Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Кадома

История города Кадома

Город Кадом впервые упоминается в Никоновской летописи в 1209 году, а если верить современному писателю Эдуарду Тополю, Кадом упоминается еще в повести временных лет в году 968-ом.

Любовь Николаевна Батманова, директор кадомского краеведческого музея: Если взять эту версию, то истории Кадома уже более тысячи лет. Когда я сюда прихожу, то чувствую себя как дома. Каждая вещь мне очень дорога и я подхожу к той или другой вещи и любуюсь ею, до сих пор. Они говорят о том, как жил Кадом раньше, как жили люди, чем они занимались, чем увлекались, это очень интересно. В Кадоме кто только не жил. Здесь много было купечества, много было священников, потому что у нас было до 12 церквей в Кадоме, у нас были церковно-приходские школы, так что было много преподавателей и, поэтому, я считаю, что до революции Кадом жил хорошей культурной жизнью.

Жительница старого Кадома

Жительница старого Кадома

Милостиво-Богородицкий женский монастырь

Милостиво-Богородицкий женский монастырь

Любовь Николаевна Батманова, директор кадомского краеведческого музея: Вышивка – было одно из основных рукоделий женщин. Вышивали ризы, воздухи делали, под иконы делали накидки. Было очень много вышивок, вышивка одна дополняла другую. Элементов вышивок было очень много. Особенно красивые вышивки получались у монахинь.

Монастырям и их обитателям мы обязаны не только искусству женской вышивки, но и особенностям облика наших древних городов. Под монастырскими каменными сводами тихо журчат все те же молитвенные распевы, что и в исчезнувших храмах деревянной Руси. Добротность построек помогла им выстоять в вековых невзгодах и сохранить истонченные временем настенные росписи.

Сохранившаяся настенная роспись Кадомского монастыря

Сохранившаяся настенная роспись Кадомского монастыря

Там хранились старинные рукописные, первопечатные книги, в которых летописцы отсчитывали время. В монастырских мастерских совершенствовалось искусство ковки, чеканки, литья, и вышивки иглой кружева, так похожего на тонкое ювелирное литье и, говорят, именно кадомские монахини обучили этой вышивке своих прихожанок.

Любовь Николаевна Батманова, директор кадомского краеведческого музея: Кадомский Милостиво-Богородицкий женский монастырь был основан в Кадоме в 1793 - 1795 годах. Это было очень большое хозяйство. У них было много земли, пашни, лесов, лугов, было много лошадей, каретные сараи, несколько зданий. Но после революции монастырь был уничтожен

Город Кадом на старой открытке

Город Кадом на старой открытке

Разрушение святынь

Разрушение святынь

Любовь Николаевна Батманова, директор кадомского краеведческого музея: Из письма монахини видно, что им дали чулки, ситцу на платье, по полфунта соли и все, и больше ничего. Монастырь возродился, но конечно не в таких масштабах. Монастырю отданы не все здания.

Насельницы Кадомского монастыря

Насельницы Кадомского монастыря

Насельницы Кадомского монастыря

Насельницы Кадомского монастыря

Однако нынешним монахиням не до вышивки. Они руководствуются российским законом выживания, вот почему по утрам ветер со стороны монастыря разносит не только колокольный звон, но и запах свежего хлеба. Хлеб пекут и в соседней пекарне и за рекой, но монастырский хлеб особенный.

Нина Культинова, зам. начальника цеха: Это хлеб ржаной, дарницкий. Посмотрите, какой он у нас мягкий и как он вкусно пахнет. Когда приходишь в организацию, в любую – люди замечают и спрашивают, где вы работаете, от вас очень вкусно пахнет хлебом. Мы отвечаем, что работаем в пекарне. Мы печем хлеб для монастыря, для того, чтобы была прибыль. А она нужна для того, чтобы реставрировать монастырь.

Но не хлебом единым был жив и живет ныне Кадом. Красоту всегда создавали в нем художники, а спасали подвижники. Среди них женщина, поднявшая здешнее рукоделие до высот мирового искусства.

Любовь Николаевна Батманова, директор кадомского краеведческого музея: Новосильцева принадлежала к числу богатых дворян и решила здесь открыть кружевную школу. Собрали девочек, выписали учителя для них. Ее кружева вывозили даже за границу. Это кружево было очень похоже на венецианское, но элементы венецианского кружева есть и были и в русском кружеве у кадомских мастериц.

Госпожа Новосильцева

Госпожа Новосильцева

Панно

Панно "Рязанский кремль"

А те, кому пришлось возрождать кадомские венизы в наши дни, рассказывают, что сам Петр Первый приложил к его возникновению руку.

Николай Дмитриевич Ренин, директор "Кадомского вениза": Дабы не оскудела царская казна Петр Первый запретил покупать кружево за границей, а повелел обучить искусству кружевоплетения русских монахинь. По преданию, из Венеции в Кадомский монастырь привезли несколько мастериц, которые обучили местных рукодельниц плести сказочное венецианское кружево, а вскоре на его основе создали уникальную ручную игольчатую вышивку и назвали ее "вениз", оставив в названии что-то от слова Венеция.

По материалам передачи телеканала "Культура"

Кадомская Киккотисса

Киккотисса — греческое название иконы Божией Матери, получившей это имя от кипрского города Киккос. По преданию, это одна из трёх икон, написанная евангелистом Лукой.

"Город Кадом чисто православный город... Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим», — писал в 1875 году священник Иоанн Кобяков. А дальше отец Иоанн подчеркнул: «Батюшка Серафим Саровский говорил, что Матерь Божия однажды видимым образом являлась в этом городе... благословила Кадом и доселе хранит его».

Несомненно, что и в наши дни Матерь Божия охраняет Кадом через свою чудотворную икону Киккотиссу. Эта кипрская икона по-другому именуется «Милостивая», так как на ней изображена Богоматерь, умоляющая Сына Своего о помиловании людей. Тысячи паломников ежегодно едут на Кипр, чтобы помолиться перед этой чудотворной иконой. А кадомскую землю Матерь Божия сама посетила и благословила своим образом. Список с кипрской иконы был специально привезён в Кадом, где прославился множеством чудес, происходящих и в наши дни.

Именно в честь этой иконы и получил своё название в 1868 году кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь.

Милостиво-Богородицкий женский монастырь в наши дни

Милостиво-Богородицкий женский монастырь в наши дни

По преданию, Кадом посещал Серафим Саровский, который ходил собирать пожертвования для Саровской обители. Поэтому неудивительно, что иноческая жизнь в кадомском монастыре была организована согласно уставу Саровской пустыни. Серафима Саровского и сейчас считают духовным отцом обители.

Основан же монастырь был в 1797 году (сначала как женская богадельня при Димитриевском соборном храме) по инициативе Е. Ф. Рожновой и Е. Ф. Горской. В 1824 году по завещанию С. М. Богдановой богадельне был передан её дом с усадьбой и постройками. В 1849 году богадельня была переименована в женскую общину.

Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме. Летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой был построен в 1852-1856 годах (освящён в 1857 году). Позже по проекту архитектора Четверикова к нему были пристроены два придела. В южной части возвели колокольню (40 метров). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки.

В 1914 году в монастыре было более трёхсот насельниц, и он владел 622 десятинами земли.

После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали. Священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы.

Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем — в учебный корпус швейного техникума. В тридцатые годы были сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза, а третий, деревянный, разобрали.

В девяностые годы прошлого столетия кадомчане решились на восстановление монастыря, хотя мало кто верил, что здание, много лет служившее то зернохранилищем, то складом райпо, вновь можно преобразить в храм. Да как известно, «великое в малом совершается».

В настоящее время в монастыре совершаются ежедневные богослужения. Паломники из разных городов приезжают поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Милостивая — Киккотисса», память которой совершается 25 ноября и 8 января. Для принятия паломников в монастыре имеются 30 мест в келейном корпусе.

Газета «Панорама города», №47 (651) 2008 г.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте