В 1237 году в Иоанно-Богословский монастырь [1] нагрянул татарский отряд. Внук Чингиз-хана, Батый, или как его называли на Руси, Батыга, наслышанный о больших богатствах монастыря, вознамерился их присвоить. Главной святыней монастыря считалась древняя икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанная, как говорит монастырское предание, бедным византийским мальчиком, пастушком гусей, по прозвищу Гусарь[1], и подаренная одному из рязанских князей в XIII веке[2]. Ширина иконы составляла 13,5 вершков, высота — 17 вершков[3] (60 х 71 см).
Мы предполагаем, что эта древняя икона была привезена в Рязанскую землю византийской принцессой Евпраксией, женой Федора Юрьевича, сына великого рязанского князя Юрия Ингваревича. Федор Юрьевич стал первым князем, погибшим от рук Батыя во время татаро-монгольского нашествия.
Молодая княгиня, услышав горестную весть о гибели мужа, бросилась на землю вместе с малолетним сыном со стопы высокого терема и разбилась насмерть. Как повествует монастырское предание, при атаке на Богословский монастыря Батый был устрашен видением Иоанна Богослова, после чего ослеп[4]. Хан повелел приложить золотую печать к древней иконе, и тогда к нему вернулось зрение.
Постоянные татаро-монгольские набеги и последующие вторжения крымских и ногайских татар одно время обходили стороной Богословский монастырь, поскольку обитель была защищена охранной печатью монгольского предводителя. Однако в XV веке крымские татары впервые нарушили запрет Батыя и сожгли монастырь. В XVI веке обитель два раза разорялась татарами. С течением времени монастырь несколько раз менял свое местонахождение, оказываясь, то в «кологороднм стане, на украйне, на Острозе»[5], то в соле Высокое Михайловского уезда[6]. В конце концов, он был перемещен на окраину Рязанской земли, в Окаемово-Пощупово, «в двадцати пяти верстах от губернского города Рязани, внутри дач села Окаемово или Пощупово»[7], где он и находится.
В 1653 году рязанский архиепископ Мисаил использовал Батыеву печать на позлащение водосвятной чаши[8]. Приведем описание чаши и историю ее появления:Внутри чаши изсечен водосвятный стих, который читается так: «Спаси Господи люди своя, и благослови достояние свое, победы благоверному Царю нашему на сопротивныя даруя, своя сохраняя крестом люди».
Третья надпись на исподе дна:«Состроена сия чаша повелением смиреннаго Мисаила, Архиепископа Резанскаго и Муромскаго в соборную Церковь Пречистыя Богородицы на Резань 160. А весу в ней 30. А золотых пошло на позолоту (количество не указано. — В.С). А за дело мастеру дано 55 руб. А вся она стала ценою (сумма не указана — В.С.)»[9].
Таким образом исчезла золотая печать Батыя, которая бережно хранилась насельниками монастыря в течение нескольких столетий. Историческая наука лишилась бесценного свидетельства, которое могло бы привнести новые знания в область изучения взаимоотношений между Золотой Ордой и Русской Православной Церковью.
Примечания:Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.
Ссылки:
[1] https://62info.ru/node/3532
[2] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u120/ioann-bogoslov.jpg