Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Прибавления к Церковным ведомостям на 1891 год. Сведения о Рязанской епархии.

Часовня в честь мученической кончины Царя-Освободителя.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №46 1891 г.

В г. Михайлове недавно происходило торжество освящения часовни, устроенной по постановлению думы, от города, старанием городского головы Егорова, в память мученической кончины государя Императора Александра Николаевича. Местность для часовни выбрана в центре города, над рекой, в виду торговой площади и между четырьмя церквами. В часовню, украшенную снаружи колоннами и лепными барельефами, под блестящим, из английского белого железа, куполом и через огонь вызолоченным на верху его яблоком и крестом, ведут с трех сторон возвышенные крыльца и три стеклянные створчатые двери. Восточная сторона внутри часовни занята резным иконостасом в готическом стиле. («Москов. Ведом.»)

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №11 1891 г.

1-го января текущего года, благодаря заботам местного священника о. Овсянникова, открыто общество трезвости в селе Сысоях, Сапожковского уезда, Рязанской губернии. В этот день после вечерни в храме был отслужен молебен святителю Николаю, и желающие вступить в общество прикладывались к кресту, евангелию и иконе Святителя. Первыми записались в члены общества трезвости священно-церковно-служители села Сысой, за ними сельский учитель, сельский писарь и другие лица. всего 55 человек мужчин без женщин, - последних, хотя у вечерни их было весьма много, не записывали, так как порок винопития между ними не распространен. После вечерни 6-го января, в день Крещения Господня, вступило в общество ещё 15 человек. Из этого числа многие до сего времени были особенно преданы винопитию («Рязан. Еп. Вед.» №5).

Первый опыт испытания в Рязанской епархии на звание учителя одноклассной церковно-приходской школы.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №23 1891 г.

В №1 «Церковных Ведомостей» за текущий год опубликовано определение Святейшего Синода о производств испытаний по духовному ведомству на звание учителя или учительницы одноклассной церковно-приходской школы, вместе с правилами и программами для производства сих испытаний. Правление Зарайского духовного училища имело уже случай произвести такое испытание, именно псаломщика Зарайского уезда, села Верхнего Маслова, Ив. Светлова и признало его достойным звания учителя. В №10 «Рязан. Еп. Вед.» напечатаны журналы правления духовного училища, в коих сообщаются подробные сведения о порядке производства испытаний Светлову, предложенные ему вопросы и данные им ответы, как устные, так и письменные.

Семейное чтение утренних и вечерних молитв.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №33 1891 г.

Один из священников Рязанской eпapxии с начала сего года ввел в своем приходе следующий, заслуживающий полного ввимания, способ обучения прихожан и училищных мачьчиков необходимым молитвам. Он велел умеющим читать ученикам, что бы они у себя дома утром и вечером молились вместе с членами своих семейств, читая молитвы вслух и непременно по книге. Но так как каждому мальчику стеснительно самому начинать такое неслыханное дело в своей семье; то на внебогослужебных беседах священннк разъяснил прихожанам пользу сего, указав на слова Спасителя: "идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде ихъ". (Матф. 18, 20). Прихожане охотно приняли такое предложение, и в короткое время стала вводиться у них в домах такая молитва. При этом не мало заинтересовало их еще то, что, по окончании молитв, мальчики должны читать свои поминанья о здравии и упокоении близких родственников, что уподобляется поминовению при чтении псалтири, за которое крестьяне платят деньги. Такая постановка дела представляется очень полезной. 1) Мальчик-чтец незаметным для себя образом может выучить достаточно молитв с правильным произношением их. 2) Если не все члены семьи, то хотя некоторые, например, сестры и меньшие братья мальчика и вообще неграмотные, слыша каждодневно двукратное повторение тех же молитв, незаметно могут заучить их. Таким путем будет отчасти выполняться и другая прямая обязанность священника — учить закону Божию всех своих прихожан. 3) Далее, указанным способом будет облегчаться преподавание молитв и в школе: меныпие братья и сестры мальчика-чтеца явятся учиться в школу с знанием необходимых молитв. Правда., и теперь поступающие в школу иногда знают некоторые молитвы, но они знают их со слов неграмотного своего отца или дяди, каковое знание оказывается не редко искаженным, с опущениями или неуместными прибавлениями; исправление такого чтения в школе доставляет не мало труда учащим. А при сказанном способе этого не может быть, особенно, если священник, узнав, что известный ученик начал читать молитвы дома вслух, сам прослушает его чтение по книге в училище, и поправляя его, конечно наставит и других. 4) Может быть многие из крестьян не имеют обыкновения молиться дома за Царствующий Дом, за Святейший Синод, своего архиерея, своего духовного отца, начальствующих, своих родных, живых и усошпих, но при сказанном порядке они сознают свою обязавность.

Указанный способ чтения молитв учениками в семьях нельзя не признать желательным, и ввести его в своем приходе легко каждому священнику (Рязан. Епарх. Ведом. № 13).

Постановление Рязанского епархиального съезда духовенства о воспособлеиии причтам епархии на обсеменение полей н продовольствие.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №31 1891 г.

На рассмотрение бывшего в июне месяце сего года Рязанского епархиального съезда духовенства поступило много прошений от священников, целых причтов, от депутатов благочиннических округов и благочинного 4-го Сапожковского округа о вспомоществовании им из сумм эмеритальной кассы: одним на обсеменение полей и продовольствие в неурожайный нынешний 1891 год, другим на удовлетворение нужд по случаю пожаров, истребивших их дома и имущества. При суждении съезда по содержанию этих прошений, вопрос о вспомощестновании принял более широкую постановку, потому что за помощью кроме означенных просителей может обратиться духовенство других округов. В виду важности и существенной необходимости в воспособлении нуждам духовенства в настоящий бедственный год, с одной стороны, а с другой— в виду потребности значительной суммы на удовлетворение этих нужд, съезд имел самые оживленные прения и после долгих и всесторонних суждений большинством голосов принято в принципе — помочь и помочь немедленно. Но какими средствами? При суждении об этом, съезд брал в соображевие, что эмериталеная касса имеет свое специальное назначение и отчислять ее на случайные потребности — какого характера и есть настоящий вопрос о воспособлении,— не желательио бы, да и не совсем-то справедливо. Но вопиющая нужда у духовенства, такая нужда, которая многих поставит в положение боръбы за существование, заставила съезд без замедления открыть источник для ссуды нуждающимся выделением из суммы эмеритальной вассы 2000 р. и процентов с кассы 1500 р., так как никакого другого источника в ведении духовенства в настоящее время нет,—полагая, что таковым выделением не поколеблется норма в 35000 руб., потребных для существования эмеритуры. Но так как изысканная сумма в размере 3500 рублей далеко не в силах удовлетворить всем затребованиям о помощи, то съезд постановил открыть подписку во всей eпapxии чрез благочинных, с притлашением к пожертвованиям церковных причтов и прихожан по пригласительным листам, которые с собранными суммами должны быть препровождены в правление свечного завода не позже 1-го сентября текущего 1891 г. С просьбами о вспомоществовании на обсеменение и npoдовольствие причты должны обращаться в местные благочиннические советы, которые, внимательно обсудив предмет просьбы, определят степень нужды и со своим заключением препроводят в епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Попечительство же, рассмотрев представленные прошения нуждающихся с заключением благочиннических советов, распределит нуждающихся по категориям и, соответственно назначаемым на воспособление суммам, определит размер ссуды для каждого просителя и распределение свое к исполнению препроводит в правление свечного завода; в ведение которого будут переданы все суммы, назначенные на воспоообление нуждающимся. Ссуда будет выдаватъси заимообразно сроком не далее, как на три года—за первый год без процентов, а следующие два года из 4 процентов. По мнению съезда, эти проценты вместе с добровольными пожертвованиами будущнх годов (так как в настоящем году пожертвования имеют свое специальное назначение) могут составить со временем основной фонд для заимообразного обеспечения на случай бедствий от неурожаев и пожаров. Лицам, потерпевшим от пожара, съезд постановил рекомендовать обращаться за помощью к местному благочинническому попечителъскому совету, из обще-епархиальных же сумм помогать погорельцам только при особо-исключительных случаях, как наприм.: при пожаре во время постройки дома, или даже отстройке, если за краткостыю времени не было возможности застраховать дом. Высокопреосвященный Феоктист, выразив съезду "благодарность за попечительность о нуждающихся собратиях", в своей резолюции на этом постановлении съезда добавил: «если окажется, что поименованных сумм будет недостаточно и нужды бедных и бесприютных духовных лиц, особенно вдов и сирот, будут оставаться неудовлетворенными, то с своей стороны я готов по возможности оказать им безвозвратно денежное пособие чрез попечительство о бедных духовного звания». (Рязан. Епарх. Ведом. № 14).

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №42 1891 г.

Поступившие в Витебский епархиальный комитет в пользу голодающих 135 руб. 70 коп. отосланы комитетом в Рязанский епархиальный комитет для распределения между голодающими Скопинского уезда; кроме того, в пользу голодающих поступило еще 10 пуд. 20 фун. сухарей, которые препровождены комитетом в Пензенский комитет для раздачи голодающим Мокшанского уезда.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №43 1891 г.

В Рязани под председательством преосвященного Феодосия, епископа Михайловского, викария рязанской епархии, с 22-го сентября открыты действия рязанского епархиального комитета по сбору и распределению пожертвований в пользу пострадавших от неурожая. Со дня открытия действий комитета по 12-е октября в пользу пострадавших от неурожая поступило: 1) от других епархиальных комитетов, монастырей, кружечного сбора по церквям и частных лиц 4,112 р., 2) вещевых пожертвований – 57 четвертей 7 мер картофеля, 54 пуда 29 фунт. ржаных сухарей и 50 пудов ржаной муки. На денежные пожертвования комитетом при посредстве рязанской губернской земской управы приобретено шесть вагонов ржи, из коих пять вагонов, чрез уездные комитеты, направлены для распределения по приходам, наиболее пострадавшим от неурожая в уездах: Раненбургском, Данковском, Скопинском, Ряжском и Сапожковском. Сухари 54 пуда и мука 50 пуд. отправлены с той же целью в уезды Ряжский и Раненбургский.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №47 1891 г.

Картофельный хлеб. Один из земских начальников Касимовского уезда, Рязанской губернии, довёл до сведения начальника губернии, что значительное подспорье в продовольствии населения, в текущем неурожайном году, может составить картофель, но не как самостоятельное пищевое вещество, а в примеси к обыкновенному ржаному хлебу. Картофель, при этом, варится в чугуне, очищается от кожи, мелко протирается сквозь решето и в таком виде прибавляется к хлебной опаре, которую нужно долго и хорошо мешать. На пуд муки, из которого выходит с припёком полтора пуда хлеба, кладется пуд картофеля. Хлеб этот почти ничем не отличается от обыкновенного, только на вид как будто немного белее, кажется сыроватым и не так скоро черствеет. Если такой хлеб не особенно питателен, то имеет, по сравнению с ржаным, огромное преимущество в дешевизне. Пуд ржаной муки стоит в настоящее время 1 руб. 40 коп. и 1 руб. 50 коп., - следовательно, печеный хлеб обходится в 1 руб. за пуд; подмешав картофель, пуд которого стоит 20 коп., получается стоимость 2 1/2 пудов хлеба в 1 руб. 70 коп., т.е. 65 -68 коп. за пуд. Этот способ печения хлеба стал распространяться в селениях Касимовского уезда, Рязанской губернии.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №48 1891 г.

Рязанский епархиальный комитет, в заседаниях своих 2 и 7 октября, между прочим, постановил: на поступившие в комитет деньги, при посредстве агентов, закупающих хлеб для земства, по наиболее выгодным ценам, приобрести теперь же шесть вагонов зернового хлеба, ссыпать его с согласия земской управы в складах, устроенных земством на местах продовольствия постигнутого неурожаем населения. с тем, чтобы иметь полную возможность во всякое время брать из этих складов потребное количество хлеба для оказания помощи нуждающимся без особых затрат на провоз комитетского хлеба в избираемые комитетом те или другие, смотря по надобности, места благотворения и помощи нуждающимся.

Миссионерский сбориик 1891 г. январь-февраль. «Прибавления к Рязанским Епархиальным Ведомостям». Рязань, 1891 года, стр. 64, в 4-ку.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №13 1891 г.

По ходатайству высокопреосвященного Феоктиста, архиепископа Рязанского, Святейшим Синодом разрешено издавать, с 1-го января 1891 г., при Рязанских Епархиальных Ведомостях «Миссионерский Сборник», в виде особых прибавлений к сим Ведомостям, в количестве 6-ти двух-месячных книжек или 24 листов в год. Помощником редактора Ведомостей по изданию сего сборника утвержден преподаватель духовной семинарии по расколу и сектам, кандндат богословия Петр Смирнов.
Вышедшая первая книжка сего сборника представляет следующее содержание. Во главе помещены два указа Святейшего Синода о разрешении издания сборника и об утверждении помощннка редактора. Далее следуют миссионерские известия: 1) по eпapxии и 2) иноепархиальные. В епархиальных сведениях сообщается, во 1-х, перечень присоединившихся к православию, но без всякого пояснения обстоятельств присоединения и даже времени, когда эти присоединения последовали. В заметке о семинарских уроках по обличению раскола сообщаются сведенля о том, как ученики семинарии знакомятся с первоисточниками — по книгам единоверческого издания и как ведутся классные собеседования учеников на уроках по обличению раскола. Это последнее нововведение в местной семинарии состоит и следующем. Обыкновенно назначаютсл три ученнка, обязанные к известному времени приготовить тот или другой вопрос, на уроках уже разъясненный, прочитывая для сего предварительно все нужные пособия. Самое собеседование ведется так: один из назначенных вести собеседование кратко излагает сущность вопроса, учение православной церквн и главное возражение раскольников, причем обращается внимание на постановку вопроса. Затем речь предоставляется другому, который не становится на точку зрения раскольника, является как бы размысляющим по поводу тех или других возражений или обвинений раскольников против церкви; он делает возражения, разъяснения на которые дает уже третий собеседник. Допускаются замечания и со стороны каждого ученива в классе. В случае затруднения, разъяснения делаются преподавателем. Беседы эти предлолагается печатать в сборнике. Назначаемые вестн собеседования ученики относятся в делу не с вынужденным вниманием и похвальною добросовестностью. Есть и такие воспитанники, которые, решившись впоследствии быть миссионерами, специально приготовляются теперь к сему служению и обещают быть ревностнымн тружениками. Отдел иноепархиальных известий крайне скуден — всего две заметки, занимающие полторы страницы сборника. В отделе "Мнений печати" излагается содержание статьи: «Голос пастыря по вопросу о борьбе с расколом» (из «Руков. для сельских пастырей»), в коей выясняется важное значение домашних собеседований пастыря с раскольниками, и статьи «Сарат. Епарх. Вед.» о важном значении церковно-приходских школ в деле ослабления раскола. Отдел «Книжная летопись» содержит случайный перечень 10 книг, относящихся к расколоведению, вышедших в 1890 году, без всякого о них отзыва, а главное — без указания цены и места продажи, что особенно важно по отношению к провинциальным изданиям. После упоминания в том же отделе о превращении двух протнву-раскольнических изданий "Истина" и "Друг Истины" и о противураскольническом «Братском Слове», сделано такое замечание: "Строго научные статьи по расколу за последнее время более часто встречаются на страницах «Христианского Чтения». «Братское Слово» с одной стороны и «Христианское Чтение» и «Церковный Вестник» с другой издавна находятся между собой, по меньшей мере, в деликатных отношениях...» Подобного рода намеки с многоточияии, никому не полезные н не нужные, в деловом "Сборнике" представляются совершенно неуместными.

В отделе статей руководственных по обличению раскола помещены полностью, или только начаты печатанием следующие статьи: «Истинные пастыри церкви и истинные овцы ея», «Учение слова Божия о значении и необходимости христианских храмов», «Об обрядах» (из собеседований на уроках обличения раскола), «О перстосложении для крестного знамения», «Истинный смысл и значение церковных обрядов» и продолжаются или оканчиваются печатанием статьи: «Беседа Швецова с ректором Нижегородской семинарии», «Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Микулине», «Беседа о федосеевском безбрачии», «Русский раскол старообрядства». Относительно этого важнейшего в сборнике отдела нужно заметить, что статьи размещены в нем в совершенно случайном порядке, без всякого соображения с степенью важности предмета и с содержанием их, так, на первом месте почему то помещено продолжение беседы Швецова, статьи об обряде, однородные по предмету, разделены между собою, а самое главное неудобство — в первом же выпуске сборника помещецы продолжения и окончания статей, ранее начатых печатанием в местных "Епархиальных Ведомостях": такие статьи лучше бы или перепечатать для сбориика полностью, если они признаются полезными, или же, при переверстке отдельных оттисков из Ведомостей для 1-го № сборника, статьи, составляюшие продолжение или окончаиие, вовсе исключить из сборника. В настоящем же составе сборннк не имеет самостоятельного значения, и пользование им будет весьма неудобно, еели он будет обращен в отдельную продажу, независимо от "Епархиальных Ведомостей", что было бы желательно, в виду того, что статьи общего характера имеют интерес и значение для миссионеров и других епархий. Так как в первом выпуске сборника нет ниваких сведений о том, имеется ли он в отдельной продаже и можно ли его выписывать независимо от "Епархиальных Ведомостей" и по какой цене, то желательно получить эти сведения при следующем выпуске сборника, в котором полезно бы перепечатать и программу издания, утвержденную Святейшим Синодом и почему то не напечатанную в 1-м же номере вместе с указом Святейшего Синода о разрешении этого издания. В корректурном отношении желательно больше исправности.

Миссионерский сбориик 1891 г. март—апрель. Прибавления к Рязанским Епархиальным Ведомостям. Рязань, 1891 г. стр. 65—128.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №21 1891 г.

Второй выпуск этого полезного издания, сведения о котором уже сообщены были в № 13 "Прибавлений в Церковным Ведомостям" сего года, содержит в себе продолжение статей: "Разбор вероучения пашковцев" (небольшой отрывок), "Русский раскол старообрядства"— продолжение публичных чтений П. С—ва, и ряд самостоятельннх статей и заметок, представляющих живой интерес. Наиболее ценным и поучительным представляется особый отдел — «Из записок и сообщений миссионеров». Миссионер, священник села Ижевского Е. Остроумов сообщает обстоятельные сведения о раскольниках пяти селений 3-го Спасского округа, принадлежащих к разным сектам. Беспоповцы гнездятся в селе Ижевсвом, где обстоятельства, заставляющие упорствовать в расколе, совершенно внешние,— главным образом отхожий бондарный промысел в Астрахань и другие города Poccии, населенные богатыми раскольниками. Ижевские мужики поголовно оставляют свои семьи и хозяйство и уезжают на заработки в дальние губернии, где нередко проживают от 7 до 12 лет, ни разу не приезжая домой, и часто поступают там на работу к богатым закоренелым раскольникам, которые легко и совращают из православия в раскол своих бедных рабочих. Весьма характерно откровенное признание одного крестьянина, обращенного о. миссионером из раскола в православие. "Сначала я стал ходить в молельню не затем, чтобы перейти в их веру, а единственно чтобы подладиться к богачу хозяину. Мой хозяин, да не мой один, а все хозяева раскольники, очень был снисходителен к работе и щедр к тем православным, которые начинали ходить за их службы и хвалили ихнюю веру, — многих за это они делали даже хозяевами. Это очень манило меня, и я не обманулся. Хозяин, как скоро заметил, что я перестал ходить в церковь, совсем другим стал для меня. Тут я вздумал попросить у него денег на перестройку дома, он не заставил долго кланяться ему, тотчас дал 125 рублей. Эта ссуда до-того расплавила мое сердце, что я стал уже стыдиться прежнего своего замысла; ведь православный, рассуждал я, никогда не окажет такой помощи, и с тех пор начал чаще ходить за их службы, а там и совсем перешел к ним.— Вслед за сообщением других интересных бытовых подробностей из жизни местного раскола и о собеседованиях епархиальных миссионеров с беспопоповцами, о. миссионер Остроумов сообщает утешительные известия о благих последствиях бесед с раскольниками — беглопоповцами в селе Федосеевой пустыне, посдедовательно веденных приходским священником Амиантовым, сотрудником миссионера крестьянином Филатовым и епархиальным миссионером, священником Америковым: беседы cии настолько притупили жало раскольников, что ныне многие из них посылают своих детей в местную школу, чего прежде не бывало; дети раскольников наравне с православными учатся Закону Божию и внимательно выслушивают опровержение ложных учений их отцов и дедов, которые священник Амиантов, как в школе, так и вне ее, в семействах пасомых, старается распространять ревностно. И замечательно, что, по отзыву миссионера, о. Амиантов нимало чрез это пастырское слово не оттолкнул от себя раскольников, напротив, так сказать — завоевал их к себе расположение и начинает пользоваться в их среде самою отрадною популярностью: бывает у них во время праздников и со святым крестом, бывает и как гость, открыл наконец себе доступ даже и в моленную их (стр. 82).
Следующая затем "беседа с молоканами села Климова и деревни Жабиной", веденная окружным миссионером, соборным протоиереем г. Раненбурга М. Дядьковым и местным священником А. Дунаевым, и изложенная весьма живо и общедоступно, примечательна, между прочим, в том отношении, что показывает, как кривосказательно и невежественно толкуют молокане слово Божие и тем не менее уловляют простодушных в свои пагубные сети. В этой беседе молоканин между прочим приводит слова святого апостола Иакова: исповедайте друг другу согрешения (5, 16) и говорит, что нет нужды ходить на исповедь к православному священнику: можно довольствоваться тем, если расскажешь грехи своему собрату простолюдину, совершенно упуская из виду предшествующие слова апостола—о призывании пресвитеров церковных для молитв над болящим и для помазания во имя Господне.

Отдел миссионерских известий по eпapxии в настоящем выпуске значительно разнообразнее и полнее. В нем обращает на себя внимание "Записка" о необходимости общего съезда миссионеров eпapxии, помимо других своих важных целей—и для того, "чтобы способствовать вкоренению в сознании трудящихся на миссионерском поприще лиц важности. их дела, о котором, как деле новом, они будут иметь представление не на основании только бумажного предписания". Из этого отдела помещаем нескольво сообщений в другом месте.—Наконец в этой же книжке помещены две библиографичесвия заметки: 1) Суждения русских и иностранных писателей о "Крейцеровой сонате" графа Л. Толстого и 2) Неизданное полемическое против раскола сочинение Симона Лагова, архиепископа Рязанского.

Миссионерский сборник. Выпуск 3-й (май — июнь) и 4-й (июль—август) 1891г. Прнбавления в Рязанским Епархиальным Ведомостям.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №41 1891 г.

Сведения о первых двух выпусках сего сборника сообщены были нами в №№18 и 21 «Церк. Вед.» В дальнейших двух книжках содержится продолжение или окончание шести статей, начатых печатанием в предыдущих книжках, и ряд новых статей и заметок, имеющих как местный интерес для Рязанской eпapxии, так и общий. Так, в 3-й книжке помещено извлечение из отчета епархиального комитета Миссионерского Общества за 1890 год, из которого видно, что Комитетом в отчетном роду израсходошо 6025 руб., из коих 6015 руб. препровождено в совет Миссионерского Общества. На средства комитета содержится Карамышевская Свято-Владимирская двухклассная церковно-приходская школа с 87 учащихся, с общежитием для детей из отдаленных деревень. Далее следует статья о Рязанском митрополите Стефане Яворском, как полемисте против раскола, представляющая краткий, но тщательно составленный обзор его сочинений, направленных против раскола, с попутною оценкою их достоинств и недостатков. Небольшая статейка о покловенин Богу духом и истиною раскрывает смысл речи Спасителя в беседе с самарянкою (Іоан. 4, 20—23), изъясняя, что Господь в сей речи указал свойства истинности и совершенства христианского богопочтения и отсутствие их в предшествовавших ему формах богопочтения по самому их существу и целям и раскрыл злоупотребления и искажения последних, их преимущественное или же исключительное обращение внимания на внешность. Поучение в день Сретения Господня, на текст: "Се, лежит сей на падение и на востание многих во Израили и в знамение пререкаемо" (Лук. 2, 34) раскрывает мысль о непоколебимости церкви в виду ересей и расколов в указует руководствоватьсд примером Иисуса Христа в отношеним к заблуждающимся — раскольникам. В отделе "Из записок и сообщений миссионеров" оо, мессионеры других епархий найдут не мало для себя поучительного и руководственного. В полемнческой заметке: "Есть ли штунда в Рязанской губернии" опровергается сообщение "Московских Ведомостей" о появлении штунды и в Рязанской губернин и положительно заявляется, что "в ней нет и никогда не было ничего похожего на штувду" (стр, 173). По поводу высказанного в предыдущих наших отзывах замечания, в третьем выпуске напечатана программа издания "Миссионерского сборника" и объявлено, что «Сборник» можно выписывать и отдельно от Епархиальных Ведомостей, по 1 руб. 70 в. за годовое издание, что представляет несомненное удобство для иноепархиальных читателей. Расширены и отделы епархиальных и иноепархиальных миссионерских известий. В книжной летописи не указывается цена изданий, что было бы желательно.
В 4-м выпуске Сборника, кроме продолжения вышеупомянутых статей, помещен отчет братства св. Василия, епископа Рязанского, на 1890 год (сведения из сего отчета будут помещены в отделе известий и заметок) и следующие статьи: 1) Случайный разговор миссионера со щтундистом о том, что должно почитать святых и молиться им (киевского миссионера священника Саввы Богдановича). Из помещения этой статьи видно, что хотя в Рязанской епархии и нет штундистов, но редакция имеет в виду знакомить не только с расколом, но и с другими сектами, что и придает сборнику не тольво местный епархиальный интерес, но и общее значение, что вполне соответствует программе изданияи 2) "Вопрос старообрядца об антихристе и ответ на него". К священнику села Красного, Ёгорьевского уезда, П. Арбекову старообрядец беспоповщинского толка Павел Львов обратился с письменною просьбою разъяснить ему, "что есть антихрист и как о нем умствовать", при чем указал на противоречивые, повидимому, пророчества об антихристе. В ответе священника Арбекова изложено в главных чертах православное учение об антихристе, на основании слова Божия и святоотеческих писаний, с пояснительними примечаниями редакции Сборника.

В заключение заметки считаем неизлишним сообщить, что статьи и известия для помещения в Миссионерском Сборнике, а также и подписка на это издание адресуются в г. Рязань, преподавателю духовной семинарии Петру Семеновичу Смирнову, сотруднику редакции.

Миссионерский Сборннк. Сентябрь-октябрь 1891 г. Прибавления к Рязанским Епархиальным Ведомостям.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №45 1891 г.

Это уже пятый выпуск сборника, содержанием и характером которого читатели Церковных Ведомостей были ознакомлены в отзывах о предшествующих выпусках. В настоящей книжке окончены печатанием статьи: «Русский раскол старообрядства», «Разбор вероучения пашковцев», «Учение слова Божия о значении и необходимости христианских храмов» и библиографическая заметка "О неизданном полемическом против раскола сочинении Симона Лагова, архиепископа Рязанского, под названием: "Шесть обличении". О неизданном сочинении архиепископа Симона замечено в заключение заметки, что оно не заключает в себе важных данных о состоянии современного автору раскола (писано соч. в 1795 г.) и потому нет необходимости в напечатании его. Рукопись Симона Лагова хранится в библиотеке Рязанской духовной семинарии.
Из миссионерских епархиальных известий отметим одну подробность, обращающую на себя внимание своею необычною особенностью. Миссионер села Ижевского, священник Остроумов, 15 августа открыл публичные собеседования с ижевскими беспоповцами под открытым небом. Так как вожаки беспоповцев, несмотря на приглашение, не явились, то после вступительной речи миссионера, из громадной толпы народа выступил мальчик, лет 14, Иван Шашкни и просил позволения поговорить с молодым старообрядцем. Как юный православный совопросник, так и мнимый старообрядец, его противник, Киев оказались воспитанниками местного образцового училища. Словесное состязание двух юношей сильно заинтересовало слушателей. В толпе народа водворилась мертвая тишина. Обменявшись краткими приветствиями, мальчики тотчас повели беседу по вопросам излюбленным старообрядцами, заранее приготовившись, под руководством миссионера, по статье о. архимандрита Павла "Краткое руководство к познанию правоты св. церкви и неправоты раскола, изложенное в форме разговоров между старообрядцем и православным". Разговор был веден спокойно, разъяснения вопрошающему давались вполне отчетливо; свидетельства преводились почти все ва память. Многие из старообрядцев не раз поднимались с мест, чтобы посмотреть, не по книгам ли вопрошают и отвечают, и разубедившись в этом, удивлялись даровитости мальчиков и вместе с тем боялись пропустить какое либо словечко из их беседы.

В отделе известий иноепархиальных окончен печатанием отчет о втором миссионерском съезде в Москве, заимствованный из «Моск. Вед.»

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №21 1891 г.

Библиотека при братстве святителя Василия, епископа Рязанского, открывает свои действия как епархиальная миссионерская библиотека, согласно правил Святейшего Синода об устройстве епархиальных, уездных и окружных миссионерских библиотек. Совет братства святителя Василия поручил членам своим, преподавателям семинарии П. С. и А. Д. представить свои соображения, чем требуется пополнить библиотеку и на какую, примерно, сумму, а также составить особые правила относительно заведывания библиотекой, выдачи книг и т. д. («Миссион. Сборн.» №2)
***

Совет братства святителя Василия Рязанского разослал уездным и окружным миссионерам печатные бланки с требованием ответить на следующие вопросы: 1) в каких селениях находятся раскольники и сектанты, сколько таковых в каждом селении – мужского пола и женского, и в каком толку или согласию принадлежат они; 2) есть ли какие-либо особенности в вероучении или образе жизни их и если есть, то какие именно; 3) когда возник в известной местности раскол или сектантство и при каких условиях развивались; 4) какие обстоятельства способствуют существованию или развитию раскола или секты в настоящее время; 5) о мерах борьбы с расколом, сведения о публичных и частных беседах, проповедях с церковной кафедры, церковно-приходских и земских школах; не практикуются ли какие-либо другие меры к ослаблению раскола? 6) отношение раскольников и сектантов к православной церкви, духовенству и православным прихожанам; случаи обращения в православие; 7) каталог книг окружных миссионерских библиотек. Совет братства находит, что подробное ознакомление с расколом епархии весьма важно в деле борьбы с ним. («Миссион. Сборн.» №2)

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №52 1891 г.

Братство святого Василия, епископа Рязанского. Общие всем православным церковным братствам дела (распространение и утверждение в простом народе истин христиансвой веры и борьба с заблуждениями. раскола и сект) Рязанское братство святого Василия стремилось осуществить теми же средствами, как и все прочие таковые братства, именно: 1) открытием и поддержанием церковно-приходских школ, каковых в 1890 г, было 378 и в них обучалось свыше 11 тыс. человек; 2) содействием церковно проповеднической деятельности епархиального духовенства, с какою целью братством был издан второй выпуск проповеднического сборника (1-й вып. был издан в 1889 г.), заключающий в себе 89 поучений, и, кроме того, по распоряжению высовопреосвященного Феогноста, изданы "Поучения и речи при приводе к присяге по судебным делам";. 3) в видах содействия устройству при церквах внебогослужебных собеседований, братство снабжало сельское духовенство нужными для того пособиями, в особенности Троицкими листками, наиболее для того полезными. Борьба с расколом м сектами велась епархиальным миссионером, на содержание которого братством в отчетном году отпущено 1450 р., окружными миссионерами и их помощниками; последние должности учреждены в тех благочиннических округах, где есть раскольники или сектанты. Пособием при ведении бесед служили миссионерские библиотеки — общеепархиальная, окружные и церковные (последние составляются главним образом из разных пособий по обличению раскола и сект). Кроме того, в г. Рязани при церквах Николоямской и семинарской велись внебогослужебные собеседования с раскольниками, в последней — при участии преподавателей семинарии. — Для печатания трудов Рязанских миссионеров при Рязанских Епархиальных Ведомостях с 1891 г. издается «Миссионерский Сборник». — Отрадные результаты деятельности Рязанской миссии за минувший год наглядно выразились в том, что за этот год не было ни одного случая совращения в раскол и сектанство, в православие же обращено 48 лиц обоего пола.

Средства братства выражаются в следующих цифрах: неприкосновенный капитал равнялся 10150 р., поступило на приход за минувший год вместе с остатком от предыдущего года 6110 р.; всего израсходовано 6068 р., в том чнсле на церковно-приходские школы 2360 р. и на приобретение книг 1735 р. 41 коп. («Миссион. Сборн.» кн. 7—8).

0
 
Разместил: Игорь    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте