтовщиков».
В селе в то время проживал Дмитрий Заборов, дворовый Нарышкина, от побоев сбежавший с московского барского двора. Видимо, он был влиятельным человеком среди крепостных крестьян, почему «временное отделение» решило ночью, без шума «заарестовать его». В темноте дюжие стражники по ошибке схватили не Заборова, а его сестру, солдатку Наталью.
Перепуганная женщина как-то сорвала повязку со рта и подняла такой крик, что всполошилось все село. Ударили в набат. Сбежавшиеся крестьяне осадили в господской конторе «временное отделение». Начали ломиться в двери. Неизвестно чем кончилось бы дело, только «временное отделение» выскочило через другую дверь и через задние ворота ускакало на тройке в с. Болошнево.
Проходили недели, месяцы, а вышгородского бунта погасить не могли.
Тогда Рязанский губернатор выслал военные силы. Всех жителей села Вышгорода собрали и выстроили на поле. Каждого привязали к скамье и пороли. Не щадили ни стариков, ни детей. Им только делали «снисхождение» в количестве ударов. Тех, кто после порки остался жив, родственники унесли по домам. Запоротых насмерть священник отказался хоронить на общем кладбище у церкви, так как они умерли без покаяния и причастия.
Они были похоронены в братской могиле на месте порки. Кирпичная часовенка, возведенная тут на средства, собранные жителями, спустя несколько лет получила название Красной, то есть Кровавой пятницы. Порка происходила в одну из пятниц 1842 г.
Левошин Н. Н. ГАРО Ф.Р - 6713, Оп. 1, Д. 6, Л. 5А вот еще один рассказ, обнаруженный в архиве Н. Левошина.
При выезде из села Вышгород раньше стояла белая часовня под названием «пятница». История ее такова.
Году в 1853 передавалось с. Вышгород от барина Нарышкина барину Рюмину. Мужики по этому поводу подняли крик: «Знаем мы Рюмина! Не хотим идти к живодеру». И в самом деле, десятка полтора лет до этого село находилось под его началом. Все жилы из мужиков этот барин повытянул.В знак победы своей над мужиками поставил Рюмин на месте порки белую часовню и назвал ее «пятницей», так как порка проходила в одну из пятниц.
Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р - 6713, Оп. 1, Д. 126, Л. 100.
См. также сайт, где можно купить деревянные карнизы для штор на Карниз.ru [1].
Ссылки:
[1] http://www.karniz.ru/karnizi/derevyannie_karnizy